Ход мысли
Константин Буянин
Константин Буянин
заместитель директора Корпоративного университета РЖД

Ход мысли

Стратегические сессии необходимы бизнесу
В ОАО «РЖД» растёт спрос на проведение стратегических сессий. В 2023 году по запросам железнодорожников командой Корпоративного университета РЖД было организовано свыше 30 сессионных мероприятий. В текущем году этот формат также остаётся востребованным. Заместитель директора Корпоративного университета РЖД Константин Буянин рассказал «Пульту управления», какие вопросы эффективно решают современные форматы группового взаимодействия, как часто стратсессии нужны бизнесу и производству и о чём должен знать заказчик, обращаясь к архитекторам коммуникационных процессов – фасилитаторам (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный» – специалист, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента).


Поиск нужных решений

– Мы часто слышим термин «стратегическая сессия». Такое название могут дать и совещанию, и тимбилдингу, и встрече для разговора по душам. Давайте внесём ясность: что это за мероприятие, какова его цель и для кого оно предназначено?
– Формат стратегической сессии – это особая механика обсуждений, где модераторы групповых коммуникаций с помощью профессиональных инструментов помогают участникам пройти все стадии, необходимые для принятия согласованных решений. Совместная мыслительная работа в сопровождении модераторов позволяет сформулировать или актуализировать стратегию развития бизнеса, договориться о совместных шагах и выработать общее понимание процессов. Идеи и выводы, полученные в ходе такого группового взаимодействия, могут использоваться годами, масштабироваться, адаптироваться для других продуктов или подразделений.





– С какими запросами подразделения РЖД обращаются в Корпоративный университет РЖД? Меняются ли потребности?
– Практика показала: область использования формата стратегических сессий в РЖД становится шире. Его применяют не только для целеполагания и поиска компромиссных решений, но и в случаях, когда необходимо получить качественный срез мнений о развитии сервисов компании, провести оптимизацию производственных процессов, установить регламент взаимоотношений с партнёрами внутреннего и внешнего контура, прийти к единому мнению в ситуациях, связанных с пересечением интересов.
Например, в ходе стратегической сессии «Генерация идей для устойчивого роста и развития компании» с участием представителей кадровых блоков филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД» нам удалось сформулировать подходы к работе, понятные и приемлемые для каждой из сторон дискуссии.
Часто руководители, которые становятся приглашёнными участниками стратегических сессий, в дальнейшем обращаются к нам, чтобы организовать подобное мероприятие уже для решения задач своих подразделений. Этот фактор наглядно иллюстрирует эффективность формата как инструмента перспективного планирования и управления коллективом или ситуацией.

– К чему должен быть готов руководитель, который обратился в Корпоративный университет РЖД с запросом на организацию стратегической сессии?
– Каждое сессионное мероприятие уникально с точки зрения ожиданий заказчика, характеристик продукта, ситуации и состава участников. Для нас, организаторов, не существует универсальных подходов. Поэтому, принимая решение провести стратегическую сессию, необходимо помнить: это конкретное мероприятие не будет таким, «как у смежников», или таким же, «как в прошлый раз». Выбор инструментов всегда будет индивидуальным.
Основное, к чему стоит приготовиться заказчику, – это максимальная вовлечённость в мероприятие на всех этапах. Успех стратегической сессии во многом зависит от объёма, качества и достоверности информации, которую руководитель предоставит организаторам, от его готовности к диалогу на этапе подготовки и открытости в процессе проведения стратегической сессии. Активное взаимодействие управленца с организаторами, участие в обсуждениях – залог эффективности нашей совместной работы и достижения поставленных целей.

– Как строится работа профессиональных организаторов стратегических сессий?
– Проведение стратегической сессии – это управление командной дискуссией, поддержание определённого тона, атмосферы коммуникации, контроль тайминга, а также соблюдение правил диалога, равновесности включения участников, организация пространства, разрешение непредвиденных ситуаций в моменте.
После сессии, если это необходимо заказчику, мы переводим результаты работы группы в цифровой формат. Обсуждаем с заказчиком результаты проведённой работы с точки зрения соответствия поставленных задач и полученных результатов. Таким образом, чтобы организовать эффективную стратегическую сессию, следует понимать задачи, уметь собрать текущий контекст, спроектировать архитектуру сессии, конструктивно провести группу через серию последовательных дискуссий, важным этапом которых является профессиональная работа с возражениями сторон.
Кроме того, нужно сделать так, чтобы все в равной степени могли поучаствовать в создании стратегии, а также провести анализ результатов и запланировать последующую работу над реализацией стратегии.
Нужный результат определяет формат

– Какие виды сессий Корпоративный университет РЖД может предложить железнодорожникам?
– Можно выделить несколько направлений. Первое – непосредственно сама стратегическая сессия. Она будет эффективна в ситуациях, когда происходит слияние или переформирование подразделений; в коллективе предстоят изменения. Также это инструмент планирования, определения горизонтов развития и распределения обязанностей.
Второе направление – коммуникационная сессия, это ещё один формат взаимодействия, который можно интегрировать в рабочие процессы для достижения наилучшего результата в тех случаях, когда необходимо провести конструктивный обмен мнениями, внести корректировки в утверждённый план действий, получить обратную связь о новом продукте или технологическом процессе.
И сравнительно новый, очень интересный формат с большим потенциалом применения – костровая сессия. В частности, он позволяет конструктивно решать спорные или даже конфликтные ситуации как внутри коллектива, так и на внешнем контуре.

– Когда вы говорите «костровая сессия», возникают самые разные ассоциации. А о чём это на самом деле?
– Костровая сессия – это дизайнерский подход к организации неформальных коммуникаций в рабочем коллективе, который благодаря созданию особой атмосферы позволяет добиться от участников максимальной открытости и вовлечённости. Это своего рода «совет племени», на котором происходит обмен опытом, неформальное обсуждение идей, разбор сложных ситуаций и межличностных конфликтов.
Для того чтобы костровая сессия состоялась, недостаточно погасить свет и создать имитацию пламени. У неё есть свой регламент и инструменты взаимодействия с участниками, которыми владеют профессиональные модераторы.

– Расскажите о команде, которая работает в Корпоративном университете РЖД для проведения стратегических сессий.
– В университете сформировалась сильная внутренняя экспертиза в работе фасилитаторов. Об этом говорят в том числе высокие оценки статусных профессиональных сообществ. Так, в 2022 году наша коллега Наталья Манько завоевала звание «Лучший корпоративный фасилитатор» на конкурсе Ассоциации фасилитаторов. Четыре сотрудника нашей команды являются сертифицированными практикующими фасилитаторами по технологии PitPoint, это техника модерации, основанная на применении простых и быстрых способов визуализации. Сейчас разрабатывается российская сертификация, мы уже готовимся её пройти.
Совсем недавно Евгений Марченко, преподаватель Центра развития навыков персональной эффективности нашего университета, стал победителем в номинации «Опытный бизнес-тренер» XIX Всероссийского конкурса «Тренерское мастерство». Экспертиза, методический фундамент и профессиональные подходы Корпоративного университета РЖД по праву были признаны лучшими.
Фасилитаторов Корпоративного университета можно охарактеризовать так: максимально клиентоориентированы в общении с заказчиком и человекоориентированы в работе с участниками сессий. Наши сильные стороны – способность быстро переключаться от одного инструмента коммуникаций к другому, глубокая погружённость в отраслевую специфику РЖД и многократно подтверждённый уровень профессионализма.

– Сегодня уже можно говорить о тенденциях 2024 года? Какие запросы востребованы сейчас?
– По-прежнему пользуются спросом темы технологических трансформаций, краткосрочного и среднесрочного планирования с учётом изменений экономической, социальной и международной повестки. Возможно, увеличится количество запросов на межотраслевые сессии, в рамках которых подразделениям предстоит найти алгоритмы эффективного взаимодействия с партнёрами внешнего контура.

Беседовала Ирина Иванова
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию
Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон
«Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2019 год
Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны
Сергей Фаер
«Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны». Издательство «Альпина Паблишер» 2018 год
Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru