Делиться знаниями
Сергей Гуляев
Сергей Гуляев
машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Тимашевская Северо-Кавказской дирекции тяги ОАО «РЖД», победитель конкурса «Лучшие практики наставничества»

Делиться знаниями

Наставником может быть только неравнодушный человек
Сам факт проведения Всероссийского форума «Наставник» говорит о том, что система наставничества в нашей стране продолжает развиваться.

Наставничество – это гарантия сохранения и приумножения знаний и опыта коллектива. Кроме того, по собственному опыту знаю, что и сам наставник, обучая новичка, постоянно совершенствуется, чтобы быть способным ответить на любой вопрос подшефного работника.

На форуме мне удалось встретиться с руководством нашей дирекции и представителями компании, узнать о планах развития отрасли, поговорить с коллегами с других дорог, узнать, как развивается наставничество у них.

Также полезно было пообщаться с коллегами из смежных отраслей, узнать, как у них решаются вопросы обучения и наставничества. В разговоре с работниками гражданской авиации о занятиях на тренажёрах выяснилось, что подход к ним у железнодорожников и лётчиков принципиально различается. Если у нас акцент сделан на понимании формируемой тренажёром ситуации, то в авиации во главу угла ставится автоматизм действий.

К примеру, если машинист видит запрещающий сигнал, он должен быстро оценить ситуацию, расстояние до сигнала, решить, какое торможение применить для остановки поезда. Проще всего применить экстренное торможение, но если ведёшь пассажирский поезд, могут пострадать люди. Поэтому сначала оценка ситуации: позволяет ли оставшееся до сигнала расстояние остановиться без использования экстренного торможения.

А лётчики, как я понял, все действия отрабатывают до автоматизма: сработал прибор «А» – нажми кнопку «Б». Возможно, если изучить различные подходы к обучению, то можно выработать некий оптимальный вариант.

Полезно было бы проводить подобные форумы регулярно.

На мой взгляд, от Дирекции тяги на них стоит отправлять не только машинистов-инструкторов, но и машинистов, которые непосредственно занимаются наставничеством. Дело в том, что условный машинист Иванов проводит с условным помощником Петровым значительно больше времени, чем инструктор Сидоров. Соответственно, именно машинист в первую очередь является наставником для помощника. А таких машинистов, которые с душой отдаются наставничеству, немало в том числе и в нашем депо.

Уверен, что настоящим наставником, не для галочки, может быть только неравнодушный человек.

Моим первым наставником был машинист локомотивного депо Тимашевская Северо-Кавказской дороги Владимир Рымарь. К нему я пришёл в конце 1992 года после шестимесячного обучения на курсах помощника машиниста.

Во время первой совместной поездки он сказал мне: «Я тебя буду учить. Для начала открывай портфель. Расскажу, какие инструменты должны быть в поездке у помощника». И так всё то время, что я работал помощником, он меня учил. Вместе в отпуск шли, вместе на технических занятиях, вместе в поездках.

Через несколько лет я отправился в Ростовскую дортехшколу обучаться на машиниста и спустя шесть месяцев получил права. Моими наставниками в то время были Анатолий Захарченко и Владимир Шелест. На любой вопрос они давали очень доступный ответ, делились своими знаниями и опытом. Отработав машинистом пару лет, за безаварийную работу я получил 3-й класс квалификации. Спустя ещё год руководство депо начало воспитывать из меня наставника, в кабине стали появляться молодые помощники.

В конце 90-х годов я прошёл обкатку и стал работать в пассажирском движении, получив 2-й класс квалификации и обучая по одному-два ученика в год.

В декабре 2004 года меня вызвали из отпуска и объявили, что по производственной необходимости отпуск прерывается, и мне предложили должность машиниста – инструктора на поездную колонну. Конечно, сначала было непросто. Нужно было завоевать авторитет у людей, отработавших в депо значительно больше меня. Нужно было стать на голову выше по техническим знаниям более осведомлённых машинистов моей колонны. Добиться их уважения было сложно.

Непростая задача потребовала дополнительных знаний, штудирования учебной литературы. Несмотря на должность инструктора, я не смущался обращаться за разъяснениями по какому-либо сложному вопросу к опытным машинистам.

Для себя вынес два главных правила. Во-первых, никогда не обманывать подопечных: если не знаешь ответа на какой-либо вопрос, так об этом и сказать. А найдя ответ, всё объяснить обратившемуся к тебе с вопросом машинисту. Во-вторых, никогда нельзя отказывать бригадам в консультации, отговариваясь отсутствием времени и прочим. Если человек к тебе обращается, ты обязан ему помочь, подсказать. Отложи все свои дела в сторону, но удели внимание.

Через какое-то время я заметил, что на мои занятия приходят не только «свои» работники, но и из других колонн. В результате мне предложили стать инструктором по обучению локомотивных бригад. Главное отличие в том, что теперь, помимо общих занятий, инструктор занимается с людьми и индивидуально.

И вот уже десятый год я тружусь в этой должности. За время работы подготовил более 400 машинистов. Именно успехи в обучении своих подопечных послужили причиной, по которой я принял участие во Всероссийском форуме «Наставник».

Приятно, что по итогам проведённого в рамках форума конкурса «Лучшие практики наставничества» я стал обладателем специального приза в номинации «Наставник на транспорте».
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100