Ставка на Zero

Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда
Система управления охраной труда на железных дорогах России выстраивалась многими поколениями. Первый шаг на этом пути был сделан 12 марта 1844 года. По распоряжению императора Николая I перед началом строительства железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва предписывалось создать особое полицейское управление и назначить старших офицеров в каждой железнодорожной дирекции. В их обязанности входил контроль за бытовыми условиями рабочих, организацией питания и прохождением профилактических и медицинских осмотров. С тех пор на железных дорогах безопасность труда – один из главных приоритетов.
«Позиция компании заключается в том, что вопросы охраны труда и защиты окружающей среды имеют такое же важное значение, как обеспечение гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса. Никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат необходимости обеспечения безопасности работников компании», – отмечает начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.

Пять лет назад в управлении охраной труда в РЖД началась новая эпоха. В 2013 году правление компании поставило задачу перейти от реактивного управления рисками к проактивному, от компенсации потерь к их предупреждению и максимальному снижению воздействия на сотрудников вредных производственных факторов. Так называемый риск-ориентированный подход лёг в основу нового стандарта, который вступил в силу в 2014 году.

Сегодня риск-ориентированный подход внедрён уже во всех подразделениях производственного блока. На основе статистики травматизма за последние 10–20 лет выстроены матрицы рисков по 206 профессиям.
«Зная эти риски, мы можем принять меры, чтобы предупредить опасные ситуации. А это, в свою очередь, позволяет нам снижать количество травмированных на производстве», – поясняет Пётр Потапов.

Ключевым показателем эффективности функционирования системы управления охраной труда является уровень производственного травматизма.За пять лет, что прошли с момента «перезагрузки» системы, общий травматизм в РЖД удалось снизить на 37%, с тяжёлыми последствиями – на 38%. Почти вдвое (на 44%) уменьшилось число несчастных случаев с летальным исходом. В целом же с момента образования ОАО «РЖД» общий травматизм сократился в 6,5 раза, смертельный – в 5,6 раза. На территории пяти железных дорог – Калининградской, Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Северной и Свердловской – в прошлом году вообще не было допущено ни одного случая с летальным исходом.

Теперь стоит задача к 2020 году добиться таких же результатов по всей сети. Как это сделать, прописано в комплексной программе на три года, которая охватывает разные сферы: технологии, обучение, обстановку в коллективах.


На рабочих местах

Один из шагов к снижению травматизма – улучшение условий труда. За последние пять лет расходы компании на эти цели выросли почти в два раза: с 12,17 млрд руб. в 2012 году до более 20 млрд руб. в 2017-м.

За это время удалось снизить долю рабочих мест с вредными условиями труда с 37% до 26%. При этом подавляющее большинство из них – 74% – имеют наименее «вредные» классы: 1-й и 2-й. Рабочих мест с наивысшими классами вредности – 3.3 и 3.4 – в компании вообще не осталось.

Основная задача на ближайшие годы – автоматизировать наиболее опасные производственные процессы, чтобы вывести человека из этих рабочих зон. Речь идёт о безлюдных технологиях и дистанционном управлении техническими средствами.
«Идёт работа над автоведением поездов. Первый пилотный проект – Московское центральное кольцо. Мы должны к 2021 году организовать регулярное движение в беспилотном варианте», – рассказал на Всероссийской неделе охраны труда, прошедшей в апреле в Сочи, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

Условия труда локомотивных бригад вообще значительно улучшились за последнее время. По словам Сергея Кобзева, 30% парка – новые модели, остальные модернизируются. За два года – с 2015-го по 2017-й – количество локомотивов, оборудованных системами кондиционирования, увеличилось на 52% и сейчас составляет 55% парка.

Не менее важно, по мнению Петра Потапова, установить для каждого вида работ чёткий и понятный алгоритм безопасных действий, контролировать его исполнение и обучать работников.

Дело в том, что основные причины несчастных случаев на железной дороге – организационного характера. В первую очередь это неудовлетворительная организация и контроль за работой, а также нарушение технологической дисциплины. Результаты расследований происшествий за последние три года говорят о том, что 89% смертельных случаев произошли из-за невыполнения работниками и руководителями тех или иных требований.
«В компании необходимо активизировать работу по повышению культуры производства. Нужно вовлекать руководителей всех уровней управления и самих работников в обеспечение личной и коллективной безопасности», – подчёркивает Пётр Потапов.


Культура безопасности

Принято выделять четыре стадии развития культуры безопасности на производстве. Первая – реактивная, когда работник действует в соответствии с естественными инстинктами и чувством самосохранения. Вторая – зависимая – предполагает, что в компании есть требования по охране труда, но работник выполняет их больше по принуждению. Третья стадия – независимая – начинается тогда, когда большинство сотрудников осознанно соблюдает меры безопасности и присматривает за своими коллегами. И, наконец, четвёртая стадия, которая как раз и позволяет добиваться нулевого травматизма, – командная работа, когда в обеспечении безопасности заинтересованы и задействованы все работники.

На данный момент РЖД по этой шкале находятся на границе «зависимого» и «независимого» уровней управления.

С одной стороны, у работников есть возможность вносить вклад в обеспечение безопасности. С 2015 года в компании действует визуализированная система контроля КСОТ-П (комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте), которая позволяет каждому сотруднику вносить выявленные замечания. Год назад эту систему автоматизировали, поэтому все эти замечания и несоответствия руководители могут просматривать в режиме реального времени и в зависимости от категории их опасности принимать адресные корректирующие меры. Это позволяет вовлекать персонал в систему управления охраной труда, что и характеризует третью стадию эволюции культуры безопасности.

Однако сами работники пока не вполне осознают свою роль и нередко пренебрегают правилами, причём основная причина опасных действий – банальное нежелание выполнять требования.

Культура безопасности труда должна быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, убеждены в компании. Во-первых, руководители всех уровней несут прямую ответственность за предотвращение происшествий, и каждый из них обязан личным примером показывать внимательное отношение к соблюдениям правил техники безопасности. Опасные действия и опасные условия на рабочих местах должны оперативно устраняться, а расследованию должны подвергаться все происшествия, а также предпосылки к ним, отмечал, выступая на февральском совещании главных инженеров ОАО «РЖД», начальник Юго-Восточной дороги Сергей Задорин. «Следует производить оценку принимаемого персонала травмоопасных профессий на склонность к риску и составлять психологический портрет потенциального нарушителя для дальнейшей точечной работы», – считает он.

Кстати, основная идея Vision Zero – все травмы могут быть предотвращены.


Обучение труду

Обучение сотрудников осознанию последствий своих поступков – ещё один важный аспект в системе охраны труда. Для этого предусмотрены разные форматы, например технические занятия и инструктажи-тренинги по охране труда.

Так, в прошлом году обучение по вопросам охраны труда, пожарной и промышленной безопасности прошли около 4 тыс. сотрудников Восточно-Сибирской дороги. «Учиться должны не только специалисты, но и руководители предприятий», – замечает начальник службы охраны труда и промышленной безопасности ВСЖД Иван Макархин. По итогам 2017 года ВСЖД удалось за счёт снижения общего травматизма обеспечить первое место в общесетевом рейтинге.
«Помощниками в столь важном деле обучения служат кабинеты с методологическими иллюстрациями, наглядной агитацией, необходимыми макетами и тренажёрами. Здесь специалисты по охране труда отрабатывают с работниками внештатные ситуации, которые могут возникнуть в процессе выполнения той или иной технологической операции. Во время занятий сотрудники знакомятся с нормативно-технической документацией и специальной литературой по охране труда», – рассказывает начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности Калининградской дороги Геннадий Середа.

Профилактические проверки тоже помогают формировать правильные навыки у сотрудников. «Наиболее перспективный путь обеспечения снижения уровня производственного травматизма – это внедрение передовых методик профилактики, в том числе системы аудита безопасности, что позволяет формировать у работников профилактические навыки, соответствующие современным представлениям о культуре безопасного труда», – замечает Геннадий Середа.

Эффективная работа с людьми – один из основных секретов нулевого травматизма. Это подтверждает и опыт Центральной дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД».


Из аутсайдеров в лидеры

В 2016 году в дирекции резко вырос уровень производственного травматизма, вспоминает начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности Ольга Фалькова.

В дирекции изучили передовой опыт по снижению травматизма, в том числе иностранный. В результате пришли к выводу, что каждый работник должен нести ответственность за состояние охраны труда на предприятии – без реализации такой политики даже самое современное производство не застраховано от случаев травматизма по причине халатного отношения работников и открытого пренебрежения по соблюдению правил и норм охраны труда.

Дирекция разработала и растиражировала карманную «Памятку для работников по культуре безопасности», отражающую основные принципы работы и правила, выполнение которых работниками и работодателями может дать положительный эффект.

Особое внимание было уделено обучению руководителей, так как они являются для подчинённых примером для подражания. «Мы решили развивать у руководителей лидерские качества и компетенции в области культуры безопасности», – рассказывает Ольга Фалькова.

Специально для этого было разработано практическое руководство для менеджеров по лидерству в области культуры безопасности «Подавать личный пример». В него включили основные правила построения беседы при проведении проверок, порядок контроля рисков при выполнении основных работ, характерных для филиала, а также «Золотые правила ЦДТВ» в области безопасности труда.

Как замечает Ольга Фалькова, была проделана огромная работа по уходу от жёсткокомандной формы управления в вопросах профилактики производственного травматизма.

На данный момент приоритеты ЦДТВ – повышение прозрачности системы фиксации нарушений по вопросам безопасности и мотивация работников на выявление нарушений.
«Наш филиал единственный в ОАО «РЖД», где сохранилась практика проведения внутренних аудитов безопасности, которые направлены на выявление узких мест на производстве и выработке корректирующих мероприятий по их ликвидации без поисков виноватых и правых», – отмечает Ольга Фалькова.

Сейчас у Центральной дирекции есть группы в WhatsApp – это открытые платформы по взаимодействию с целевой аудиторией в вопросах охраны труда.

Все эти меры позволили дирекции в 2017 году значительно снизить уровень травматизма. По итогам года дирекция заняла первое место среди филиалов ОАО «РЖД» – у неё самый низкий показатель по частоте производственного травматизма. Положительная динамика сохранилась и в I квартале текущего года.

По мнению Ольги Фальковой, эти принципы работы в области построения культуры безопасности могут быть приняты другими филиалами.
«Достичь значительных показателей по снижению уровня травматизма позволит командная работа, направленная на развитие культуры безопасности как со стороны работодателя, так и работника, отход от жёсткокомандной формы управления, увеличение числа аудитов и школ передового опыта, повышение прозрачности системы фиксации нарушений, направленной не на скрытие существующих проблем, а на их выявление», – резюмирует она.

Мария Хлопотина
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Матрица обещаний

Минтруд предлагает тиражировать опыт РЖД

Рубрики: Управление персоналом

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100