Сохранить льготы и гарантии
Павел Бурцев
Павел Бурцев
начальник департамента социального развития ОАО «РЖД»

Сохранить льготы и гарантии

Главный принцип Коллективного договора на 2017–2019 годы – адресность льгот и ориентация на конечного потребителя.
За основу нового Коллективного договора взяты действующий Колдоговор и Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта. Самое главное достижение – то, что весь спектр льгот и гарантий как для работников, так и для неработающих пенсионеров сохранён полностью.

Структура социального пакета отражает базовые социальные гарантии: это медицинское обслуживание работников в рамках договора добровольного медицинского страхования в негосударственных учреждениях здравоохранения РЖД; оздоровление сотрудников; поддержка материнства и детства; ежегодный проезд железнодорожным транспортом по личным надобностям; корпоративная поддержка приобретающим жильё в собственность.



Индексация
Нам удалось урегулировать вопрос индексации заработной платы. Учитывая нестабильность в экономике, мы не смогли спрогнозировать её размер на трёхлетний период. Поэтому зарплата будет ежегодно индексироваться в связи с инфляцией исходя из складывающейся финансовой ситуации в компании. 

При этом размер и порядок индексации будут устанавливаться локальным нормативным актом с учётом мотивированного мнения выборного органа профсоюза.

Ключевые принципы Коллективного договора 
Новый Коллективный договор строится на следующих ключевых принципах: адресность, софинансирование и страхование, а также ответственность работников за производственные результаты.

Наглядный пример софинансирования – система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Сегодня все работники РЖД могут участвовать в корпоративной системе НПО и по накопительному принципу формировать корпоративную пенсию. В основе действующей корпоративной пенсионной системы – равное долевое участие компании и работника. Развитие этой системы и рост среднемесячного размера корпоративной пенсии могут позволить РЖД в дальнейшем перейти к предоставлению вновь выходящим на пенсию работникам только двух социальных гарантий – корпоративной пенсии и бесплатного проезда железнодорожным транспортом в порядке и на условиях, установленных в компании.



Льготы для неработающих пенсионеров 
Новым Коллективным договором предусмотрен перечень льгот и гарантий неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта. Хотя тут есть некоторое изменение. Мы перемещаем фокус с традиционных льгот в сторону корпоративной пенсии.

Тем, кто выходит на пенсию с 1 января 2017 года, для получения отдельных льгот и гарантий, в частности медицинской помощи, зубопротезирования, потребуется наработать 20 лет стажа. Исключение составляют льгота на предоставление бытового топлива и страхование на погребение. 

Таким образом, мы приходим к тому, что льготы будут получать именно кадровые работники РЖД – ветераны, которые пришли на железную дорогу в юные годы, учились в наших профильных учебных заведениях, посвятили жизнь отрасли и вышли на пенсию из РЖД. Это дополнительная мотивация на продолжительную работу в компании.

Ответственность работников
Ещё одно изменение в содержательной части касается ответственности работников за производственные результаты. Трудовое законодательство чётко определяет ответственность работника за грубые нарушения дисциплины. Это, в частности, прогул, пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии, воровство и так далее. 

Тем не менее, чтобы обеспечить устойчивое функционирование компании и повышение эффективности производства, был включён пункт об ограничении гарантий и льгот, предоставляемых сверх законодательства, работникам, грубо нарушающим трудовую и производственную дисциплину. За грубые нарушения трудовой и производственной дисциплины работник может быть лишён части льгот или действие их может быть приостановлено.

Живой документ
Также нужно отметить, что новый Коллективный договор по-новому структурирован. Это достаточно «живой» документ, и за три года – с 2014 по 2016-й – в него было внесено достаточно много изменений через отдельные нормативные акты. Соответственно, всё это надо было собрать, актуализировать и сделать более логичным. 

Теперь текст переформатирован по логике изложения и удобству пользования. Так, например, в разделе 7 «Обязательства в сфере социальных гарантий работникам и членам их семей » есть условное деление по принципам финансирования на: 
  • социальный пакет – это гарантии и льготы, предоставляемые работникам и членам их семей, в том числе на страховых принципах и финансируемые работодателем, например проезд, медицина; 
  • социальный пакет с долевым участием – гарантии и льготы, которые оплачиваются работодателем и работником на принципах долевого участия, например НПО, оздоровление; – компенсируемый социальный пакет или «кафетерий».
Кроме того, из договора исключены нормы, напрямую не затрагивающие гарантии работников и чётко прописанные в законодательстве РФ. Многие пункты, связанные, например, с пожарной безопасностью или охраной труда, в принципе, очень опосредованно касались социальной поддержки работника, при этом они и так всегда выполняются в соответствии с законом.

Нашей задачей было оставить в документе только реальные расходы, которые относятся к социальной ответственности работодателя перед работником, что мы и сделали, предварительно проведя экспертизу на предмет корректности налогообложения.

При этом нам потребовалось внести дополнения в связи с изменением норм законодательства, в том числе ужесточающие сроки выплаты заработной платы. Теперь она будет выплачиваться не позднее 13 дней после окончания периода, за который производится расчёт.

В целом можно сказать, что выработанный за прошедшие годы в железнодорожной отрасли опыт взаимодействия представителей работников и работодателей в деле решения насущных вопросов социального развития и трудовых отношений служит прочной основой для дальнейшего устойчивого развития РЖД. Безусловно, принятие Коллективного договора будет способствовать уверенности работников в завтрашнем дне и повышению стабильности в трудовых коллективах.
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом
Матрица обещаний

Минтруд предлагает тиражировать опыт РЖД

Рубрики: Управление персоналом
Цепочка безопасности

Способ избежать чрезвычайных ситуаций

Рубрики: Управление персоналом
Стремиться к идеалу

Концепцию Vision Zero поддержали крупнейшие мировые и российские компании

Рубрики: Управление персоналом

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100