Сохранить льготы и гарантии
Павел Бурцев
Павел Бурцев
начальник департамента социального развития ОАО «РЖД»

Сохранить льготы и гарантии

Главный принцип Коллективного договора на 2017–2019 годы – адресность льгот и ориентация на конечного потребителя.
За основу нового Коллективного договора взяты действующий Колдоговор и Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта. Самое главное достижение – то, что весь спектр льгот и гарантий как для работников, так и для неработающих пенсионеров сохранён полностью.

Структура социального пакета отражает базовые социальные гарантии: это медицинское обслуживание работников в рамках договора добровольного медицинского страхования в негосударственных учреждениях здравоохранения РЖД; оздоровление сотрудников; поддержка материнства и детства; ежегодный проезд железнодорожным транспортом по личным надобностям; корпоративная поддержка приобретающим жильё в собственность.



Индексация
Нам удалось урегулировать вопрос индексации заработной платы. Учитывая нестабильность в экономике, мы не смогли спрогнозировать её размер на трёхлетний период. Поэтому зарплата будет ежегодно индексироваться в связи с инфляцией исходя из складывающейся финансовой ситуации в компании. 

При этом размер и порядок индексации будут устанавливаться локальным нормативным актом с учётом мотивированного мнения выборного органа профсоюза.

Ключевые принципы Коллективного договора 
Новый Коллективный договор строится на следующих ключевых принципах: адресность, софинансирование и страхование, а также ответственность работников за производственные результаты.

Наглядный пример софинансирования – система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Сегодня все работники РЖД могут участвовать в корпоративной системе НПО и по накопительному принципу формировать корпоративную пенсию. В основе действующей корпоративной пенсионной системы – равное долевое участие компании и работника. Развитие этой системы и рост среднемесячного размера корпоративной пенсии могут позволить РЖД в дальнейшем перейти к предоставлению вновь выходящим на пенсию работникам только двух социальных гарантий – корпоративной пенсии и бесплатного проезда железнодорожным транспортом в порядке и на условиях, установленных в компании.



Льготы для неработающих пенсионеров 
Новым Коллективным договором предусмотрен перечень льгот и гарантий неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта. Хотя тут есть некоторое изменение. Мы перемещаем фокус с традиционных льгот в сторону корпоративной пенсии.

Тем, кто выходит на пенсию с 1 января 2017 года, для получения отдельных льгот и гарантий, в частности медицинской помощи, зубопротезирования, потребуется наработать 20 лет стажа. Исключение составляют льгота на предоставление бытового топлива и страхование на погребение. 

Таким образом, мы приходим к тому, что льготы будут получать именно кадровые работники РЖД – ветераны, которые пришли на железную дорогу в юные годы, учились в наших профильных учебных заведениях, посвятили жизнь отрасли и вышли на пенсию из РЖД. Это дополнительная мотивация на продолжительную работу в компании.

Ответственность работников
Ещё одно изменение в содержательной части касается ответственности работников за производственные результаты. Трудовое законодательство чётко определяет ответственность работника за грубые нарушения дисциплины. Это, в частности, прогул, пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии, воровство и так далее. 

Тем не менее, чтобы обеспечить устойчивое функционирование компании и повышение эффективности производства, был включён пункт об ограничении гарантий и льгот, предоставляемых сверх законодательства, работникам, грубо нарушающим трудовую и производственную дисциплину. За грубые нарушения трудовой и производственной дисциплины работник может быть лишён части льгот или действие их может быть приостановлено.

Живой документ
Также нужно отметить, что новый Коллективный договор по-новому структурирован. Это достаточно «живой» документ, и за три года – с 2014 по 2016-й – в него было внесено достаточно много изменений через отдельные нормативные акты. Соответственно, всё это надо было собрать, актуализировать и сделать более логичным. 

Теперь текст переформатирован по логике изложения и удобству пользования. Так, например, в разделе 7 «Обязательства в сфере социальных гарантий работникам и членам их семей » есть условное деление по принципам финансирования на: 
  • социальный пакет – это гарантии и льготы, предоставляемые работникам и членам их семей, в том числе на страховых принципах и финансируемые работодателем, например проезд, медицина; 
  • социальный пакет с долевым участием – гарантии и льготы, которые оплачиваются работодателем и работником на принципах долевого участия, например НПО, оздоровление; – компенсируемый социальный пакет или «кафетерий».
Кроме того, из договора исключены нормы, напрямую не затрагивающие гарантии работников и чётко прописанные в законодательстве РФ. Многие пункты, связанные, например, с пожарной безопасностью или охраной труда, в принципе, очень опосредованно касались социальной поддержки работника, при этом они и так всегда выполняются в соответствии с законом.

Нашей задачей было оставить в документе только реальные расходы, которые относятся к социальной ответственности работодателя перед работником, что мы и сделали, предварительно проведя экспертизу на предмет корректности налогообложения.

При этом нам потребовалось внести дополнения в связи с изменением норм законодательства, в том числе ужесточающие сроки выплаты заработной платы. Теперь она будет выплачиваться не позднее 13 дней после окончания периода, за который производится расчёт.

В целом можно сказать, что выработанный за прошедшие годы в железнодорожной отрасли опыт взаимодействия представителей работников и работодателей в деле решения насущных вопросов социального развития и трудовых отношений служит прочной основой для дальнейшего устойчивого развития РЖД. Безусловно, принятие Коллективного договора будет способствовать уверенности работников в завтрашнем дне и повышению стабильности в трудовых коллективах.
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Как работать в рабочее время. Правила победы над хаосом
Сергей Бехтерев
«Как работать в рабочее время. Правила победы над хаосом». издательство «Альпина Паблишер», 2018 год
Долг: первые 5000 лет истории
Гребер Дэвид
«Долг: первые 5000 лет истории». издательство «Ад Маргинем», 2016 год
Принципы. Жизнь и работа
Рэй Далио
«Принципы. Жизнь и работа». Издательство Манн, Иванов, Фербер 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100