Этический компас

Этический компас

Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» – один из важнейших инструментов формирования корпоративной культуры. Он показывает, какими ценностями руководствуются работники компании в своей повседневной деятельности, каких принципов они придерживаются во взаимоотношениях друг с другом, партнёрами и клиентами компании.
Этическая сторона есть у любой деятельности, поэтому понимание, что такое хорошо и что такое плохо, есть практически у любого сообщества– у групп по интересам всоциальных сетях, профессиональных объединений, общественных организаций или коммерческих компаний. Так, например, свой профессиональный кодекс сегодня есть у журналистов и адвокатов. Один из древнейших кодексов, о котором все слышали, – это клятва Гиппократа, которой и сегодня придерживаются медики. Даже у строителей коммунизма был свой кодекс! Исторически все этические кодексы имели различный вид – это могли быть клятвы, наставления, предписания, уставы, инструкции... Но цель у них была одна: дать ценностные ориентиры, предотвратить недолжное поведение, а также сообщить окружающим, каких норм принято придерживаться в том или ином сообществе. Тем самым окружающий мир получал вполне определённый сигнал, как следует воспринимать это сообщество и его представителей, что можно от них ждать. 

Важно отметить, что ценностные ориентиры сообщества с течением времени могут меняться, они дополняются и корректируются. Так, например, Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» актуализировался дважды (в 2012 и 2015 годах). С одной стороны, он отражает меняющиеся требования рыночной среды и делового сообщества. С другой стороны, говорит о готовности работников придерживать ся тех или иных «правил игры».

Железнодорожники всегда гордились своим трудом, своей отраслью, имеющей ключевое значение для развития экономики страны, и работали на совесть. Когда ОАО «РЖД» стало осваивать международный транспортно-логистический рынок, а в российской деловой среде укрепился запрос на честный и прозрачный бизнес, работники «Российских железных дорог» подтвердили, что разделяют с обществом нетерпимое отношение к любым формам коррупции и нацелены на построение честного бизнеса, открытой компании, уважающей интересы инвесторов, партнёров и клиентов. Все эти намерения нашли своё отражение в Кодексе деловой этики ОАО «РЖД».

«Репутационный фактор для нас всегда был очень важен. ОАО «РЖД» является одним из крупнейших работодателей в стране, участвует в реализации важнейших государственных проектов, – отмечает вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. – Государство – как единственный акционер компании – должно быть уверено в высоком качестве нашей работы, ответственности, следовании лучшим международным практикам. С другой стороны, в нашей добросовестности, открытости и приверженности самым высоким стандартам деловой этики должны быть уверены и наши клиенты и партнёры. Честные, доверительные и прозрачные отношения – залог построения эффективного, динамично развивающегося бизнеса».

Сегодня в числе действенных ориентиров для работников компании – стремление к новому, принятие взвешенных решений. Это значит, что компания реагирует на новые вызовы, меняется, активно пересматривает свои подходы и сложившиеся практики ведения бизнеса. Подтверждение этому – оптимизация процессов, сокращение издержек, повышение уровня клиентоориетированности.

Мы стремимся своевременно реагировать на запросы клиентов, предоставлять им современные сервисы и услуги, соответствовать их ожиданиям.

Не менее важна и та работа, которая сегодня развернулась в компании по развитию внутренней клиентоориентированности, выстраиванию отношений с коллегами из смежных подразделений. Ведь только благодаря слаженной, совместной работе всех сотрудников на общую цель компания сможет достичь запланированных результатов. 

Для железнодорожников такие ориентиры, как мастерство, профессионализм, ответственность, были и остаются ключевыми. Эти ценности сформировали несколько поколений железнодорожников, и сегодня они обеспечивают работу компании, безопасность и бесперебойность её перевозочного процесса, дисциплинированность коллективов, высокий уровень ответственности каждого работника. Эти ориентиры должны оставаться для компании актуальными и в будущем.

Но вместе с тем культура компании должна быть обогащена новыми элементами, которые позволят ОАО «РЖД» более эффективно решать сегодняшние задачи. Важно, чтобы эти новые элементы (например, лидерство, инициативность, уважение к человеку) усилили тот ценностный фундамент, который сформировался в железнодорожной отрасли за почти двухсотлетнюю историю её существования и обеспечивает работу компании сегодня.

При этом мы понимаем, что механически перенести этические нормы в ежедневную трудовую практику сотен тысяч работников компании нельзя. Люди не могут измениться в один день. Мы прилагаем много усилий, чтобы запустить и поддерживать вектор изменений, прививать людям нормы, необходимые для развития бизнеса компании. Ведь от того, насколько работники – и руководители, и подчинённые – разделяют этические ориентиры, в конечном счёте, зависит успех «Российских железных дорог».

За последние годы в компании была проведена большая информационно-разъяснительная работа по ознакомлению работников с обновлённым Кодексом и внедрению его принципов в повседневную практику. Задействованы корпоративные СМИ и коммуникационные площадки, в том числе сетевые совещания и Дни информирования. С Кодексом знакомят новых сотрудников при приёме на работу. Внесены соответствующие изменения в трудовые договоры всех руководителей ОАО «РЖД». Ведётся работа по разъяснению делового этикета и делового протокола, которые помогают сотрудникам компании на прикладном уровне освоить нормы делового общения. В Корпоративном университете РЖД действует образовательная программа «Корпоративная культура». Наконец, в компании работает институт уполномоченных по вопросам деловой этики, а комиссии по деловой этике рассматривают все поступающие вопросы, касающиеся этической сферы, и принимают соответствующие решения.

Все эти усилия дают результаты. Как показало исследование корпоративной культуры в 2016 году, за два года возросла доля тех, кто действительно хорошо знаком с Кодексом и подробно изучил этот документ, а также увеличилось количество тех, кто уверен, что работники и руководители стремятся выполнять положения Кодекса в полной мере. 

«Судя по обратной связи, можно говорить, что работники действительно разделяют положения Кодекса, – говорит начальник Центра внутренней политики и развития корпоративной культуры Нигора Мирзакаримова. – Чтобы все эти изменения стали частью нашей культуры, нужны усилия всех работников, и отправная точка, с которой начинается движение вперёд, – это взаимоуважение и доверие. При этом, конечно, многое зависит от непосредственного руководителя, который являются примером».
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Герой и его команда. Как собрать, зажечь и достичь больших результатов
Константин Борисов
«Герой и его команда. Как собрать, зажечь и достичь больших результатов». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности
Уильям Ирвин
«Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru