Этический компас

Этический компас

Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» – один из важнейших инструментов формирования корпоративной культуры. Он показывает, какими ценностями руководствуются работники компании в своей повседневной деятельности, каких принципов они придерживаются во взаимоотношениях друг с другом, партнёрами и клиентами компании.
Этическая сторона есть у любой деятельности, поэтому понимание, что такое хорошо и что такое плохо, есть практически у любого сообщества– у групп по интересам всоциальных сетях, профессиональных объединений, общественных организаций или коммерческих компаний. Так, например, свой профессиональный кодекс сегодня есть у журналистов и адвокатов. Один из древнейших кодексов, о котором все слышали, – это клятва Гиппократа, которой и сегодня придерживаются медики. Даже у строителей коммунизма был свой кодекс! Исторически все этические кодексы имели различный вид – это могли быть клятвы, наставления, предписания, уставы, инструкции... Но цель у них была одна: дать ценностные ориентиры, предотвратить недолжное поведение, а также сообщить окружающим, каких норм принято придерживаться в том или ином сообществе. Тем самым окружающий мир получал вполне определённый сигнал, как следует воспринимать это сообщество и его представителей, что можно от них ждать. 

Важно отметить, что ценностные ориентиры сообщества с течением времени могут меняться, они дополняются и корректируются. Так, например, Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» актуализировался дважды (в 2012 и 2015 годах). С одной стороны, он отражает меняющиеся требования рыночной среды и делового сообщества. С другой стороны, говорит о готовности работников придерживать ся тех или иных «правил игры».

Железнодорожники всегда гордились своим трудом, своей отраслью, имеющей ключевое значение для развития экономики страны, и работали на совесть. Когда ОАО «РЖД» стало осваивать международный транспортно-логистический рынок, а в российской деловой среде укрепился запрос на честный и прозрачный бизнес, работники «Российских железных дорог» подтвердили, что разделяют с обществом нетерпимое отношение к любым формам коррупции и нацелены на построение честного бизнеса, открытой компании, уважающей интересы инвесторов, партнёров и клиентов. Все эти намерения нашли своё отражение в Кодексе деловой этики ОАО «РЖД».

«Репутационный фактор для нас всегда был очень важен. ОАО «РЖД» является одним из крупнейших работодателей в стране, участвует в реализации важнейших государственных проектов, – отмечает вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. – Государство – как единственный акционер компании – должно быть уверено в высоком качестве нашей работы, ответственности, следовании лучшим международным практикам. С другой стороны, в нашей добросовестности, открытости и приверженности самым высоким стандартам деловой этики должны быть уверены и наши клиенты и партнёры. Честные, доверительные и прозрачные отношения – залог построения эффективного, динамично развивающегося бизнеса».

Сегодня в числе действенных ориентиров для работников компании – стремление к новому, принятие взвешенных решений. Это значит, что компания реагирует на новые вызовы, меняется, активно пересматривает свои подходы и сложившиеся практики ведения бизнеса. Подтверждение этому – оптимизация процессов, сокращение издержек, повышение уровня клиентоориетированности.

Мы стремимся своевременно реагировать на запросы клиентов, предоставлять им современные сервисы и услуги, соответствовать их ожиданиям.

Не менее важна и та работа, которая сегодня развернулась в компании по развитию внутренней клиентоориентированности, выстраиванию отношений с коллегами из смежных подразделений. Ведь только благодаря слаженной, совместной работе всех сотрудников на общую цель компания сможет достичь запланированных результатов. 

Для железнодорожников такие ориентиры, как мастерство, профессионализм, ответственность, были и остаются ключевыми. Эти ценности сформировали несколько поколений железнодорожников, и сегодня они обеспечивают работу компании, безопасность и бесперебойность её перевозочного процесса, дисциплинированность коллективов, высокий уровень ответственности каждого работника. Эти ориентиры должны оставаться для компании актуальными и в будущем.

Но вместе с тем культура компании должна быть обогащена новыми элементами, которые позволят ОАО «РЖД» более эффективно решать сегодняшние задачи. Важно, чтобы эти новые элементы (например, лидерство, инициативность, уважение к человеку) усилили тот ценностный фундамент, который сформировался в железнодорожной отрасли за почти двухсотлетнюю историю её существования и обеспечивает работу компании сегодня.

При этом мы понимаем, что механически перенести этические нормы в ежедневную трудовую практику сотен тысяч работников компании нельзя. Люди не могут измениться в один день. Мы прилагаем много усилий, чтобы запустить и поддерживать вектор изменений, прививать людям нормы, необходимые для развития бизнеса компании. Ведь от того, насколько работники – и руководители, и подчинённые – разделяют этические ориентиры, в конечном счёте, зависит успех «Российских железных дорог».

За последние годы в компании была проведена большая информационно-разъяснительная работа по ознакомлению работников с обновлённым Кодексом и внедрению его принципов в повседневную практику. Задействованы корпоративные СМИ и коммуникационные площадки, в том числе сетевые совещания и Дни информирования. С Кодексом знакомят новых сотрудников при приёме на работу. Внесены соответствующие изменения в трудовые договоры всех руководителей ОАО «РЖД». Ведётся работа по разъяснению делового этикета и делового протокола, которые помогают сотрудникам компании на прикладном уровне освоить нормы делового общения. В Корпоративном университете РЖД действует образовательная программа «Корпоративная культура». Наконец, в компании работает институт уполномоченных по вопросам деловой этики, а комиссии по деловой этике рассматривают все поступающие вопросы, касающиеся этической сферы, и принимают соответствующие решения.

Все эти усилия дают результаты. Как показало исследование корпоративной культуры в 2016 году, за два года возросла доля тех, кто действительно хорошо знаком с Кодексом и подробно изучил этот документ, а также увеличилось количество тех, кто уверен, что работники и руководители стремятся выполнять положения Кодекса в полной мере. 

«Судя по обратной связи, можно говорить, что работники действительно разделяют положения Кодекса, – говорит начальник Центра внутренней политики и развития корпоративной культуры Нигора Мирзакаримова. – Чтобы все эти изменения стали частью нашей культуры, нужны усилия всех работников, и отправная точка, с которой начинается движение вперёд, – это взаимоуважение и доверие. При этом, конечно, многое зависит от непосредственного руководителя, который являются примером».
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100