Конкуренты стали партнёрами

Конкуренты стали партнёрами

Пригородная пассажирская компания развернула целую сеть интермодальных перевозок в Нижегородской области
В условиях бурного развития инфраструктуры мегаполисов городская электричка снискала популярность среди пассажиров. Причин запуска таких проектов несколько. Это и насущная необходимость разгрузить автомобильные дороги, и конкурентная борьба за пассажира с общественным автотранспортом. Правда, есть прецеденты, когда электрички и автобусы становятся не конкурентами, а партнёрами.

Для начала немного истории с географией. Нижегородская область вытянута с юга на север на полтысячи километров. Причём северная часть испокон веку была малозаселённой и труднодостижимой. Тайга, болота, бездорожье – всего полвека назад туда было проложено первое шоссе от областного центра, и то на первых порах имело много мощённых камнем и «улучшенных грунтовых» участков. Причём поездка на автомобиле начиналась с парома через Волгу.

А вот электрифицированная железная дорога в сторону Кирова в 60-х работала почти с современными скоростями. Правда, она тоже была только одна, и от узловых станций пассажирам иной раз надо было не один час ехать в «пазиках» по разбитым дорогам до отдалённого района. Но всё равно так легче, чем пытаться открыть прямые маршруты в Горький. Только представьте себе, что вы будете трястись 300 км туда из Шаранги или Тоншаева на автобусе! А райцентров, которые не стоят на железной дороге, – восемь, из них один город – это Ветлуга.

Вот тогда Горьковская железная дорога и объединение «Горькийавтотранс» и договорились впервые, что на автостанциях в дальних точках будут продаваться билеты для пересадки на электричку, а в Горьком для Московского вокзала на маршруты до дальних районов будут оставлять по 10 мест на автобусы на рейсы от Семёнова, Ветлужской, Уреня и Шахуньи, куда можно доехать на электричке. Участники прообраза современных интермодальных перевозок установили при продаже билетов на транспорт партнёров комиссионный сбор 10 копеек.

Всё рухнуло с началом перестройки. Причин сейчас уже никто не помнит. Но говорят, что обоим участникам соглашения показалось, что оно выгоднее не им, а их партнёрам. Выиграли они или нет от расторжения договора, неизвестно, но то, что проиграли пассажиры, – очевидно.

За последние десятилетия те немногие автомобильные дороги, которые проложены на севере Нижегородской области, стали куда лучше. Но всё равно прямые рейсы в областной центр организуют из этих мест в основном частные перевозчики, иногда нелегальные. Привлекают они пассажиров, казалось бы, неоспоримым преимуществом – ехать без пересадки удобнее. Но это всегда получается дольше: автотранспорт на подходе к Нижнему Новгороду или на выезде из него обычно попадает в пробки, и там уж как повезёт – можно простоять в них не один час.

Так что, готовясь в прошлом году к сотрудничеству с автотранспортниками, ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» исходила из того, что проблема назрела. И решать её надо было не с помощью нескольких билетов на автобус, а на совершенно новой технологической базе. Все кассы компании – и стационарные, и мобильные у разъездных работников – объединены в единую информационную систему. В неё с успехом можно включить, доработав конфигурацию, и кассовые аппараты автостанций компаний-партнёров и даже кондукторов. Тогда билеты в автобус с местами будут продаваться, исходя из реальной, сегодняшней потребности пассажиров – сколько надо, а не по квоте. Концептуально от комиссионного сбора на новую услугу предложено было отказаться. Ведь если всё будет сделано правильно, то дополнительные доходы и у пригородной компании, и у автотранспортников появятся не от этих доплат, а в силу того, что легальный пассажиропоток должен вырасти. Люди поймут, что хорошо, надёжно, выгодно ездить с легальным перевозчиком, а не отдавать деньги неизвестно кому, кто «сейчас поедет, только ещё трёх человек подождёт».

Первым, с кем ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» смогла договориться, стало МУП «Шахунское ПАП». И в начале сентября 2015 года в Нижегородской области открылись первые три линии интермодальных пассажирских перевозок. Маршруты с пересадкой в городе Шахунья связали центр региона с самыми отдалёнными рабочими посёлками – Вахтан, Сява и Тоншаево, до которых больше 300 км.

Пассажиры смогли купить билеты на автобусы, уходящие из Шахуньи по этим самым востребованным направлениям, в кассе Московского вокзала в Нижнем Новгороде или у разъездных кассиров в поезде. А кассы автостанций в конечных пунктах и автобусные кондукторы маршрутов предложили пассажирам приобрести у них билеты на электрички. При этом графики были идеально согласованы, расписание автобусов появилось на сайте ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», а сами они останавливаются у перрона.
– Мы предложили людям на выгодных условиях пользоваться предельно безопасным, хорошо продуманным вариантом поездки, – прокомментировал тогда услугу начальник пассажирской службы компании Леонид Тихонов. – Для совместной работы выбрали надёжного, достойного партнёра. Мы убедились, что МУП «Шахунское ПАП» – автопредприятие с высокой культурой труда, новым подвижным составом: на него можно положиться в пилотном проекте. А дальше мы сможем распространить опыт на другие направления.

Действительно, знакомя с автопарком, его директор Андрей Соколов привёл три факта. Шахунское ПАП сумело сохранить в расписании все рейсы, которые были в нём четверть века назад, в то время как в большинстве районов области пошли на многократные сокращения и закрытие маршрутов. Регулярность движения в 2014 году составила 99,8%. Ну а ремонтная база здесь такова, что Шахунское ПАП – единственное из муниципальных предприятий области имеет лицензию одного из крупнейших в России производителей автобусов на их гарантийное обслуживание.
– Мы рассудили, что для нас такое сотрудничество с крупнейшим региональным перевозчиком – большая честь, – говорит Андрей Соколов, кстати, сам в прошлом работник железной дороги, путеец. – Мы получили в аренду кассовые аппараты ОАО «ВВППК». Пригородная компания обучила работе с ними двух наших кассиров, а они, в свою очередь, других кассиров и кондукторов. Всё сделано, чтобы пассажиры выбрали наши муниципальные автобусы, не прибегая к услугам частного извоза, в большинстве своём даже не имеющего лицензий.

Проект потребовал серьёзных вложений от ОАО «ВВППК»: современные кассовые аппараты недешевы, к тому же нужна была дорогостоящая дополнительная работа над программным обеспечением. Однако там исходили из того, что эти средства в результате вложены в привлечение дополнительных пассажиров и безопасность их перевозки.
– Мы поддержали это предложение, – сказал первый заместитель главы администрации городского округа Шахунья Александр Серов. – Оно делает поездки жителей севера области в Нижний Новгород удобнее и доступнее. Договор двух перевозчиков нам кажется взаимовыгодным, способствующим укреплению и развитию учреждённого нашей администрацией Шахунского автопредприятия.

Однако с самого начала в проекте не всё пошло гладко.
– Я взял билет в Нижнем Новгороде, приехал в Шахунью. Да, автобус стоит. А на моём месте сидит другой пассажир и показывает мне билет именно на него, – рассказывал житель Тоншаева Александр Жуков.
– Да, такое бывало, – подтвердил спустя несколько месяцев после начала работы Андрей Соколов. – Автобусы идут по тайге, на значительной части пути кассовые аппараты теряют связь с Нижним Новгородом, так что на линию мы технику вскоре перестали давать. Но постоянно прерывалась связь и с автостанциями. Когда обещана новая услуга, но она предоставляется с перебоями – это не дело. Многие пассажиры просто не рисковали ею пользоваться: в день мы продавали от четырёх до семи билетов. И стоимость аренды касс и расходных материалов не покрывалась. Обид или претензий к пригородной компании у нас нет, но договор в январе 2016 года мы решили расторгнуть. Население севера области за последние 20 лет почти вдвое сократилось, а у тех, кто продолжает здесь жить, не хватает средств часто ездить в Нижний Новгород: 300 км для них – это дорого даже при самом щадящем тарифе. Мы убедились, что пассажиропоток с пересадкой через Шахунью в областной центр реально невелик.

Тем временем к проекту уже успели присоединиться два других автопредприятия севера области.
– Интермодальные перевозки стали популярны, – рассказывает директор МУП «Шарангское ПАП» Николай Филимонов. – Правда, в первые дни у пассажиров было недоверие: признают ли в электричке билет, который им продадут на нашей автостанции в посёлке Шаранга. По понедельникам со станции Урень, где жители Шаранги пересаживаются, был пущен новый ранний поезд, чтобы приехать в Нижний Новгород к восьми утра. И мы запустили к нему рейс отправлением около трёх часов ночи.

Сейчас из Шаранги с билетами на интермодальный маршрут ежедневно уезжает около полутора десятков пассажиров.

Ещё более удачным оказался маршрут Нижний Новгород – Воскресенское с пересадкой в Семёнове. На автостанции Воскресенское до Семёнова продают в день около 80 мест, и больше 30 из них – вместе с билетами на электричку.
– Работать мы начали с конца декабря 2015 года. И уже за первый месяц перевезли около 950 пассажиров, получили прибыль, а арендная плата показалась нам несущественной, – говорит директор МУП «Воскресенское ПАП» Евгений Бородин.
– Мы сделали для себя важный вывод, – поделился Леонид Тихонов. – При организации таких перевозок кассы стоит устанавливать стационарно на автостанциях, а в автобусах они неэффективны. Ещё момент: маршруты до Шаранги и Воскресенского существенно короче, чем те три первых, которые проработали четыре месяца. Транспортное тяготение отдалённых районов к областному центру в пассажирских перевозках существенно слабее, и результат хуже.

Весной в орбите пригородной компании оказался город Ветлуга, находящийся в 45 км от ближайшей станции Урень.
– С самого начала был убеждён, что дело пойдёт, – сказал директор МУП «Ветлужское ПАП» Алексей Орлов. – Мы изучили пассажиропоток: по пригородному маршруту между Ветлугой и городом Урень наше предприятие везёт в месяц 2,5 тыс. человек, и 90% из них делают в Урене пересадку с поезда на автобус или наоборот.

Среди конкурентов у ветлужских муниципальных автотранспортников – частные перевозчики. Минут за двадцать до посадки на рейс по расписанию к автостанции подкатывает «Газель» и встаёт в сторонке. Владельцы микроавтобусов не имеют лицензии на регулярные перевозки – только на заказное обслуживание. Но «попросить» их с автостанции, которую построил и содержит автопарк, не получается. А правоохранители разводят руками: очень сложно доказать, что имеют место незаказные перевозки. У автопарка появилась надежда, что конкурент будет вытеснен чисто экономическими средствами и выгодный, денежный маршрут позволит муниципальному предприятию содержать другие линии внутри района – убыточные, но необходимые жителям небольших таёжных сёл.
– В первом полугодии у нас действовало три интермодальных маршрута. И за эти шесть месяцев ими воспользовались 12 тыс. пассажиров, – рассказал начальник пассажирской службы ОАО «ВВППК» Леонид Тихонов.

А в июле сеть интермодальных перевозок в Нижегородской области выросла. В неё были включены три новые линии и один новый пункт пересадки – станция Заволжье.

МУП «Чкаловское ПАП» договорилось с пригородным перевозчиком о том, чтобы в Нижнем Новгороде началась продажа билетов на его маршруты, которые связывают со станцией Заволжье город Чкаловск и крупное село Пурех. Это популярные линии, по которым выполняется 30 рейсов в сутки. Особенно много пассажиров летом: на этих автобусах нижегородцы добираются к местам отдыха на Горьковском водохранилище и в музей Чкалова, который по праву считается одной из достопримечательностей региона. Многие предпочитают ехать с пересадкой в Заволжье: прямые автобусы в Чкаловск, конечно, есть, но в них получается и дороже, и значительно дольше с учётом пробок на Балахнинском шоссе. Кроме этого, чкаловские автотранспортники, увидев, какой порядок, какая строгая учётность действует в Волго-Вятской пригородной пассажирской компании, приняли решение о том, что все билеты на их автобусы в Заволжье будут продаваться именно в железнодорожной кассе, а не на автостанции.

Впервые присоединилось к программе и частное предприятие – ОАО «Автомобилист» из Уреня.
– Кроме Уренского, мы обслуживаем соседний Тонкинский район. Тонкино находится в 50 км от вокзала Урень, и у нас там есть автостанция. Мы решили, что жителей Тонкина предложение связать его интермодальным маршрутом с Нижним Новгородом заинтересует, – говорит директор ОАО «Автомобилист» Сергей Молодцов.

Новый партнёр предложил новую необычную услугу тонкинцам: теперь они могут заказать билет на пригородный поезд по телефону. Конечно, удобно купить на автостанции такой билет на поезд из Уреня в Нижний Новгород. Но этой возможности лишены пассажиры из многочисленных сёл, где автобус делает остановку по пути в Урень. Вот такое решение нашлось у проблемы, которая год назад поставила в тупик автотранспортников соседнего Шахунского района. На остановках появились объявления с номером телефона автостанции, по которому заказывают билет. Кассир по заявке оформляет его и прикладывает к билетной ведомости, которую водитель получает перед рейсом в Урень. А когда пассажир садится в автобус на промежуточной остановке, он выкупает этот билет у водителя.

Среднемесячное число пассажиров, которые пользуются интермодальными перевозками, с июля удвоилось.

И открываются перспективы для дальнейшего роста. В октябре к программе присоединился перевозчик, работающий на автобусном маршруте Заволжье – Дзержинск. Рассматриваются варианты включения в сеть интермодальных маршрутов Варнавинского и Ковернинского районов, расположенных в северной части области.
– Начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун рассказал мне об идее организовать такие перевозки в Варнавино с пересадкой на станции Ветлужская, – говорит глава администрации Варнавинского района Сергей Смирнов. – По-моему, это отличная идея. Мы живём в 40 км от этой станции, и хочется, чтобы поездки варнавинцев были по-настоящему цивилизованными. Наш район обслуживается небольшим частным автопредприятием, с которым заключён договор о работе по муниципальному заказу. Убеждён, что и при такой форме собственности дело пойдёт: пассажиропоток в Нижний Новгород большой, и можно рассчитывать на прибыль.

Тем временем ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» начинает работать уже и с автотранспортниками соседней Владимирской области. В одном из районов просчитывается вариант, при котором продажу билетов, которая ведётся пока на автостанции, возьмут на себя кассы пригородной компании. Расчёты показали, что этот вариант может оказаться выгодным и для ВВППК, и для автоперевозчиков.

От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100