Шаг в будущее

Шаг в будущее

Современная система профессионального обучения в компании успешно совмещает накопленный опыт и новейшие технологии
Конкурентные преимущества в рыночной экономике во многом определяются уровнем подготовки и глубиной компетенции специалистов, реализующих основные бизнес-процессы, формирующих качество предлагаемых рынку продуктов или услуг. Следовательно, процесс подготовки профильных специалистов, с точки зрения его эффективности, – это один из важнейших элементов получения таких преимуществ. Поэтому в ОАО «РЖД» постоянно ведётся работа над повышением уровня квалификации и эффективностью обучения сотрудников.

Через виртуальность к реальности

Всё больше инновационных преподавательских методик внедряется в учебных центрах железных дорог. В основе прогрессивного образования лежит не только применение самых современных технологий, но и авторская работа педагогов над улучшением уровня преподавания и глубокая вовлечённость в процесс.

В эпоху повальной информатизации и глобализации наше общество развивается семимильными шагами, что требует развития и обновления сферы образования. Постоянно разрабатываются педагогические инновации, которые призваны оптимизировать систему обучения. В железнодорожной отрасли процесс также не стоит на месте – расширение техническо-материальной базы и её обновление требуют повышения квалификации работников и качества образования. Одним из вариантов увеличения интенсивности обучения, развития внимания и творческого потенциала учащихся становится применение мультимедийных методик, которые полностью учитывают специфику освоения железнодорожных специальностей и ориентированы не только на теоретическую, но, даже в большей степени, на практическую базу. Яркий пример – методика преподавателя Иркутского подразделения Восточно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций Михаила Шевчука. Педагог стал одним из победителей ежегодного смотра-конкурса «Лучшие педагогические практики для подготовки рабочих кадров». Его работа посвящена проведению так называемой электронной экскурсии по электровозу 3ЭСК. Это интерактивная программа, благодаря которой ученики, не выходя из аудитории, могут подробно изучить внутреннее устройство машины. «В некоторых учебных подразделениях отсутствует возможность проводить обучение непосредственно на локомотиве: затраты на их установку высоки, пространство внутри ограничено. Программа позволяет всем обучающимся внимательно ознакомиться с устройством электровозов, и для этого не нужно организовывать экскурсии. По итогам внедрения инновации качество знаний выросло на 20%», – говорит Михаил Шевчук.

Созданные при помощи трёхмерной графики и флэш-анимации материалы наглядно демонстрируют сложный для восприятия теоретический материал и скрытые процессы. Интерактивные трёхмерные модели позволяют рассмотреть изучаемый предмет с любой точки, выполнить алгоритм сборки и разработки, что делает материал наглядным и запоминающимся.



Педагога не оцифруешь

Сегодняшние преподаватели ОАО «РЖД» в своей деятельности максимально ориентируются на информационные ресурсы и современные технологии. Однако образовательный процесс не может быть полноценным без участия в нём самого учителя, даже если все достижения научно-технического прогресса включить в обязательную практику. «Дать возможность преподавателям проявлять свои способности – это значит дать им шанс представить свои наработки на всех возможных уровнях. Это инновационные разработки, создание учебных пособий. Более того, смотр-конкурс профессионального педагогического мастерства – это обмен опытом между мастерами преподавательского искусства. Каждый потом может воспользоваться теми ресурсами и техническими средствами, которые предлагают коллеги из всех учебных центров», – отмечает начальник сектора мониторинга качества профессиональной подготовки Корпоративного центра развития Оксана Архангельская. – Есть два основных момента, которые становятся решающими в развитии педагогического процесса, – это инновационные разработки учебных центров и путь дальнейшего их использования в своей педагогической деятельности. Каждый педагог авторски преподносит тот инновационный материал, который он смог внедрить».

Немало внимания уделяют педагоги совершенствованию и модернизации существующих учебных инструкций. Победитель в направлении «Хозяйство электрификации и электроснабжения» – преподаватель Омского подразделения Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций Денис Бубенчиков – создал проект «Действия в нестандартных ситуациях при изломе токоприёмника или пережоге контактного провода». Методика направлена на обучение слаженным и грамотным действиям работников дистанции энергоснабжения и членов локомотивной бригады в случае возникновения ЧП.
«Мы разработали бинарное занятие для смежных учебных групп. Моделируя нестандартную ситуацию, приближенную к реальным условиям на производстве, мы заставляем учащихся кооперироваться, помогать друг другу, чтобы максимально оперативно решить проблемы и открыть движение на путях», – прокомментировал суть идеи Денис Бубенчиков.

По словам педагога, результаты тестирования показали, что проведение игровых уроков повышает успеваемость по теме на 43% у машинистов и на 42% у электромонтёров контактной сети.


Хорошо забытое новое

Электронные учебники очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объёмом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки. Кроме того, современные «букридеры» дают возможность использовать в учебном материале не только текст и иллюстрации, но и мультимедийный контент.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет более глубоко изучить материал, более подробно ознакомиться с интересными или, наоборот, трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всём её многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий реализуется не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

Один из лауреатов смотра-конкурса 2015 года – Роман Голцапфел внедрил в процесс обучения электронный учебник. Пособие «Электрооборудование пассажирских вагонов» представляет собой систематизированное изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе. Преимущества электронной версии – мобильность, интерактивность, оптимальная структура и объём, возможность корректировки содержания и отсутствие затрат на печать. Электронный учебник является важным инструментом обучения с расширенными по сравнению с традиционным учебником возможностями.

Применение электронных образовательных ресурсов пробуждает у обучающихся интерес к знаниям, вовлекает в учебный процесс, помогает детально вникнуть в сложные явления, более глубоко изучить теоретические вопросы. Не секрет, что наибольшее количество информации человек получает с помощью зрения (около 90%) и слуха (около 9%), поэтому при разработке современных обучающих ресурсов используются технологии визуализации материала.
«ОАО «РЖД» – одна из немногих компаний, которая сохранила свою систему профессионального обучения ещё с советских времён, – убеждён главный специалист Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала Николай Шустров. – Сейчас в компании работают около миллиона человек, и большая часть из них – рабочие кадры. Система профессионального обучения ОАО «РЖД» представляет собой 15 учебных центров профессиональных квалификаций железных дорог, в составе которых действуют 64 подразделения, где происходит обучение более чем по 100 профессиям. Развитие информационных технологий неизбежно затронуло и профессиональное обучение. Учебные центры оснащаются новой компьютерной техникой и другими техническими средствами обучения, которые позволяют применять при обучении электронные образовательные ресурсы. В современном процессе образования важны визуализация, интерактивность, применение 3D-графики – без всего этого сложно создать полноценный учебный материал».

Безусловно, огромную роль в развитии и распространении современных методик обучения играет проведение ежегодного смотра-конкурса «Лучшие педагогические практики для подготовки рабочих кадров». Обмен ценным профессиональным опытом, шанс получить уникальную информацию о новых технологических средствах и педагогических инновациях – такая возможность предоставляется всем без исключения участникам мероприятия. Как правило, взаимодействие между преподавателями в конечном итоге выходит за рамки одного проекта и одного учебного центра профессиональных квалификаций, что позволяет внедрять новые учебные методики по всей сети дорог. А это становится залогом качественной подготовки кадрового состава и влияет на повышение профессионализма работников ОАО «РЖД», обеспечивающих устойчивую производственную динамику холдинга на всех основных направлениях его бизнес-стратегии.
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100