Дорожная карта
Евгений Куйвашев
Евгений Куйвашев
губернатор Свердловской области

Дорожная карта

Правительство ставит на инфраструктуру
Нередко за сложными и красивыми словами мы забываем суть вещей. Произнесли слово «инфраструктура», и вроде бы всё сказали. Но все ли представляют, что на самом деле за этим скрывается? А скрываются за этим прежде всего дороги. Конечно, не только они, но и развязки, путепроводы, электросети, связь, бытовые и технологические объекты, но если есть дороги, то возникает и всё остальное. Нанизываясь на них.

Для Свердловской области это невероятно актуальная тема. Как известно, она не самый маленький регион. И потому задача сохранения существующего уровня транспортного обслуживания жителей региона прежде всего касается транспорта. И традиционно, как и для всей России, крайне важной для нас является железная дорога. Это один из самых главных секторов, обеспечивающих стабильность экономического и социального состояния Свердловской области. Причём в совершенно разных аспектах. Это и та же самая инфраструктура (как минимум Транссиб проходит через наш регион), и производство вагонов и локомотивов. И, конечно, вопрос наличия или отсутствия социальной напряжённости – пригородные перевозки. Это одна из тех тем, которые очень сильно сказываются на настроениях людей, живущих в регионе.

Конечно, автодороги также очень важны, это мощный импульс для развития малого и среднего бизнеса. На территории Свердловской области расположено 30,4 тыс. км автодорог, из них 588 км федеральных трасс, 11 тыс. 142 км автомобильных дорог регионального значения и 18 тыс. 644 км автодорог местного значения. И без надлежащего финансирования развивать, да и просто поддерживать в удобоваримом состоянии эти километры невозможно.

Ассигнования дорожного фонда на 2015 год предусмотрены в сумме 10,3 млрд руб. На дороги регионального значения запланировано направить основную часть средств в объёме 9,4 млрд руб. Из Центра в 2015 году для Свердловской области предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов в объёме 2,556 млрд руб. Хотелось бы их не потратить, а инвестировать.

В этом смысле одним из основных прорывных проектов в наших планах является завершение строительства Южного полукольца в обход Екатеринбурга, поскольку транзитный поток в настоящее время движется по улично-дорожной сети.

Завершение строительства недостающего сегмента южного обхода города протяжённостью 35,7 км позволит перераспределить и вывести из столицы Урала до 60–80 тыс. единиц транзитного транспорта в сутки, что в значительной мере позволит решить вопросы, связанные с экологией, уменьшением издержек и себестоимости перевозок, и приведёт к улучшению других социально-экономических показателей. По завершении проекта мы ожидаем мощный толчок в развитии многих отраслей промышленности.

Реализация планов, направленных на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта (приобретение, проектирование, строительство, реконструкция, модернизация и содержание), осуществляется, как известно, за счёт собственных средств владельцев инфраструктуры (ОАО «РЖД»). В 2014 году, согласно инвестиционной программе ОАО «РЖД», размер инвестиций в развитие инфраструктуры на территории Свердловской области составил 7,05 млрд руб.

Наиболее значимым проектом такого развития и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Свердловской области является строительство третьего главного пути на участке Косулино – Богданович. Его завершение позволит усилить главный ход Транссиба. Период реализации проекта – 2011–2017 годы, объём инвестиций – 7,485 млрд руб. (без НДС), в том числе 806,8 млн руб. за 2014 год. В итоге увеличится пропускная способность железнодорожных путей на тюменском направлении, что в перспективе будет способствовать развитию скоростного железнодорожного движения на данном направлении.

В рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года на территории Среднего Урала ОАО «РЖД» предусмотрены выполнение мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры для ликвидации ограничений и «узких» мест, строительство третьих путей на участке Путевка – Богданович, северного обхода Свердловского железнодорожного узла, развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения, тяжеловесного движения, обновление железнодорожного подвижного состава.

Значение качественных пригородных железнодорожных перевозок трудно переоценить, и поэтому их организация является одним из приоритетов в деятельности правительства Свердловской области.

При Координационном совете по развитию транспортной системы Екатеринбурга и Свердловской области создана специальная рабочая группа, которая занимается этим вопросом. По моему поручению министерством транспорта и связи Свердловской области совместно с руководством Свердловской железной дороги, группой «Синара», ОАО «Свердловская пригородная компания» подготовлены предложения по нескольким моментам, связанным с развитием пригородных перевозок.

Определены наиболее востребованные населением направления, периодичность и интервалы движения поездов. К наиболее популярным можно отнести маршруты Екатеринбург – Нижний Тагил, Екатеринбург – Первоуральск – Кузино, Екатеринбург – Каменск-Уральский и маршрут Екатеринбург – Верхотурье как туристический маршрут в режиме выходного дня. Совместно с представителями РЖД проводятся опытные поездки в города Свердловской области и в соседние регионы.

Эксперты оценивают потребность в подвижном составе для работы на этих направлениях, равную четырём поездам в пятивагонном исполнении, с учётом проведения периодического технического обслуживания, ремонтов, экипировки. Параллельно рассчитываются расходы на запуск электропоездов «Ласточка» с учётом различных вариантов приобретения поездов: по лизинговой схеме и в аренду.

По предварительным расчётам, дополнительные субсидии на организацию перевозок по этим направлениям составят примерно 120 млн руб. в год.

Нами также прорабатывается вопрос организации на территории Свердловской области специализированных мощностей для обслуживания скоростного подвижного состава.

В 2012–2013 годах по заказу министерства транспорта и связи Свердловской области была проведена большая научно-исследовательская работа, позволившая разработать оптимальную маршрутную сеть. Стоит отметить, что в 2014 году на период с весны по осень, когда традиционно растёт пассажиропоток на пригородных направлениях, была увеличена составность 22 пригородных поездов. Это коснулось участков Екатеринбург – Нижний Тагил, Екатеринбург – Каменск-Уральский, Ревда – Екатеринбург, Екатеринбург – Богданович, Егоршино – Екатеринбург и других. Кроме того, по инициативе руководства Курганской области летом были введены два дополнительных поезда сообщением Каменск-Уральский – Шадринск. А по обращению граждан был продлён маршрут поезда сообщением Алапаевск – Карпунино до станции Предтурье.

Министерством были согласованы маршрутные сети и на 2015 год. Их конфигурация в полном объёме соответствует действовавшей сети 2014 года.

С 1 марта 2015 года по просьбе жителей и руководства муниципалитетов в расписание возвращена электричка сообщением Егоршино – Каменск-Уральский.

В 2014 году размер субсидий из областного бюджета, предоставленных перевозчикам на возмещение потерь в доходах от государственного регулирования тарифов, составил 100%, или порядка 1 млрд руб. Необходимые средства предусмотрены и на 2015 год.

Стоит подчеркнуть, что в Свердловской области нет признанных долгов перед перевозчиками. Все работы оплачиваются вовремя и в полном объёме. Очень важно, что все эти усилия на самом деле имеют кумулятивный эффект. Мы разрабатываем систему. Работаем над совершенствованием схемы. Смотрим, где можно запустить скоростной транспорт. А это повышает качество транспортного обслуживания населения, его комфортность и даёт мощный толчок для развития всей экономики региона.

Запуск данного вида подвижного состава на существующей железнодорожной инфраструктуре уже позволит сократить время в пути в среднем на 30–40 минут. Ускорение движения на более значимые величины возможно при приведении железнодорожной инфраструктуры в соответствие с параметрами, необходимыми для организации скоростного движения. Это потребует порядка 17 млрд руб. дополнительных вложений.

В перспективе планируется, что жители Свердловской области смогут комфортно и значительно быстрее добираться из райцентров до Екатеринбурга и обратно, что даст возможность дальнейшего развития внутреннего туризма. Организация перевозок с использованием современного подвижного состава позволит увеличить пассажиропоток, активизировать бизнес-коммуникации, снизить нагрузку на сеть автомобильных дорог региона за счёт перехода части населения с использования личного автотранспорта в сферу железнодорожных пассажирских перевозок.

В настоящее время рабочей группой формируются комплексные предложения по применению инновационного подвижного состава для региональных перевозок железнодорожным транспортом по территории не только Свердловской области, но и соседних регионов. Рассмотрена перспектива развития межрегиональных маршрутов пассажирских железнодорожных перевозок с использованием электропоездов «Ласточка» в направлении Пермь – Екатеринбург, Екатеринбург – Тюмень, Екатеринбург – Курган, Екатеринбург – Челябинск. Этот проект также потребует дополнительных средств в размере порядка 200–250 млн руб. в год на один поезд. При этом на межрегиональных направлениях возможен запуск электропоездов класса «премиум».

Также рассматривается возможность формирования на территории Свердловской области сервисной базы для обслуживания электропоездов «Ласточка», что позволит создать дополнительные рабочие места.

Приобретение «Ласточек» и их эксплуатация повлекут за собой дополнительную нагрузку на бюджет области. Средства на приобретение подвижного состава и возмещение недополученных доходов перевозчиков, связанных с использованием «Ласточек», в областном бюджете текущего года не предусмотрены. Стоимость одной новой электрички составляет до 600 млн руб. Это значительная цена для регионального бюджета. Сейчас в правительстве региона рассматриваются различные варианты приобретения электричек, решение по этому вопросу ещё не принято. Но есть понимание, что двигаться дальше нужно. При применении льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом экономический эффект от «Ласточки» на территории Свердловской области составит порядка 20 млн руб. в год. В январе 2015 года правительством Свердловской области было направлено соответствующее обращение в Минтранс Российской Федерации с просьбой поддержать такую модель финансирования проекта.

И вот ещё о чём необходимо сказать. Не одними «Ласточками» славен Урал. Свердловская область является давним партнёром и поставщиком продукции для нужд ОАО «РЖД», занимая лидирующие позиции в России по выпуску грузовых вагонов (39% общероссийского производства), магистральных электровозов (42% общероссийского производства).

Объёмы продукции, отгруженной предприятиями области для нужд железнодорожного транспорта, за последние три года выросли более чем в два раза и превысили в 2014 году 85 млрд руб.

Сегодня более 40 промышленных предприятий, расположенных на территории Свердловской области, работают напрямую на российские железные дороги, более 150 предприятий поставляют свою продукцию в кооперации с предприятиями России.

Помимо ООО «Уральские локомотивы», крупнейшим поставщиком грузового подвижного состава для нужд ОАО «РЖД» является ОАО «НПК «Уралвагонзавод». В течение прошедшего года предприятием разработаны 18 моделей подвижного состава, цехами вагоносборочного производства изготовлены 7 опытных образцов изделий подвижного состава, проведены приёмочные, сертификационные испытания 16 опытных образцов грузовых вагонов.

ОАО «ЕВРАЗ НТМК» выступает крупнейшим российским производителем металлопроката для железнодорожного транспорта: объёмно-закалённые износостойкие рельсы тяжелого типа для работы в условиях низких температур, колёса и бандажи для локомотивов, заготовки для осей вагонов, специальный прокат для вагоностроения. Кроме того, предприятие поставляет основные вагоностроительные профили и осевую заготовку.

Кроме этого, предприятия области обеспечивают производство систем автоматики, электрокомпонентов и комплектующих для нужд железных дорог, осуществляют ремонт и модернизацию подвижного состава. ОАО «ПО «Уральский оптико-механический завод» производит железнодорожную светотехнику. ЗАО «Уралэлектромаш» специализируется на производстве асинхронных электродвигателей. ЗАО «Уралэластотехника» и ОАО «Уральский завод РТИ» выпускают уплотнители для железнодорожного транспорта, товарные резиновые смеси, формовые и неформовые резиновые технические изделия.

На различных стадиях разработки имеется ряд наименований перспективной продукции для ОАО «РЖД». В частности, на Уральском транспортном салоне «Магистраль-2014» ОАО «НПК «Уралвагонзавод» представил 7 новых моделей грузового подвижного состава, в том числе вагон-хоппер для минеральных удобрений модели 19-5167 с кузовом из композиционных материалов. «Уралвагонзавод» первым применил композитные технологии в вагоностроении.

ЗАО «Энергомаш – Уралэлектротяжмаш» освоена новая разработка – гибридное элегазовое распределительное устройство наружной установки РУЭН 110 кВт, которое обеспечивает объединение силовых модулей тяговой подстанции, что позволяет снизить эксплуатационные издержки.

Одним из прорывных проектов является разработка Научно-производственным объединением «Уралчерметавтоматика» маховикового накопителя энергии для использования в качестве источника энергии при проезде локомотивами на тепловозной тяге тоннелей в условиях нехватки кислорода для работы дизеля.

В рамках импортозамещения Научно-производственное объединение автоматики производства «Уральские локомотивы» готово взамен комплектующих, поставляемых железной дороге компанией Simens, разработать и организовать поставку частотно-регулируемого управляемого тягового привода для комплектации грузовых электровозов 2ЭС6, 2ЭС10, 2ЭС7 на постоянном и переменном токе. Соответствующие согласования со стороны как головного производителя, так и руководства железных дорог ведутся в настоящее время.

Нижне-Салдинский металлургический завод – филиал ОАО «ЕВРАЗ НТМК» в связи с принятым решением о переходе железных дорог на использование новых видов рельсовых скреплений пружинного типа, преимущественно поставляемых из стран Европейского союза, готов освоить новый вид импортозамещающей продукции.

Все эти предприятия – наша общая перспектива: рабочие места для жителей Свердловской области, налоги, занятость, социальная ответственность, развитие инфраструктуры и всей отрасли. Это наше общее дело.

От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru