За пределами графика
Андрей Тихомиров
Андрей Тихомиров
первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»

За пределами графика

Именно на железной дороге как никогда актуально звучат фразы «по расписанию» и «минута в минуту». Однако видимая для пассажиров и клиентов точность не всегда может быть обеспечена работой коллектива «от звонка до звонка».  К сожалению, переработки для некоторых категорий сотрудников отрасли неизбежны.
Работодатель вправе привлекать свой коллектив к сверхурочной работе, если такая необходимость есть, другое дело, что при этом должны соблюдаться нормы трудового законодательства.

Что говорит законодательство
Как такового термина «переработка» в действующем законодательстве нет, это общеобиходное определение словосочетания «сверхурочная работа». Под этим термином подразумевается работа по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Норма рабочего времени устанавливается в Трудовом кодексе РФ. И она за исключением отдельных категорий работников не может превышать 40 часов в неделю. Уточнённые данные о том, как именно должен работать конкретный сотрудник, отражаются в Правилах внутреннего трудового распорядка предприятия, который основывается на производственном календаре. В ОАО «РЖД» используется переработанный для компании общероссийский производственный календарь. Под него в каждом подразделении выпус­каются правила внутреннего трудового распорядка, где расписывается, как именно работают сотрудники. Причём правила чётко прописываются для всех групп работников в зависимости от их графика: и для ежедневной работы с понедельника по пятницу, и для круглосуточного режима сменности, и для режима сменности по 12 часов в дневную смену (два дня рабочих через два выходных). Прописываются часы работы сотрудника в обычные, выходные, праздничные и предпраздничные дни. Всё, что человек перерабатывает исходя из установленной нормы времени учётного периода по инициативе работодателя, считается сверхурочной работой. Важным отличием сверхурочной работы по законодательству считается именно инициатива работодателя. 

Не имеет отношения к переработкам  участие в субботниках и корпоративных мероприятиях, даже если они проводятся в выходные дни. Участие в подобных мероприятиях – добровольное решение каждого человека, поэтому работодатель не вправе привлечь сотрудника к ответственности, если он не имеет желания принимать в них участие.

Начальнику важно помнить, что привлечь работника к сверхурочной работе можно только  с его письменного согласия. Без письменного согласия работник может привлекаться к сверхурочной работе лишь в редких, форс-мажорных обстоятельствах: для предотвращения катастрофы, аварии или устранения их последствий и тому подобное. Не допускается привлекать к сверхурочной работе беременных женщин и работников, не достигших совершеннолетия. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья. При этом они должны быть заблаговременно под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы за пределами графика.

К переработке человек может привлекаться как на несколько часов непосредственно после своего основного рабочего времени, так и в свой выходной. Чтобы всё было по закону, руководитель производственного участка, вызывая человека на работу в его выходной день, должен обязательно подать рапорт на имя начальника подразделения. После этого необходимо направить в кадровую службу данные для оформления приказа о привлечении человека на работу по производственной необходимости. Важно, чтобы подобный документ оформлялся заблаговременно и сотрудник имел возможность ознакомиться с ним за день до выхода на работу вне плана. Если начальник по каким-то причинам меняет на ходу график работы сотрудника, то работник,  тем не менее,  должен быть заблаговременно ознакомлен под роспись с изменённым графиком своей работы прежде, чем к ней приступать. 

У работодателя должны быть веские основания для привлечения человека к работе вне его режима. В  частности, если необходимо выполнить или закончить начатую работу, которая не могла быть выполнена в срок из-за непредвиденной задержки по техническим условиям производства, а невыполнение этой работы может повлечь за собой порчу имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей. Ещё один допустимый случай привлечения к сверхурочной работе – при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников. Наконец, начальник может привлечь сотрудника к работе вне его трудового времени, если нужно заменить неявившегося коллегу, а рабочий процесс не допускает перерыва. Однако при этом, если человек не даст своего письменного согласия на сверхурочную работу или на работу в свой выходной день, то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, это запрещает Трудовой кодекс. 

Как считать? 
Работодатель обязан вести учёт рабочего времени, фактически отработанного каждым работником. Необходимо это и в том числе для того, чтобы не превысить предельную продолжительность переработки. По трудовому законодательству, сверхурочные часы для каждого работника не должны превышать четырёх часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Если сотрудник работает больше, то это является нарушением законодательства, за которое работодателя могут привлечь к ответственности государственные органы контроля. Согласно Коллективному договору ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы не допускается выполнение сверхурочной работы свыше 24 часов в месяц.

Отработанные и переработанные каждым человеком часы в компании фиксируются в табелях. Также составляется график рабочего времени для каждого работника или для группы работников. Табель в идеале должен соответствовать графику работы. Естественно, железнодорожный транспорт – живой механизм, каждый день меняется технологическая обстановка, большое влияние имеет человеческий фактор. Именно поэтому табель становится основным документом, в котором отражаются фактически отработанные часы за смену и за месяц. Затем фактически отработанные часы сравниваются с нормой рабочего времени – так можно точно определить, сколько часов человек переработал. Работа в выходные и праздничные дни считается отдельно. Сейчас в ОАО «РЖД» табели заполняются в автоматизированном режиме в программе ЕК АСУТР, а данные поступают сразу же на расчёт заработной платы.

Ненормированный рабочий день
Если в трудовом договоре у работника обозначен «ненормированный рабочий день», а в ОАО «РЖД» это в основном руководители и частично специалисты, фактически он сам устанавливает для себя время окончания своей работы. Формально ненормированный рабочий день – это особый режим работы, при котором по распоряжению руководителя работник может эпизодически привлекаться к работе за пределами своего рабочего дня.

В каждом филиале обязательно должен издаваться перечень должностей, у которых возможна технология ненормированного рабочего дня, – он фиксируется в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, может также прописываться в соглашениях и локальных нормативных актах, принимаемых с учётом мнения профсоюза.

Перед заключением трудового договора работник обязательно под роспись знакомится с локальными нормативными актами организации, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью и с особеннос­тью  выполнения своих служебных обязанностей  в режиме ненормированного рабочего дня. Его подпись под документом означает, что он обо всём проинформирован. Тогда работодателю не требуется каждый раз получать у таких сотрудников предварительное согласие на переработку, для  таких работников нет понятия ежедневной переработки.

Однако режим ненормированного рабочего дня не предусматривает работу в выходной день. Поэтому, если работодателю необходимо присутствие такого сотрудника на работе в выходной день, это должно оформляться как  работа в выходной день с  получением письменного согласия работника. Кроме того, работодатель не вправе поручать работнику выполнение работ за рамками его трудовых функций, мотивируя это ненормированным рабочим днём.

Компенсацией за работу по такому вольному графику является дополнительный оплачиваемый отпуск. Для каждой должности количество дней к основному отпуску устанавливается отдельно. Так, например, в ОАО «РЖД» действует распоряжение от 23 ноября 2012 года № 2386р «Об утверждении перечня профессий и должностей работников филиалов ОАО «РЖД» с ненормированным рабочим днём и инструктивных указаний о порядке предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам с ненормированным рабочим днём. Согласно Коллективному договору на 2014–2016 годы работникам предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и перечнем профессий и должностей, утверждённым компанией. Для примера, начальник структурного подразделения, начальник службы получают до семи дополнительных дней к отпуску, а специалист – до трёх.

Ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства
К сожалению, в ОАО «РЖД» бывают случаи, когда документы, приказы о привлечении к сверхурочной работе и изменения в графики вносятся уже задним числом. Кроме того, иногда они должным образом не оформляются, что обязательно вскрывается благодаря внутренним проверкам, проверкам профсоюза, прокуратуры или трудовой инспекции. Здесь очень важны добросовестность и ответственность руководителя в ведении делопроизводства, тем более что вопрос касается его сотрудников.

Есть косвенные документы, которые могут доказать, что человек присутст­вовал на работе в определённые дни или часы, даже если руководитель не оформил переработку по закону. Это производственные журналы, где отмечается объём работы, выполненный работником. Есть также журнал охраны труда, в котором ежедневно отмечается проведение инструктажа перед началом работы. Для таких категорий работников, как водители автомобилей, локомотивные бригады, машинисты бригад специального подвижного состава, железнодорожных строительных машин, есть и ещё одно косвенное подтверждение их трудовой деятельности. Это маршруты, которые на железной дороге в обязательном порядке фиксируются. В маршрутах чётко указывается время начала и окончания работы. Если данные в табеле и в маршруте не совпадают, это может свидетельствовать о незафиксированной переработке. 

Последствия халатности руководителя могут быть критичны для всей компании. Но даже если документ оформляется постфактум, он всё равно поступает в бухгалтерию на оплату. Повторюсь, что сама по себе переработка, не выходящая за пределы допустимых норм, не является нарушением законодательства, если она фиксируется и исправно оплачивается. Другое дело, если документ отсутст­вует в принципе. Тогда ни кадровая служба, ни бухгалтерия не смогут подтвердить, что человек переработал. Не получив положенные выплаты или компенсацию, сотрудник может обратиться, например, с жалобой в профсоюз, на «Горячую линию». Это часто помогает решить возникшую проблему внутри компании, не доводя её до суда. Естественно, после таких сигналов мы проводим свою внутреннюю проверку и компенсируем человеку переработанные часы.

Однако если работник считает, что он перерабатывал, а работодатель не видит достаточных оснований для учёта его сверхурочной работы, тогда возникают судебные споры.

Чаще всего в этих ситуациях суды встают на сторону работника. Чтобы работодатель выиграл дело, необходимо «железобетонное» обоснование, которое будет представлено в суде. Иногда работники просят через суд компенсировать и моральный ущерб от переработки. Но этот факт также должен чем-то подтверждаться. Например, что у человека были какие-то дополнительные расходы, связанные с его жизнедеятельностью и здоровьем из-за переработки. Поэтому чаще всего такие требования сотрудников остаются без удовлетворения.

Если вина работодателя доказана, он несёт административную ответст­венность за все нарушения трудового законодательства, в том числе и те, которые касаются нарушений режима труда и отдыха работников. Если государственные органы выявляют, что сверхурочная работа допущена сверх установленной нормы, не зафиксирована или не оплачена, то руководитель может понести ответственность в виде штрафа в размере от 10 МРОТ. Если спустя время обнаруживаются те же самые нарушения, оштрафованного начальника могут лишить права занимать руководящие должности на срок от трёх  до пяти лет. 

Переработки в ОАО «РЖД»
Больше всего случаев переработок в компании фиксируется в эксплуатационных локомотивных и моторвагонных депо. Связано это, конечно, с технологией работы. Технологически очень сложно заменить бригаду в поездке, поэтому больше всего сверхурочных у локомотивных бригад. Аналогичные  проблемы по переработкам, но в меньшей степени, есть у локомотивных бригад специального подвижного состава, моторвагонного подвижного состава, а также сверхурочные у сотрудников аппарата движенцев (дежурных по станции, диспетчеров и т.п.). 

В 2013 году у локомотивщиков было всего 17 млн 938 тыс. часов переработок.  В  2014 году правлением ОАО «РЖД» дано поручение по сокращению непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад грузового движения к уровню 2013 года не менее чем на 13%.  Численность локомотивных бригад по среднесписочной численности была увеличена более чем на 2 тыс. человек. Также большая работа была проделана по снижению непроизводительных потерь машинистов и их помощников за счёт мотивации диспетчерского аппарата на снижение непроизводительных потерь локомотивщиков, увеличение доли графиковых грузовых поездов, изменение графика движения поездов, изменение «подвязок» локомотивных бригад.  Если брать сухие цифры, то сверхурочные на одного сотрудника локомотивной бригады за 11 месяцев т.г. в среднем составляют 101,8 часа, что значительно меньше прошлогоднего показателя. 

Мы не стремимся вообще исключить сверхурочные работы в компании, так как переработки в пределах нормы допустимы и дают возможность компании сэкономить трудовые ресурсы, а работнику получить дополнительный доход. Самое главное, чтобы отдых работника перед сменой и после смены составлял не менее установленных норм. Самая минимальная норма по ТК – это 12 часов. Для локомотивных бригад установлено не менее 16 часов отдыха.

Главное на железнодорожном транспорте – это безопасность и отлаженность перевозочного процесса. Снижая сверхурочные часы работников, особенно задействованных непосредственно в движении, компания обеспечивает больше гарантий безопасности как коллектива, так и пассажиров.
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100