Стратегия в плюс: Практика проведения совещаний в АО «ФПК»
Владимир Кривенков
Владимир Кривенков
начальник Управления делами АО «ФПК»

Стратегия в плюс: Практика проведения совещаний в АО «ФПК»

Экономическая ситуация на внешнем и внутреннем рынках, жёсткий бюджет требуют оперативного и гибкого реагирования со стороны руководства АО «ФПК». В целях всесторонней оценки обстановки, принятия оперативных решений, постановки производственных задач, усиления взаимодействия между подразделениями, устранения недостатков и нарушений, выявленных за отчётный период, а также подведения итогов работы в компании создана целостная система проведения различного рода совещаний.
Порядок проведения совещаний в компании регламентируется ­локальными нормативными ­актами.
Формат совещания зависит от того, какие задачи оно должно решать. В компании проводятся совещания трёх видов: 
– оперативные, селекторные;
– итоговые, плановые и внепла­новые;
– видеоконференции.

С 2014 года в АО «ФПК» внедряется практика проведения стратегической сессии, которая является инструментом обсуждения и формирования стратегических целей компании в среднесрочной перспективе. В этом отношении сессия заменила производственные сетевые совещания, которые в полной мере не позволяли эффективно работать над проблемами, стоящими перед компанией, – к этому не располагали в первую очередь форматы работы (доклады и отчёты). Стратегическая сессия предполагает более живое общение за «круглыми столами» и в дискуссиях. В них принимают участие управленцы разного уровня – от руководителей линейных предприятий до начальников филиалов и начальников управлений компании, а также внешние эксперты и консультанты, партнёры компании. 

Стратегические сессии планируется проводить в начале календарного года, чтобы обсудить наиболее актуальные проблемы, стоящие перед АО «ФПК» (оптимизация маршрутной сети, внедрение корпоративной системы KPI, внедрение корпоративной системы управления и т.п.), общими усилиями выработать наиболее оптимальные решения, а также получить обратную связь от подразделений компании и поддержать инициативы, идущие снизу.  

Для упорядочения работы по подготовке и проведению совещаний в компании составляется календарный план на месяц, в котором учитываются плановые совещания АО «ФПК» и ОАО «РЖД».

В зависимости от целей и задач, которые решает совещание, выбирается формат работы: это может быть либо заслушивание докладов руководителей причастных подразделений, либо постановка задач, либо обмен мнениями.

Оперативные совещания у генерального директора или его первого заместителя проводятся два раза в неделю (по вторникам – с участием заместителей генерального директора и по пятницам – с участием руководителей аппарата управления). 

Как правило, оперативные совещания посвящены текущему положению дел в сфере перевозки пассажиров и финансовым показателям работы компании. Информация представляется в форме презентации. Если плановые показатели не достигнуты, рассматриваются причины полученного результата и принимается решение, которое должно скорректировать деятельность соответствующего подразделения. Дополнительно на оперативные совещания могут выноситься вопросы, по которым необходимо принять коллегиальное решение.

Селекторные совещания проводятся один раз в неделю (в среду или четверг в соответствии с планом-графиком). 

Каждый первый четверг месяца генеральный директор проводит селекторное совещание по итогам работы компании за прошедший месяц и ставит задачу на предстоящий период. В этом совещании принимают участие руководители аппарата управления и центров – структурных подразделений АО «ФПК», филиалов и их структурных подразделений.

На текущих селекторных совещаниях рассматриваются производственно-технические вопросы с присутствием только руководителей подразделений аппарата управления и филиалов компании, отвечающих за данную сферу деятельности.

Все решения, принятые на оперативных и селекторных совещаниях, оформляются протоколами. Исполнение принятых решений контролирует отдел контроля и анализа исполнительской дисциплины Управления делами АО «ФПК».

Видеоконференции у первого заместителя, заместителей генерального директора, начальников подразделений аппарата управления и центров – структурных подразделений АО «ФПК» проводятся по отдельному графику. 

Другие совещания назначаются по производственной необходимости.

Эффективность проводимых в АО «ФПК» совещаний достигается за счёт чёткого определения структуры повестки дня и круга рассматриваемых вопросов, качественной подготовки презентационных материалов, точной постановки целей совещания и требовательного отношения руководителей компании к его проведению.
В целях повышения эффективности совещаний руководители компании регулярно принимают участие в тренингах и обучающих мероприятиях при прохождении профессиональной переподготовки по программам МВА, подготовки кадрового резерва (деловая игра «Публичные выступления», тренинги «Тайм-менеджмент» и «Организационное поведение»).

Для более эффективного использования трудовых ресурсов и рабочего времени в 2014 году в компании было сокращено количество времени, затрачиваемого на проведение совещаний (за счёт размещения информационных материалов на сетевых ресурсах), а также сокращено в два раза количество участников селекторных совещаний (за исключением месячного итогового совещания) – за счёт привлечения к участию в них исключительно руководителей аппарата управления и филиалов компании, отвечающих за производственно-технические вопросы. Также было сокращено на 20% количество видеоконференций – за счёт более рационального использования времени и решения комплекса производственно-технических, хозяйственных и финансовых вопросов силами самих подразделений.

Практика и результаты производственной деятельности компании показывают, что совещание – это высокоэффективная, исторически сложившаяся и оправдавшая себя форма управления. В АО «ФПК» совещание представляет собой способ открытого коллективного обсуждения различных производственных вопросов, имеющий следующие положительные стороны:
– во-первых, совместная интеллектуальная деятельность повышает эффективность мышления;
– во-вторых, совещание позволяет свести к минимуму вероятность принятия случайных решений;
– в-третьих, в ходе совещания раскрывается потенциал каждого из участников и укрепляется их творческое содружество.
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru