Простые правила
Гузель Закарян
Гузель Закарян
генеральный директор ООО «Бизнес ресурсы», консультант по вопросам делового имиджа, протокола и этикета

Простые правила

На построение репутации в бизнесе могуть быть затрачены многие годы. Но потерять её очень просто: достаточно забыть о существовании общепринятых норм делового этикета
В последнее время российские компании всё больше внимания уделяют вопросам деловой этики и этикета. Объём соответствующих обучающих программ с каждым годом увеличивается. Практически во всех высших учебных заведениях сейчас есть такие дисциплины, как «этикет деловых отношений» или «этика бизнеса». Многие крупные корпорации активно сотрудничают в данной сфере с различными центрами обучения и повышения квалификации. И это не случайно.

Универсальный инструмент
Этика делового общения – один из главных критериев оценки профессиональной деятельности как отдельного сотрудника, так и компании в целом. Использование норм и правил деловой этики при взаимодействии с коллегами, партнёрами и клиентами в итоге определяет, насколько плодотворно будут выстраиваться взаимоотношения с ними.

Этикет регламентирует возрастные, статусные и половые различия. Например, взаимоотношения между людьми старшего и младшего возраста, начальниками и подчинёнными, мужчинами и женщинами. Но следует обратить внимание, что деловой (служебный) этикет, в основе которого лежат статусные различия и субординация, отличается от требований общегражданского (светского) этикета, который учитывает в большей степени возрастные и гендерные (половые) различия между людьми. И этому следует придавать особое значение, что позволит избежать напряжения в деловых отношениях как с коллегами, так и с партнёрами, клиентами. Например, в деловом этикете пропускать вперёд нужно старшего по статусу (то есть руководителя), а не женщину.

Деловая этика и этикет – универсальные инструменты эффективного бизнес-общения. В основном они находят отражение в служебных инструкциях, методических рекомендациях, кодексах корпоративного поведения. Чтобы правила делового этикета успешно применялись, организации проводят разъяснительную работу с персоналом и различные обучающие мероприятия. От того, насколько хорошо работники знают «предмет», правильно понимают этику корпоративного поведения и соизмеряют свои действия c корпоративными ценностями и стандартами, зависит не только личный успех каждого, но и атмосфера внутри всего коллектива, способствующая успеху общего дела. И напротив, некорректное поведение, пренебрежение к профессиональным этическим принципам может нанести ущерб репутации и имиджу компании.

Без возврата
Рассмотрим стандартные ошибки на примере отечественных организаций. Одной из самых распространённых считается нарушение «этикета времени»: пренебрежение к пунктуальности, опоздания на совещания (встречи, переговоры), необоснованные задержки в подготовке документов, несоблюдение сроков и условий договоров, несвоевременные ответы (или даже их отсутствие) на электронные письма.

Разумеется, не стоит говорить о банальностях, но известный постулат «время – деньги» в полной мере отражает естественное для деловой культуры всего мира уважительное отношение к рабочему времени. Если не брать во внимание некоторые национальные особенности, можно с уверенностью сказать, что наиболее удачливый бизнес всегда пунктуален и чётко соблюдает регламент. Так, в западной деловой культуре считается дурным тоном регулярная работа вне утверждённого расписания.

Соблюдение «этикета времени» в деловых отношениях – это проявление уважения к партнёрам и клиентам, руководителей к подчинённым. Умение считаться с временными рамками позволяет создать благоприятный микроклимат в коллективе и в бизнес-отношениях. Именно в этом состоит значение структурирования рабочего дня: систематичность, педантичность, ответственность за «этикет времени».

Сегодня для любого руководителя важно формировать положительный личный имидж своей компании, поэтому поступки должны соответствовать внутренним нравственным убеждениям. Стиль управления при деловом взаимодействии с коллегами и подчинёнными должен определять чёткость и организованность в манере поведения. Только в этом случае нормы деловой этики помогут выстроить эффективное деловое общение с людьми.

Разумеется, стремительность современного мира, обилие транспорта, загруженность дорог создают массу проблем, однако эти обстоятельства не снимают ответственности за взятые на себя обязательства. Если расчёт времени вызывает малейшее сомнение, необходимо вносить в свой график достаточный запас, чтобы прибыть на место хотя бы с пятиминутным ожиданием.

Если опоздание всё же неизбежно, нужно как можно раньше, без объяснения причин сообщить о нём парт­нёрам с извинениями и попросить перенести встречу на другое время или день. В случае отказа отнеситесь с пониманием к такому повороту событий, объективно оцените сложившуюся ситуацию и сделайте для себя необходимые выводы.

В любом случае необходимо помнить, что время не имеет возврата. И отсутствие уважения к нему стоит слишком дорого. Опоздав на встречу или деловые переговоры, можно потерять контракты, заказы, гонорары и, что немаловажно, деловую репутацию.
Пунктуальность – черта современного конкурентного бизнеса, знак культуры и символ уважения к деловым партнёрам, заказчикам, а также коллегам.

Немаловажно соблюдать «этикет времени» и в деловой электронной переписке. На сообщение нужно реагировать в течение суток, максимум двух. Если на ответ потребуется более длительный период, о причине задержки необходимо сообщить адресату. Когда для сбора информации вам может понадобиться неделя или месяц, укажите запланированную дату окончания работ. Отсутствие ответа на электронное письмо в течение пяти рабочих дней означает отказ от общения. Если вы стремитесь сохранить деловые отношения, обязательно через двое или трое суток после отправки электронного послания нужно уточнить у партнёра по телефону или письмом, получил ли он вашу информацию.

Оттенки вкуса
Отдельно хочется обратить внимание на этикет в деловой одежде. В известной поговорке «по одёжке встречают...» ёмко отражена роль имиджа в социальном представлении о человеке. Хотим мы того или нет, но одежда является наглядной многомерной информацией о нашей профессиональной деятельности, финансовых возможностях, эстетическом вкусе, статусе, психологических и других особенностях. Это своеобразная визитная карточка каждого делового человека.

Внешний вид оказывает сильное воздействие на партнёров, нередко предопределяя дальнейшие отношения, по крайней мере, на начальном этапе общения. В современном обществе уже недостаточно быть квалифицированным специалистом с хорошими деловыми качествами, необходимо ещё и выглядеть соответственно рангу и профессии.

Такое понятие, как дресс-код, действительно актуально в деловом сообществе. Это одежда и аксессуары, которые позволяют выглядеть профессиональным, авторитетным, солидным, уверенным в себе и внушающим доверие.

Как правило, сотрудники компаний одеваются в традиционную для своей области деятельности деловую одежду. Например, в банковской сфере требования к внешнему виду более консервативны, чем у представителей креативных профессий: журналистов, сотрудников event-компаний, дизайнеров.

Впечатление формируется уже в первые сорок – пятьдесят секунд общения. Преимущественно роль в этом играет внешний вид человека. Это оказывает социально-психологическое воздействие на партнёров, нередко предопределяя их дальнейшие отношения.

Основой деловой одежды для обоих полов является костюм. Для мужчин правила достаточно строги, регламентированы как этикетом, так и эстетическими, традиционно сложившимися требованиями. Для женщин предусмотрено больше вольностей, ведь предполагается, что они лучше разбираются в деталях одежды и их сочетании. Тем не менее на практике именно женщины чаще всего нарушают корпоративный дресс-код. Поэтому важно умение сочетать на работе правильный деловой имидж и в то же время подчеркивать свой собственный стиль.

Умеренность, гармоничность, следование неукоснительным правилам этикета и протокола, а также моде и индивидуальности в одежде – правила, которые помогают чувствовать себя более уверенно и позволяют рассчитывать не без оснований на эффективную деловую коммуникацию.

Правила общения
Что касается этикета делового общения, то умение правильно вести себя с коллегами, подчинёнными и партнёрами является важным фактором, позволяющим добиться успеха в служебной и бизнес-деятельности.

Деловое общение всегда подразумевает взаимное уважение в отношениях с коллегами и партнёрами. В деловом этикете особенно важна интонация, так как иногда она способна изменить смысл сказанного, придав ему обратное значение. Например, «да» может прозвучать как «нет», и наоборот.

Неправильно выбранная тональность разговора не только мешает общению, но зачастую создаёт ложное представление о собеседнике.

Так, у зарубежных партнёров нередко складывается впечатление о российских бизнесменах как об агрессивных и фамильярных натурах. Причина в том, что в официально-деловых переговорах не всегда выдерживается нужная тональность. Порой она носит безапелляционный, напористый, повышенный характер.

Все затронутые выше вопросы тесно связаны с корпоративной культурой и профессиональной этикой каждой компании. Без этого в современном мире практически недоступны карьерный рост, профессиональное развитие, финансовый успех. Поэтому, как правило, репутация, имидж бизнесмена как успешного, удачливого, хорошо образованного и воспитанного человека тщательно продумываются и оберегаются.
Вагоны hautе couture

Откуда родом дизайн подвижного состава

Рубрики: Стиль
Пусть научат

Дороги, которые помогают найти профессию

Рубрики: Стиль
Престижная работа

Российские вокзалы готовятся к чемпионату мира по футболу 2018-го

Рубрики: Стиль
Дополнительная ценность
Анна Иванова, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами GEFCO,
Алина Чурикова, специалист по внешним коммуникациям GEFCO,

Логистические услуги, которые облегчают жизнь клиенту

Рубрики: Стиль
Чистая работа

Железнодорожники заботятся о природе

Рубрики: Стиль

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100