Вагоны hautе couture

Вагоны hautе couture

Откуда родом дизайн подвижного состава
Дизайн российского подвижного состава – вагонов и локомотивов – в последние годы существенно изменился. К обновлению их облика приложили руку известные в мире индустриального дизайна компании, чьи идеи воплотили в жизнь российские производители. «Пульт управления» узнал, кто «рисует» составы, которые передвигаются по российским железным дорогам.


Обрусевший немец

Поезд «Ласточка» – локализованная версия немецкой пригородной платформы Siemens Desiro. Однако адаптацией вагонов к суровой российской зиме, а колесных тележек – к колее 1520 мм дело не закончилось. «Ласточки», к которым уже успели привыкнуть пассажиры МЦК, Октябрьской и Московской дорог, сильно отличаются от своего германского прототипа. Как рассказал Григорий Голубев, начальник Департамента конструкторских разработок и исследований завода «Уральские локомотивы», где с 2013 года производятся «Ласточки», в первых составах производства Siemens сиденья были установлены лицом к лицу, как в электричках ЭР2. В РЖД такую компоновку салона сочли малокомфортной для пассажиров и потребовали поставить сиденья последовательно. В российской версии вагонов появились и столики для пассажиров. Всё это разработка отдела дизайна подвижного состава «Уральских локомотивов». А дизайн вагонов «Ласточки» ЭС2ГП, отправившейся из Москвы в Иваново 13 марта, – проект дизайнеров из Верхней Пышмы.


Вагон от Audi

Попытки построить двухэтажные вагоны в России предпринимались трижды. В 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ) был создан первый двухэтажный вагон для перевозки переселенцев в Сибирь. Ещё один вагон был построен в Сормово, но дальше дело не пошло.

Вторая попытка была предпринята в конце 70-х: был выпущен купейный вагон, на втором этаже которого располагалась смотровая площадка с панорамным остеклением. Он сделал даже несколько экскурсионных рейсов по маршруту Москва – Рязань. Третья попытка оказалась удачной, и с 2013 года на российских железных дорогах используется несколько модификаций двухэтажных вагонов производства ТВЗ – купейные, сидячие и вагоны-рестораны. Дизайн всех этих вагонов был выполнен силами ТВЗ.

Но среди «двухэтажек» есть исключение – вагон пассажирский двухэтажный с местами для сидения, модель 61-4492 с улучшенным интерьером.

Дизайн салонов этих вагонов был выполнен по заказу ТВЗ компанией Italdesign Giugiaro S.p.A, «дочкой» концерна Volkswagen – бесспорного лидера в области индустриального и автомобильного дизайна.

Эта компания основана в 1968 году и с начала 70-х активно сотрудничает с группой Volkswagen. Её сотрудники разработали дизайн множества моделей автомобилей Volkswagen, BMW, Audi, Ford, Bugatti, Maserati, Lotus и других известных марок. Подразделение индустриального дизайна Italdesign основано в 1992 году в Барселоне и является разработчиком дизайна подвижного состава для таких производителей подвижного состава и железнодорожных компаний, как Alstom, Bombardier, Ansaldo, Stadler, CRRC, Trenitalia, NTV, CAF, Pesa, и других.
«Работая над созданием принципиально новых моделей пассажирского подвижного состава, мы понимали, что та высокая планка, которую мы для себя обозначаем с точки зрения уровня комфорта, безопасности, применяемых технических решений, потребует нового, свежего взгляда на дизайн как экстерьера, так и интерьера», – рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» по взаимодействию с органами власти и корпоративным коммуникациям Артём Леденев.

Дизайн салона этих вагонов был разработан в 2014 году, всего за год. «Мы были поражены ясностью идей и твёрдостью решений заказчика, скоростью и точностью ответов на наши предложения, – сказал Никола Гуельфо, руководитель группы индустриального дизайна Italdesign. – Мы привыкли к тому, что клиенты обычно долго колеблются при выборе вариантов, которые мы предлагаем, но в этом случае процесс был весьма быстрым. Мы отвечали за дизайнерские решения внутреннего интерьера вагонов, ТВЗ – за выбор материалов, технические стандарты и окончательный выбор решений». Дизайн этих вагонов вышел настолько удачным, что в 2016 году получил престижную премию Good Design Award, ежегодно вручаемую чикагским Athenaeum Museum of Architecture and Design Award. Сейчас эти вагоны ходят по маршруту Москва – Воронеж.


Модный приговор

Перевозчикам важно, как выглядят и насколько функциональны локомотивы. Внешний вид новых российских локомотивов, их современные кабины, оснащённые новейшими системами управлениями и информации, – разработка исключительно российских дизайнеров и конструкторов, которые унаследовали лучший опыт своих предшественников.
«Конструкторы советского периода имели очень высокую квалификацию и обладали большим творческим потенциалом, – рассказал директор инженерного центра АО «УК «Брянский машиностроительный завод» Олег Кравченко. – Поэтому в тех или иных элементах конструкции локомотива – форме стёкол кабины машиниста, пульта управления, положения двери в кабину – они, даже не обладая специальными навыками, находили решения, которые не уступали иностранным и даже во многом их превосходили».

Современный грузовой локомотив 2ЭС10 «Гранит» «Уральских локомотивов» и пассажирский ЭП20 «Олимп» Новочеркасского электровозостроительного завода – прямые наследники лучших образцов советского дизайна.

Лев Кадик
Пусть научат

Дороги, которые помогают найти профессию

Рубрики: Стиль
Престижная работа

Российские вокзалы готовятся к чемпионату мира по футболу 2018-го

Рубрики: Стиль
Дополнительная ценность
Анна Иванова, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами GEFCO,
Алина Чурикова, специалист по внешним коммуникациям GEFCO,

Логистические услуги, которые облегчают жизнь клиенту

Рубрики: Стиль
Чистая работа

Железнодорожники заботятся о природе

Рубрики: Стиль
Праздник со смыслом
Татьяна Николаева, бизнес-консультант по этикету,

Рубрики: Стиль

Библиотека Корпоративного университета РЖД

От хорошего к великому
Джим Коллинз
«От хорошего к великому». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2007 год
Искусство сфокусированной беседы: 100 способов доступа к групповой мудрости в рабочей среде
«Искусство сфокусированной беседы: 100 способов доступа к групповой мудрости в рабочей среде». сборник Канадского института культурных отношений (ICA) 2017 год
Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100