Вагоны hautе couture

Вагоны hautе couture

Откуда родом дизайн подвижного состава
Дизайн российского подвижного состава – вагонов и локомотивов – в последние годы существенно изменился. К обновлению их облика приложили руку известные в мире индустриального дизайна компании, чьи идеи воплотили в жизнь российские производители. «Пульт управления» узнал, кто «рисует» составы, которые передвигаются по российским железным дорогам.


Обрусевший немец

Поезд «Ласточка» – локализованная версия немецкой пригородной платформы Siemens Desiro. Однако адаптацией вагонов к суровой российской зиме, а колесных тележек – к колее 1520 мм дело не закончилось. «Ласточки», к которым уже успели привыкнуть пассажиры МЦК, Октябрьской и Московской дорог, сильно отличаются от своего германского прототипа. Как рассказал Григорий Голубев, начальник Департамента конструкторских разработок и исследований завода «Уральские локомотивы», где с 2013 года производятся «Ласточки», в первых составах производства Siemens сиденья были установлены лицом к лицу, как в электричках ЭР2. В РЖД такую компоновку салона сочли малокомфортной для пассажиров и потребовали поставить сиденья последовательно. В российской версии вагонов появились и столики для пассажиров. Всё это разработка отдела дизайна подвижного состава «Уральских локомотивов». А дизайн вагонов «Ласточки» ЭС2ГП, отправившейся из Москвы в Иваново 13 марта, – проект дизайнеров из Верхней Пышмы.


Вагон от Audi

Попытки построить двухэтажные вагоны в России предпринимались трижды. В 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ) был создан первый двухэтажный вагон для перевозки переселенцев в Сибирь. Ещё один вагон был построен в Сормово, но дальше дело не пошло.

Вторая попытка была предпринята в конце 70-х: был выпущен купейный вагон, на втором этаже которого располагалась смотровая площадка с панорамным остеклением. Он сделал даже несколько экскурсионных рейсов по маршруту Москва – Рязань. Третья попытка оказалась удачной, и с 2013 года на российских железных дорогах используется несколько модификаций двухэтажных вагонов производства ТВЗ – купейные, сидячие и вагоны-рестораны. Дизайн всех этих вагонов был выполнен силами ТВЗ.

Но среди «двухэтажек» есть исключение – вагон пассажирский двухэтажный с местами для сидения, модель 61-4492 с улучшенным интерьером.

Дизайн салонов этих вагонов был выполнен по заказу ТВЗ компанией Italdesign Giugiaro S.p.A, «дочкой» концерна Volkswagen – бесспорного лидера в области индустриального и автомобильного дизайна.

Эта компания основана в 1968 году и с начала 70-х активно сотрудничает с группой Volkswagen. Её сотрудники разработали дизайн множества моделей автомобилей Volkswagen, BMW, Audi, Ford, Bugatti, Maserati, Lotus и других известных марок. Подразделение индустриального дизайна Italdesign основано в 1992 году в Барселоне и является разработчиком дизайна подвижного состава для таких производителей подвижного состава и железнодорожных компаний, как Alstom, Bombardier, Ansaldo, Stadler, CRRC, Trenitalia, NTV, CAF, Pesa, и других.
«Работая над созданием принципиально новых моделей пассажирского подвижного состава, мы понимали, что та высокая планка, которую мы для себя обозначаем с точки зрения уровня комфорта, безопасности, применяемых технических решений, потребует нового, свежего взгляда на дизайн как экстерьера, так и интерьера», – рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» по взаимодействию с органами власти и корпоративным коммуникациям Артём Леденев.

Дизайн салона этих вагонов был разработан в 2014 году, всего за год. «Мы были поражены ясностью идей и твёрдостью решений заказчика, скоростью и точностью ответов на наши предложения, – сказал Никола Гуельфо, руководитель группы индустриального дизайна Italdesign. – Мы привыкли к тому, что клиенты обычно долго колеблются при выборе вариантов, которые мы предлагаем, но в этом случае процесс был весьма быстрым. Мы отвечали за дизайнерские решения внутреннего интерьера вагонов, ТВЗ – за выбор материалов, технические стандарты и окончательный выбор решений». Дизайн этих вагонов вышел настолько удачным, что в 2016 году получил престижную премию Good Design Award, ежегодно вручаемую чикагским Athenaeum Museum of Architecture and Design Award. Сейчас эти вагоны ходят по маршруту Москва – Воронеж.


Модный приговор

Перевозчикам важно, как выглядят и насколько функциональны локомотивы. Внешний вид новых российских локомотивов, их современные кабины, оснащённые новейшими системами управлениями и информации, – разработка исключительно российских дизайнеров и конструкторов, которые унаследовали лучший опыт своих предшественников.
«Конструкторы советского периода имели очень высокую квалификацию и обладали большим творческим потенциалом, – рассказал директор инженерного центра АО «УК «Брянский машиностроительный завод» Олег Кравченко. – Поэтому в тех или иных элементах конструкции локомотива – форме стёкол кабины машиниста, пульта управления, положения двери в кабину – они, даже не обладая специальными навыками, находили решения, которые не уступали иностранным и даже во многом их превосходили».

Современный грузовой локомотив 2ЭС10 «Гранит» «Уральских локомотивов» и пассажирский ЭП20 «Олимп» Новочеркасского электровозостроительного завода – прямые наследники лучших образцов советского дизайна.

Лев Кадик
Пусть научат

Дороги, которые помогают найти профессию

Рубрики: Стиль
Престижная работа

Российские вокзалы готовятся к чемпионату мира по футболу 2018-го

Рубрики: Стиль
Дополнительная ценность
Анна Иванова, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами GEFCO,
Алина Чурикова, специалист по внешним коммуникациям GEFCO,

Логистические услуги, которые облегчают жизнь клиенту

Рубрики: Стиль
Чистая работа

Железнодорожники заботятся о природе

Рубрики: Стиль
Праздник со смыслом
Татьяна Николаева, бизнес-консультант по этикету,

Рубрики: Стиль

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100