Социальное партнёрство

Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников
В этом году ОАО «РЖД» отмечает свой 20-летний юбилей. Важной заслугой компании как крупнейшего работодателя России является постоянное совершенствование Коллективного договора – документа, регулирующего взаимоотношения rомпании с сотрудниками.

Эксперты рынка труда признали Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2023–2025 годы одним из лучших в России. Это уже седьмой по счёту договор социального партнёрства с момента образования ОАО «РЖД». Он распространяется на более чем 700 тыс. работников, а также на членов их семей и неработающих пенсионеров.

Несмотря на нестабильную геополитическую ситуацию, в действующем Коллективном договоре не только сохранены все существующие льготы и гарантии для работников и пенсионеров отрасли, но и появились новые. Так, почти в два раза (до 10 тыс. руб.) увеличена единовременная материальная помощь при возвращении на работу в компанию уволенных в запас военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Сейчас более 85 тыс. железнодорожников вовлечены в добровольческое движение на регулярной основе, и в новом Коллективном договоре компания взяла на себя обязательство поддерживать корпоративных волонтёров.

Появился пункт о том, что компания будет содействовать популяризации трудовых династий. Это должно служить дополнительной мотивацией к их созданию и продолжению, продвижению ценностей компании и развитию института семьи. В мае этого года было утверждено положение, где прописан механизм учёта династий железнодорожников в едином реестре и дополнительные меры их поддержки.

Согласно документу династией будет считаться семья, в которой хотя бы два поколения работают или работали на железной дороге. Например, отец и сын или дед и внук. При этом суммарный стаж работы в компании членов династии должен составлять не менее 50 лет. Потомственным железнодорожникам станут начислять баллы бонусного пакета. С представителями таких семей будут встречаться руководители компании. Кроме того, планируется издание книги «Династии железнодорожников», а информация о выдающихся представителях династий будет размещаться в корпоративных СМИ и на досках почёта.

Большое внимание социальной поддержке железнодорожников уделяется в компании с момента её образования в 2003 году. Сразу было принято решение о присоединении ОАО «РЖД» к Отраслевому тарифному соглашению по федеральному железнодорожному транспорту. Отраслевые тарифные соглашения начиная с 1992 года являлись основными документами социального партнёрства в отрасли и были гарантом стабильной работы железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» сохранило все действующие льготы и гарантии для работников и пенсионеров, в том числе индексацию заработной платы в зависимости от темпов инфляции, бесплатную медицинскую помощь железнодорожникам, право раз в год воспользоваться бесплатным проездом на железнодорожном транспорте.

До октября 2003 года, то есть до создания ОАО «РЖД», железные дороги на основе Отраслевого соглашения (это был необходимый минимум) заключали свои коллективные договоры и социальные гарантии на разных магистралях могли отличаться. С созданием ОАО «РЖД» встал вопрос о заключении единого Коллективного договора.
«Подготовка Коллективного договора шла долго, было много предложений с мест. В ноябре 2004 года был заключён первый Генеральный коллективный договор ОАО «РЖД» на 2005 год. Финансовое положение компании способствовало тому, чтобы не только сохранить в нём все льготы и гарантии Отраслевого соглашения, но и добавить новые. Так, было добавлено около 20 пунктов. Например, появился пункт о поддержке работников при покупке собственного жилья», – вспоминает председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России (с 2004 по 2021 год – председатель Роспрофжела) Николай Никифоров.

Таким образом, уже спустя год после создания ОАО «РЖД» не только сохранило действующие льготы и гарантии, но взяло на себя новые обязательства перед сотрудниками. Документ в этой же редакции впоследствии продлевался дважды – на 2006-й и на 2007 год. Затем Коллективный договор стали заключать уже на трёхлетний период.

Структура документа изменилась в 2010 году. Заключённый тогда Коллективный договор на 2011–2013 годы стал единым для компании, включая филиалы, структурные подразделения и представительства ОАО «РЖД». В основу документа легла система социальной поддержки персонала. Она состояла из пяти элементов: социальные гарантии, компенсации и льготы, предоставляемые на основе законодательства; социальные гарантии, компенсации и льготы, связанные с характером работы и особенностями производственно-технологического процесса; различные виды материальной помощи; корпоративный социальный пакет (возможность пользоваться объектами социальной сферы и участвовать в корпоративных мероприятиях); индивидуальный социальный пакет (минимальный индивидуальный социальный пакет, адресная корпоративная поддержка и компенсируемый социальный пакет (КСП). Таким образом, компания предоставляла порядка 2/3 от всего объёма льгот, гарантий и компенсаций для своих работников сверх норм, установленных законодательством РФ.

Именно тогда в Коллективном договоре впервые появилось понятие КСП. «Компании необходимо было привлечь и закрепить квалифицированных специалистов. Поэтому значимым категориям персонала начала предоставляться социальная поддержка в виде компенсируемого социального пакета. В его основу положен принцип «кафетерия», в результате которого устанавливается лимит средств и перечень социальных услуг, на которые его можно потратить», – поясняет заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.

Для каждой значимой категории персонала устанавливается отдельный персональный лимит КСП, который не может быть менее 13 800 руб. «Наибольшей популярностью у железнодорожников пользуются компенсация услуг сотовой связи и Интернета, взносов в НПФ «Благосостояние», медицинских услуг, процентов по ипотечному кредиту, а также компенсация оплаты детских садов и образовательных учреждений детям», – рассказала начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева.

Сейчас по сравнению с 2011 годом перечень социальных услуг, включённых в КСП, увеличен более чем в два раза. Также КСП используется, чтобы поддержать семьи в сложной ситуации. Его могут получить многодетные семьи; железнодорожники, воспитывающие детей в одиночку; семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья. С этого года попасть в значимую категорию могут и молодые работники до 35 лет включительно. Они могут получить компенсацию за уплату процентов по автокредиту и затрат на обучение в автошколе, за покупку товаров для туризма и спортивного инвентаря, расходов на участие в интеллектуальных играх.

В очередной раз архитектура Коллективного договора поменялась в 2019 году. В документе на 2020–2022 годы было закреплено, что соцпакет работника состоит из трёх элементов. Базовый пакет – это льготы, гарантии и компенсации, которые полностью финансируются компанией. К ним относятся, например, добровольное медицинское страхование и ежегодный проезд железнодорожным транспортом по личным надобностям. Второй элемент – льготы и гарантии, которые предоставляются по принципу софинансирования: часть расходов берёт на себя компания, часть – работник. Например, путёвки в детские оздоровительные лагеря, корпоративная поддержка приобретающих жильё, частичная компенсация затрат на занятия спортом. И появился новый, третий элемент – бонусный пакет.
«Поколение, которое приходит в компанию, уже выросло на электронных играх, поэтому для них важен элемент геймификации. Мы учли эту особенность при разработке бонусного пакета: накопление бонусов само по себе похоже на квест, когда ты за свои достижения получаешь баллы, формируешь свой рейтинг и при его повышении получаешь новый статус. Бонусный пакет несёт в себе дополнительную мотивацию для развития в разных направлениях: будь то спорт, обучение, личностный рост, волонтёрская деятельность. Он даёт работнику возможность дополнительных привилегий за активности и достижения», – говорит председатель Роспрофжела Сергей Черногаев.

Бонусные баллы начисляются, например, за участие в волонтёрском движении, призовые места на спортивных соревнованиях, достижения в рационализаторской деятельности, за работу общественным инспектором по безопасности движения или уполномоченным по охране труда, наставничество. «Достижения подобраны таким образом, чтобы дополнительно вовлечь работников в развитие своих функциональных, личностных и социальных компетенций, при этом перечень достижений постоянно расширяется», – говорит Дмитрий Шаханов. Заработанные баллы можно обменять, к примеру, на образовательные курсы, сувенирную продукцию, абонемент на занятие спортом, путёвку в санаторий. Всего железнодорожникам доступно более 170 видов корпоративных предложений.

Виктория Гаджиева

Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал
Плата за управление
Анна Матинина, ведущий эксперт группы экспертов по нормированию работников АУШ Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

В РЖД нормируют интеллектуальный труд

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru