Полезные связи

Полезные связи

Как отраслевые вузы выстраивают научное сотрудничество
Научное сотрудничество – один из важнейших показателей эффективности деятельности университетов. Оно способствует развитию новых, в том числе междисциплинарных, направлений исследований, решению отраслевых задач, формированию культуры коммерциализации и трансфера технологий. Транспортные вузы, активно занимающиеся исследовательской работой в интересах отрасли, поддерживают партнёрские отношения с различными научными центрами и организациями.

Среди ключевых партнёров отраслевых университетов – Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ»). Вузы и научные учреждения НИИ сотрудничают в области учебной, научно-инновационной и исследовательской деятельности, а также в части повышения качества подготовки и переподготовки кадров. Студенты проходят производственную практику во ВНИИЖТе, а также пишут курсовые и дипломные работы при участии сотрудников института.

Железнодорожные вузы могут использовать испытательный полигон предприятия для проведения научно-исследовательских работ, вузовские учёные и преподаватели привлекаются для совместной работы над актуальными отраслевыми проектами. Так, например, Российский университет транспорта (МИИТ), Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) и ВНИИЖТ в своё время проводили совместные полигонные испытания инновационной конструкции безбалластного пути для высокоскоростного движения. Работа в этом направлении продолжается.

Научно-образовательная деятельность ведётся и по другим направлениям. Например, в настоящее время организована работа по проведению комплексных исследований в системе «колесо – рельс». Их проводят исследователи из ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», ПГУПСа, Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) и ряда других научных и образовательных организаций. Ввод в опытную эксплуатацию предиктивной модели жизненного цикла пути запланирован на сентябрь 2023 года.



Также железнодорожные вузы поддерживают партнёрские отношения с АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС). В прошлом году было заключено соглашение о сотрудничестве между АО «НИИАС» и Уральским государственным университетом путей сообщения (УрГУПС). Документ подписали генеральный директор НИИАСа Александр Долгий и ректор УрГУПСа Александр Галкин. Стороны выразили готовность установить и развивать на взаимовыгодной основе сотрудничество, направленное на развитие системы долгосрочных партнёрских отношений, включая трудоустройство студентов УрГУПСа, проявивших себя в учебном процессе и в ходе производственной практики. В свою очередь, вуз будет предоставлять студентам возможность принимать участие в разработках научных тем в рамках дипломного и курсового проектирования, а также распределять студентов в НИИАС для прохождения производственной и преддипломной практик и стажировок.

Ещё один важный научный партнёр отраслевых вузов – Российская академия наук (РАН). На недавней рабочей встрече с президентом РАН Геннадием Колесниковым ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов и проректор университета Игорь Розенберг обсудили вопросы взаимодействия в области ключевых научных исследований и прикладных разработок для устойчивого развития транспортного комплекса страны.

Стороны договорились о сотрудничестве по целому ряду вопросов, в частности применению нейросетевых систем управления поведением автономных транспортных средств в недетерминированных средах (в том числе при их групповом использовании); проектированию и применению высокопроизводительных многопроцессорных вычислительных систем в системах управления транспортным комплексом; полному импортозамещению систем управления и обеспечения безопасности движения поездов; созданию новейших отечественных систем и устройств автоматики, телемеханики и связи для транспортной отрасли, систем контроля, мониторинга и управления транспортной инфраструктурой (в том числе с решением задач её защиты от влияний изменения климата и других природных явлений с применением риск-факторного анализа).

Ведущая роль в этой работе будет отведена академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ), где ведётся работа по моделированию пассажиропотоков и развитию транспортных систем в агломерациях. Участники встречи отметили необходимость создания для всех видов транспорта единой цифровой платформы координатно-временного и навигационно-информационного обеспечения. В связи с этим принято решение образовать Научный совет РАН по проблемам транспорта при Отделении наук о Земле.

В Омском государственном университете путей сообщения ведётся совместная работа с базовыми школами РАН. «Ученики базовых школ РАН имеют возможности осваивать современные методы научных исследований; оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов; самостоятельно добывать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы; проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата», – рассказали «Пульту управления» в университете.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения в апреле этого года договорился о сотрудничестве с Хабаровским федеральным исследовательским центром Дальневосточного отделения РАН. Стороны намерены проводить совместные научно-исследовательские работы по тематикам в сфере их научных интересов, объединить усилия по разработке и реализации образовательных программ, направленных на улучшение качества обучения студентов, повышения квалификации и подготовки научно-педагогических кадров. Планируется обеспечить доступ исследователей к уникальным установкам и центрам коллективного пользования, имеющимся у сторон, для проведения совместных научных работ и подготовки кадров, а также осуществлять практическую реализацию научно-технических разработок, внедрение результатов НИОКР в отрасли народного хозяйства. По взаимному соглашению планируется создавать объединения, обеспечивающие реализацию совместных образовательных программ и научно-технических проектов.

Юлия Антич
Связанные одной целью

Отраслевые и классические вузы развивают партнёрство

Рубрики: Наука
Вектор развития

Отраслевые институты утвердили концепцию работы на десятилетие

Рубрики: Наука
По закону Архимеда

Разработки ОАО «РЖД» получили международные награды

Рубрики: Наука
Поезд уровня 2.0
Андрей Ильиных, декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

СГУПС совершенствует технологии рельсошлифования

Рубрики: Наука
Транзитная сеть
Юлия Харламова, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), доктор политических наук,

Развитие Северного морского пути будет способствовать увеличению объёмов перевозок

Рубрики: Наука

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Перепрошивка: как защитить свой мозг в цифровую эпоху
Карл Марси
«Перепрошивка: как защитить свой мозг в цифровую эпоху». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2023 год
Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников
Патрик Ленсиони
«Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru