Транзитная сеть
Юлия Харламова
Юлия Харламова
доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), доктор политических наук

Транзитная сеть

Развитие Северного морского пути будет способствовать увеличению объёмов перевозок
Долгое время Северный морской путь (СМП) использовался исключительно для внутренних нужд России. В настоящее время страна стремится создать условия, которые сделают СМП привлекательным международным транспортным маршрутом, обеспечивающим как экспорт природного сырья и энергоресурсов из Арктики, так и транзит грузов между Европой и Азией, что нашло должное отражение в российском законодательстве.

Так, в Федеральном законе от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» даётся следующее определение: «Плавание в акватории Северного морского пути, исторически сложившейся транспортной коммуникации Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами».

В то же время хотелось бы отметить, что развитие такой транзитной транспортной артерии, как Северный морской путь, в дальнейшем потребует комплекса мер, направленных на совершенствование законодательства о торговом мореплавании, налогового и таможенного законодательства, тарифного регулирования, страхования грузов и судов на арктических морских коммуникациях, а также принятия специальных федеральных законов о Северном морском пути и об Арктической зоне.

Особенностью Северного морского пути является то, что он представляет собой единую транспортную коммуникацию, правовой режим которой не может различаться в зависимости от районов его прохождения.

Северный морской путь протяжённостью свыше 5,5 тыс. км – от Карских Ворот до бухты Провидения – пролегает вдоль Арктического побережья Российской Федерации, частично пересекая районы, находящиеся под юрисдикцией России, а частично – открытое море (то есть международные воды). С 1971 года при Министерстве морского флота СССР (ныне – Министерство транспорта РФ) действовал орган управления СМП, в задачи которого входили государственный надзор за эксплуатацией пути, а также за морскими судами, которые могут стать источником загрязнений; разработка правил судоходства; обеспечение лоцманской и ледокольной проводки.

В 2012 году было создано федеральное учреждение «Администрация СМП».

Северный морской путь – регион опасной ледовой обстановки, прохождение которого требует сопровождения соответствующими службами и по необходимости ледокольными судами и лоцманской службой. Эта позиция основана на конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву от 1982 года. Россия ратифицировала её в 1997 году. Российская Федерация первая из прибрежных арктических государств приняла решение о применении статьи 76 указанной Конвенции к Северному Ледовитому океану и в 2001 году подала соответствующую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Как считают многие эксперты, Россия, по сути дела, отказалась добровольно от части своих владений в районе Северного полюса площадью 1,7 млн кв. км. Этот покрытый льдами участок приобретает статус открытого моря, то есть становится никому не принадлежащим пространством.

Одним из важнейших направлений деятельности России в Арктике выступает рациональное, экономически обоснованное опережающее развитие транспортной инфраструктуры, включающее в себя развитие транспортных сетей и средств, имеющих научно обоснованную техническую мощность, провозную и пропускную способность, технологическое совершенство и взаимоувязанность. В этой связи было предложено формирование арктических опорных зон – Архангельской, Ненецкой, Ямало-Ненецкой, Таймыро-Туруханской, Кольской, Воркутинской, Чукотской и Северо-Якутской.

Для обеспечения транспортировки грузов по СМП, которая бы отвечала требованиям развитости портовой и логистической инфраструктуры современной России, предстоит сделать очень многое. В первую очередь важно осуществить реконструкцию подходного канала порта в Архангельске и развитие порта Мурманск. Предстоит строительство морского порта в городе Беломорске и порта в районе посёлка Набиль, а также терминалов, обеспечивающих работу трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий Океан. Кроме того, следует развивать порты Ванино, Петропавловск-Камчатский, Находка, Магадан, Холмск, Анадырь, а также портопункты Камчатского края и Сахалинской области.

Важнейшим проектом в регионе является строительство нового глубоководного района морского порта Архангельск на условиях концессии.

Проект предполагает строительство современного промышленного узла, включающего шесть терминалов (минеральных удобрений, металлогрузов, навалочных, лесных грузов, нефтеналивных грузов и газового конденсата, генеральных грузов), подъездных автомобильных и железных дорог. Проведение дноуглубительных дорог позволит глубоководному району морского порта Архангельск принимать суда класса Panamax с максимальной осадкой до 14,5 м и дедвейтом до 74300 тонн.

Целесообразно было бы использовать город Мурманск как международную столицу Арктического побережья и транспортно-логистический хаб в Арктике. Правительством Мурманской области несколько лет назад был инициирован проект «Арктическая гавань» для приёма больших круизных судов. В рамках проекта реконструированы пирс дальних линий и Мурманский морской вокзал.

В этой связи имеет хорошую перспективу развития проект транспортного коридора Китай – Казахстан – Мурманск – восточные порты Северной Америки, а также проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», в рамках которого глубоководный морской порт будет интегрирован в международные транспорные коридоры (МТК) «Север – Юг» и «Запад – Восток».

Морской торговый порт в Петропавловске-Камчатском, кроме выгодного положения, имеет и другие преимущества – незамерзающую бухту и круглогодичную навигацию, возможность хранения, накопления, а также сортировки контейнерных грузов. Обновление причалов на мысе Сигнальный позволит сделать грузовой терминал для судов любого класса – от ледоколов до круизных лайнеров.

Восстановление функций СМП для безопасного плавания по его трассам предполагает модернизацию арктических портов Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон и создание новых портовых отгрузочных терминалов Индига, Сабетта. Развитие прибрежной портовой инфраструктуры предполагается обеспечить за счёт средств заинтересованных грузовладельцев и приарктических субъектов Российской Федерации на принципах государственно-частного партнёрства.

Порт Диксон имеет стратегическое значение и является срединной точкой на СМП, располагаясь в закрытой глубоководной бухте, что позволяет осуществлять круглогодичный заход судов и ледокольного флота. Сегодня порт служит в основном пунктом захода и временной стоянки судов, отправляющихся в другие порты и портовые пункты СМП. В акватории порта производится формирование караванов судов для ледокольной проводки.

Порт Дудинка является самым северным международным торговым портом в России и крупным в Сибири. Он круглогодично связан сообщением с Архангельском и Мурманском, а в период летней навигации – речным сообщением с Красноярском и Диксоном.

Уже сегодня в районе тяготения указанного порта существует грузовая база на 24 млн тонн вывоза нефти и сжиженного газа. В районе Дудинки также строится угольный комплекс на 10 млн тонн угля.

Отличительной особенностью порта является то, что это единственный в мире морской порт, который ежегодно затапливается в период весеннего ледохода, в связи с чем происходит полная эвакуация транспортных средств, грузоподчинённых механизмов, оборудования и грузов на незатопляемую отметку – 20 м. Этот порт расположен в Таймыро-Туруханской опорной зоне. В своё время на основании математических расчётов выдающийся учёный Дмитрий Менделеев определил местонахождение центра поверхности в Енисейской губернии между Обью и Енисеем, в районе города Туруханска. Этот центр, по суждению учёного, ещё долго будет оставаться пустынным, лишь «выработка на Русском Севере минеральных богатств изменит такое течение дел».

Географ Пётр Семёнов-Тян-Шанский также отмечал целесообразность перемещения политического центра Российского государства ближе к истинному географическому центру. Он считал, что наши старые «европейские» центры должны отказаться от своих монопольных привычек в торгово-промышленном отношении и основать в азиатских базах свои филиалы, развивать их самостоятельность, относиться не только терпимо, но и поощрительно к возникающим там культурным и промышленным начинаниям.

Следуя логике освоения северных опорных зон, в Ненецкой зоне предполагается построить морской порт недалеко от посёлка Индига на условиях государственно-частного партнёрства, а также сделать ставку на железнодорожные транспортные коридоры Белкомур и Баренцкомур, в том числе железную дорогу Сосногорск – Индига протяжённостью в 612 км, которая должна подойти к порту к 2030 году.

Проводя анализ портовой транспортно-логистической инфраструктуры Русского Севера, можно утверждать, что, слаборазвитая или местами полностью отсутствующая, она тормозит процесс освоения природно-ресурсного потенциала российской Арктической зоны и шельфа арктических морей, не отвечает требованиям национальной безопасности, приводит к снижению конкурентоспособности России, имеющей уникальные географические преимущества. Кроме того, современный российский Балтийский транспортный узел по мощности недостаточен и уязвим для всякого рода санкций и блокад. В этой связи есть настоятельная необходимость в новых портах в европейской части страны с прямым выходом в океан. Их можно создать на Арктическом побережье.

В рассматриваемом контексте хотелось бы заострить внимание на проблемах ледокольного флота современной России. Во многом за счёт советского задела Россия сегодня обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом и крупнотоннажными судами арктических ледовых классов. Они решают важную задачу – обеспечение национального присутствия в Арктике.

В настоящее время у Российской Федерации имеется шесть атомных ледоколов, один контейнеровоз с реакторной установкой и четыре судна технологического обслуживания. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге идёт строительство трёх универсальных атомных ледоколов («Арктика», «Сибирь», «Урал»). Благодаря двухосадочной конструкции они могут успешно применяться не только на трассе Севморпути, но и в устьях сибирских рек.

Для выполнения стратегической задачи по превращению трасс СМП в круглогодичную артерию безопасной доставки грузов по графику судоходных компаний с экономически выгодной скоростью около 10–12 узлов в России предполагается строительство новых и более мощных атомных ледоколов. В Росатомфлоте такие надежды связывают с новым проектом 10510 «Лидер».

Генеральный директор и главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков заявил, что моделирование в ледовом бассейне Крыловского центра продемонстрировало возможность «Лидера» двигаться во льдах толщиной 2 м на скорости 12–13 узлов. Важное отличие «Лидера» от ледоколов предыдущих типов – ширина, достигающая 50 м. Это позволяет ему проводить за собой нефтяные и СПГ-танкеры. Именно такую ширину будут иметь новые газовозы класса «Ямалмакс», строящиеся для проекта «Ямал – СПГ».

Полезные связи

Как отраслевые вузы выстраивают научное сотрудничество

Рубрики: Наука
Связанные одной целью

Отраслевые и классические вузы развивают партнёрство

Рубрики: Наука
Вектор развития

Отраслевые институты утвердили концепцию работы на десятилетие

Рубрики: Наука
По закону Архимеда

Разработки ОАО «РЖД» получили международные награды

Рубрики: Наука
Поезд уровня 2.0
Андрей Ильиных, декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

СГУПС совершенствует технологии рельсошлифования

Рубрики: Наука

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru