Аксиоме безопасности не нужны доказательства
Сергей Черногаев
Сергей Черногаев
председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел)

Аксиоме безопасности не нужны доказательства

Второй сезон проекта «Аксиома ответственности 2.0»  завершился в июне
В ОАО «РЖД» второй год проходит корпоративный социальный проект «Аксиома ответственности». За это время в нём приняли участие около 50 тыс. человек. О том, какие задачи решает проект, «Пульт управления» узнал у председателя Роспрофжела Сергея Черногаева.

– Расскажите, пожалуйста, почему потребовалось создать такой проект?
– Онлайн-проект «Аксиома ответственности» был подготовлен Роспрофжелом совместно с Департаментом социального развития, Департаментом безопасности движения и Департаментом экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД». Безопасность движения поездов, пассажиров и наших работников всегда была и остаётся приоритетной целью холдинга «РЖД». Основной задачей проекта прежде всего является объединение усилий железнодорожников и трудовых коллективов для обеспечения безопасного труда и безопасности движения. Проект призван повысить личную ответственность работников и снизить влияние человеческого фактора на безопасность производственных процессов. «Аксиома ответственности» – большой и серьёзный разговор на тему культуры безопасности. Также одной из задач проекта является выработка конкретных решений в этом направлении, и сейчас у нас уже сформировался банк идей и предложений участников, которые, при их реализации, будут способствовать улучшению безопасности на транспорте.

– Как проходил первый сезон проекта?
– В 2021 году в проекте приняли участие более 24 тыс. человек: работники всей сети дорог, члены их семей, студенты профильных вузов, школьники. Проект состоял из двух блоков. Первый блок – это большой интернет-конкурс, в рамках которого участники создавали собственные работы, продвигающие тему личной ответственности, тему безопасности на железной дороге. Номинации конкурса были продуманы так, что любой участник смог проявить себя в самых разных направлениях: фотография, рисунки,эссе, клипы.
Второй блок проекта – развивающий. В него были включены онлайн-встречи, консультации для участников, направленные на обучение прикладным навыкам. Свои идеи можно было представить в пяти номинациях конкурса. Также участники решали кейсы, направленные на сбережение жизни и здоровья человека, обеспечение безопасности на железнодорожной инфраструктуре. Идеи для заданий могли генерировать все участники проекта, а профессиональные сообщества «упаковывали» их в кейсы и выступали в роли экспертов при оценке вариантов предложенных решений.
В итоге участникам удалось создать более 700 кейсов, внести более 800 рационализаторских предложений и сформировать уникальные материалы для практического применения при работе по формированию культуры безопасности. Победителями и призёрами проекта стали 50 человек.


– Чем отличался проект этого года?
– Во-первых, мы расширили круг проблемных вопросов, включив в него блок охраны труда и экологии. Если в прошлом году в проекте участвовали и юные железнодорожники и студенты, то сейчас мы сделали проект более профессиональным: в основном конкурсе принимали участие только работники, а остальные могли участвовать в качестве болельщиков. Также в этом году мы сделали акцент на обмен опытом и лучшими практиками между трудовыми коллективами. Председатели первичных профсоюзных организаций выступили в роли коммуникаторов и сопровождали в проекте свои трудовые коллективы.
Основной формат остался прежним – с марта 2022 года более 25 тыс. участников на интернет-площадке проекта проходили тематические активности в онлайн-формате (лекции, встречи, дебаты, радиоэфиры) и, конечно, разрабатывали свои проектные идеи. Всего в этом году на конкурс было подано более 25 тыс. конкурсных работ. В конце июня были названы победители «Аксиомы ответственности 2.0». во всех номинациях.

– Какие инициативы этого года вы могли бы отметить?
– Участники представили очень важный тренинг «Аксиома скиллс» для обучения работника действиям в стрессовых или нестандартных ситуациях. Тренинг можно адаптировать для различных железнодорожных профессий. Также технология позволяет организовать соревнования. Задания, которые предлагаются участникам состязаний, направлены на тренировку внимания, памяти, быстроты реакции. Этот продукт уникален ещё и тем, что он учитывает специфику холдинга «РЖД». Во время проекта было создано собственное интернет-радио для обсуждения вопросов, связанных с культурой безопасности.
Диспетчер Инской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Елена Кучковская разработала методическое пособие «Копилка мотивации коммуникатора». В пособии содержится информация о роли руководителя в формировании коллектива и его мотивации, приводятся практические советы для развития компетенций, в том числе профсоюзных лидеров, содержатся рекомендации по индивидуальной работе с сотрудниками и с малыми группами.
Александр Сёмин, начальник отдела безопасности движения и охраны труда Пензенского центра организации работы железнодорожных станций, предложил при производстве работ в «окно» не отключать разом все стрелочные переводы от звонка взреза, а выключить только непосредственно сам ремонтируемый стрелочный перевод. О взрезе стрелок дежурному сообщит аварийный сигнал. Так дежурный сможет контролировать на слух все стрелочные переводы, кроме того, на котором идёт ремонт.
Проекты «Железнодорожная игротека на вокзалах» и «Безопасное путешествие для маленьких пассажиров» направлены на профилактику травматизма детей. Участники предложили занять детей полезным досугом – настольными играми, которые выдавались бы проводниками и закрепляли бы правила безопасного поведения, знакомили с железнодорожными профессиями. Кроме игр участники создали макеты плейсматов с семейными заданиями и разработали идею полезных видеопрограмм на мониторы в купе. Отмечу, что проект «Железнодорожная игротека на вокзалах» уже пилотируется на Ленинградском вокзале и вокзале Восточный в Москве. Для реализации проекта «Безопасное путешествие для маленьких пассажиров» на данный момент выбирается маршрут пассажирского поезда.
Безусловно, мы выступаем за реализацию и тиражирование лучших иниициатив участников проекта. Важным эффектом проекта является то, что благодаря проекту сформировались творческие сообщества людей определённых профессий, готовых к активной работе в области культуры безопасности, – в целом по железным дорогам, по компании.

– Будет ли проводиться проект «Аксиома ответственности» в следующем году?
– В настоящий момент мы ведём активную проработку формата продолжения проекта по формированию у работников культуры безопасности и личного ответственного отношения к работе.

Беседовала Виктория Гаджиева

Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru