Тестовый режим

Тестовый режим

В РЖД по-новому взглянули на профессиональное наставничество
В ОАО «РЖД» в мае этого года стартовал пилотный проект по переформатированию системы профессионального наставничества. Он предполагает новый подход к организации наставнической деятельности и оценке её результатов. О первых впечатлениях от пилота рассказывает «Пульт управления».


Вызов времени

Традиции наставничества на железной дороге очень сильны: во все времена оно является универсальным и эффективным инструментом обучения сотрудников на рабочем месте.

Под руководством наставников начинают свою профессиональную деятельность представители основных железнодорожных профессий – члены локомотивных бригад, электромеханики, диспетчеры и другие, – поскольку для ОАО «РЖД» самым важным является обеспечение безопасности перевозок.
«На все процессы, в том числе и в сфере наставничества, мы должны смотреть с точки зрения того, как сделать их лучше и проще. Поэтому Департамент управления персоналом совместно с экспертами производственных филиалов компании обновил методологию производственного наставничества, – говорит заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Мария Савина. – Сегодняшние реалии и запрос бизнес-подразделений на подготовку профессионалов требуют другого подхода».

Пилотный проект, стартовавший в мае, предполагает использование наставниками единой методологии и освобождение их от бумажной работы. При этом навыки наставляемых (их готовность к самостоятельному труду) будут оценивать в формате демодня.


Первая семёрка

В пилотном проекте профессионального наставничества участвуют семь структурных подразделений ОАО «РЖД»: Дирекция тяги, Центральная дирекция инфраструктуры, Центральная дирекция управления движением (ЦД), «Трансэнерго», Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава, Центральная дирекция по ремонту пути и Дирекция скоростного сообщения.

В ЦД пока в трёх подразделениях – Октябрьской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной дирекциях управления движением – тестируют новый подход к профессиональному наставничеству. Должности, которые вошли в пилотный проект, – это дежурный по сортировочной горке, дежурный по железнодорожной станции и составители поездов.

Специальной рабочей группой уже разработаны единые методы оценки готовности к самостоятельной работе наставляемых. Они включают в себя основные функции, которые новый сотрудник обязан не только знать в теории, но и продемонстрировать на практике во время проведения демодня.
«Система наставничества в филиале постоянно совершенствуются, и основным достижением нового проекта является разработка чек-листов, то есть определённых, чётко сформулированных действий, необходимых для допуска к самостоятельной работе наставляемого. Мы надеемся, что данная работа позволит снизить риски в области обеспечения безопасности движения поездов и охраны труда в первый год работы сотрудника», – говорит заместитель начальника Центральной дирекции управления движением по безопасности движения Роман Райзер.

Главный инженер станции Хабаровск-2 Евгений Шумилов принял участие в разработке чек-листов по оценке групп навыков дежурных по железнодорожной станции. По его словам, работа по наполнению чек-листов должна продолжаться для расширения инструментов оценки практических навыков.


С акцентом на практику

В процессе обучения наставник с наставляемым закрепляет и оттачивает практические навыки, чтобы наставляемый мог в реальных условиях демонстрировать их на демодне. Например, дежурный по железнодорожной станции должен продемонстрировать навыки приёма дежурства, поездной и маневровой работы, предоставления «окна» и действия в нестандартных ситуациях по заданному кейсу.
«Успешная реализация проекта напрямую зависит от развития компетенций наставника, его педагогических навыков, способности донести нужную информацию до наставляемого и быть услышанным, замотивировать ученика на освоение профессии и получение знаний. На этапе передачи знаний и освоения профессиональных компетенций формируются практические умения и возникает уверенность работника в выполнении поставленной задачи», – говорит заместитель начальника Дирекции по кадрам и социальным вопросам Дальневосточной дирекции управления движением Ольга Сидорова.


Особое внимание – новичкам

Новая система профессионального наставничества позволяет более эффективно готовить работников трёх категорий: тех, кто переведён на новую должность или в новое подразделение, тех, чей функционал в текущей должности существенно меняется, а также сотрудников, впервые принятых на работу. «Подготовка нового сотрудника – это командная работа и ответственность в организации бизнес-процессов. Новый подход позволяет нам обеспечить в сжатые сроки освоение практических знаний и навыков, которые необходимы сотруднику, чтобы приступить к самостоятельному выполнению профессиональных обязанностей», – считает заместитель начальника ЦД по кадрам и социальным вопросам Иван Яриков.

По итогам пилотного проекта методология будет доработана и внедрена по всей сети.

Виталий Маслюк

Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru