Время первых
Елена Пинигина
Елена Пинигина
заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам

Время первых

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом
В этом году три девушки – помощники машиниста из эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской дирекции тяги приступили к обучению по профессии «машинист электровоза». В начале июля первой на сети РЖД женщиной, получившей свидетельство о праве на управление электровозом в пассажирском движении, стала Оксана Соколова. «Пульт управления» побеседовал с заместителем начальника Свердловской дирекции тяги Дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Еленой Пинигиной о том, как проходят обучение и процесс адаптации женщин в новой для них профессиональной роли.

– В начале февраля три девушки – помощники машиниста из эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской дирекции тяги приступили к обучению по профессии «машинист электровоза». В начале июля одна из них успешно сдала экзамен. Как проходило обучение?
– В сентябре этого года вступает в силу новый профессиональный стандарт, согласно которому минимальный стаж работы в должности помощника машиниста электровоза для перевода на должность машиниста электровоза сокращён с двух лет до полугода. Это позволит женщинам – помощникам машиниста сделать новый карьерный шаг.
На Свердловской железной дороге обучение девушек проходит в нашем Екатеринбург-Сортировочном подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций. Все девушки учились и учатся по проверенному и выстроенному процессу. Не было каких-то отдельных групп. Все учатся на равных и одинаковых условиях наравне с мужчинами.



– Сколько сейчас девушек проходит обучение по профессии «машинист электровоза»?
– Перед тем как начать набор на обучение, мы провели несколько анонимных опросов среди девушек – помощников машиниста, машинистов и машинистов-инструкторов, в чьих колоннах они работают. Из этих ответов мы поняли, что не только женщины, но и мужчины хотят, чтобы профессия машиниста стала доступнее.
Изначально у нас было много желающих, но не все прошли медицинскую комиссию. По итогу к обучению были допущены три девушки, а экзамен сдала в начале июля только Оксана Соколова. На данный момент на нашей дороге проходит обучение на машиниста электровоза одна девушка.

– Какие предметы они изучают?
– Программа включала в себя 728 часов в очно-заочном формате по модульной системе. Всего в обучение входит восемь модулей. Это общепрофессиональный модуль, который включает в себя общий курс железных дорог, основы экономических знаний и трудового законодательства, общие вопросы ПТЭ железных дорог и гражданской обороны.
Второй модуль посвящён обслуживанию при приёмке (сдаче), экипировке. В него входят устройства электровоза, автотормозов, принципы работы и устройства локомотивных систем безопасности, ПТЭ, инструкции и безопасность движения при приёмке (сдаче), экипировке локомотива, подготовке его к работе. Третий модуль включает в себя предметы по выполнению работ по управлению локомотивом и ведению поезда. В него входили не только профильные предметы, но и дисциплины по клиентоориентированности и стрессоустойчивости. Четвёртый модуль посвящён выполнению работ по техническому обслуживанию электровоза в пути следования. Пятый модуль состоит из предметов, посвящённых устранению неисправностей на электровозе или составе вагонов, возникших на пути. Шестой модуль – устройство и конструкция электровоза. Седьмой модуль – безопасные методы и приёмы вождения электровоза. Заключительный модуль посвящён работе в зимний период. В него входят предметы по организации, особенностям работы машиниста в зимний период. После прохождения каждого модуля было тестирование, а затем теоретические знания закреплялись на практике – на тренажёрах и натурных образцах в депо Свердловск-Пассажирский.
Сам экзамен на право управления электровозом проходил в два этапа. Первый этап – это внутренее тестирование и демонстрация своих навыков на специальном тренажёре. После прохождения внутренних испытаний кандидатов ждёт экзамен в Ространснадзоре. Он проходит в виде электронного тестирования.

– На каких дорогах девушки ещё проходят обучение по профессии «машинист электровоза»?
– Помимо нашей дороги две девушки проходят обучение на Московской железной дороге в Пресненском подразделении Московского УЦПК.

– Почему именно в Свердловской дирекции тяги большое количество девушек учатся по мужской профессии?
– Изначально для работы женщин были одобрены два полигона – это Московская и Свердловская железные дороги.
Они были отобраны по множеству критериев, куда входили участок, перегон по километражу, профиль пути и использование локомотива. Хочу подчеркнуть, что у нас девушки работают на пассажирских локомотивах. Также очень важным моментом было отслеживание отдыха локомотивных бригад. Нам было важно, чтобы в домах отдыха была оборудована специальная зона, где девушки могли бы спокойно отдохнуть. Согласно этим критериям наша дирекция подошла.

– Есть ли от самих девушек обратная связь по обучению?
– Нашим девушкам очень важно, чтобы к ним относились на равных и не делали никаких поблажек. Конечно, было трудно и страшно, но они получили колоссальную поддержку от своих коллег. Девушки очень активны. Они не только хорошо справляются со своими обязанностями, но и активно участвуют в жизни коллектива.
У Оксаны Соколовой впереди трёхмесячная обкатка под руководством машиниста-инструктора депо. До тех пор, пока ей не выдадут заключение о возможности работы за правым крылом локомотива, железнодорожница будет водить пассажирские поезда в направлении Тюмени, Дружинино и Перми в качестве помощника машиниста.

Беседовала Дарья Чикиркина
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал
Проверка на входе
Ирина Шестакова, начальник сектора по управлению персоналом ЧУЗ «Клиническая поликлиника «РЖД-Медицина» города Архангельск»,

«РЖД-Медицина» формирует команду единомышленников

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100