Зона турбулентности

Зона турбулентности

Бизнес меняет подходы к управлению кадрами
Три последних года HR-специалистам приходится работать в условиях так называемой турбулентности – когда за короткое время нужно кардинально перестраивать работу, приспосабливаясь к текущей ситуации. В феврале-марте глобальный стресс-тест, обусловленный пандемией коронавирусной инфекции, сменился новой реальностью, вызванной санкционным давлением на Россию. Это потребовало от специалистов по управлению персоналом принятия новых нестандартных решений.

В 2020 и 2021 годах колоссальное влияние на работу бизнеса по всему миру оказывал COVID-19. Компаниям нужно было оперативно принимать меры по защите персонала от вируса, выполнять все требования санитарных врачей. Главным же трендом стал переход на дистанционный режим работы большого числа сотрудников (например, в ОАО «РЖД» в первую волну за короткое время на удалёнку было переведёно свыше 120 тыс. железнодорожников).

Вызов этого года – санкционное давление на финансовую систему РФ. Это оказывает прямое влияние на рынок труда и занятость.
«В условиях нарастающего санкционного давления ряд предприятий столкнулся с необходимостью пересмотра своих производственных и логистических цепочек. Наша задача – помочь предприятиям сохранить трудовые коллективы, а значит, доходы и занятость граждан», – сказала вице-премьер Татьяна Голикова, обращаясь к участникам VI Санкт-Петербургского международного форума труда, который проходил с 14 по 18 марта.

По её словам, кабмином одобрен ряд первоочередных мер по поддержке занятости.
«На этом этапе основная поддержка оказывается предприятиям, которые сейчас перенастраивают свою работу. В некоторых случаях для перестройки производственных цепочек, отладки новых каналов поставки производство уходит на паузу. Государство поддержит такие организации оплатой временных работ для сотрудников», – уточнила Татьяна Голикова.

Однако протянуть руку помощи своим сотрудникам должны и сами работодатели.


В активном поиске

В ближайшее время на рынок труда будет оказывать влияние сокращение числа рабочих мест, рост дефицита квалифицированных кадров и снижение мобильности трудовых ресурсов, считает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
«События последних недель – уход из России ряда зарубежных компаний, рост миграции – ещё более усилили эти тенденции», – подчеркнул он.

Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов подчёркивает, что режим санкций, введённых против российской экономики, по своим последствиям для большой части работающего населения несёт большие риски с точки зрения сохранения дохода и потери работы.
«Рынок труда на наших глазах претерпевает серьёзные изменения. Показательно, что в основной своей массе негативно и консервативно реагируют на эти вызовы представители старших групп, в основном предпенсионной. Постпандемическая адаптация, удалёнка и цифровая трансформация пока оставляют молодёжь в оптимистичном настроении по сравнению с другими группами по поводу возможности найти другую работу», – говорит он.

Уже сейчас на платформах по поиску работы появляется всё больше новых резюме, при этом число вакансий снизилось с начала марта более чем на 10%. Эти изменения в первую очередь видны в городах-миллионниках.
«Сейчас сложно строить предположения о причинах роста количества резюме. Это могут быть первые сокращения либо предчувствие или просто страх нестабильности, которые толкают соискателей на поиск нового места. Ещё одна причина выхода людей на рынок – обыкновенный мониторинг в поисках вакансий в наиболее стабильных компаниях или отраслях», – говорит генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков.

Активизировавшиеся соискатели повлекли за собой и рост уровня конкуренции. «Наблюдаем рост конкуренции за рабочие места в сфере юриспруденции, страхования, образования, финансов, закупок. Более высокие риски по занятости у «белых воротничков» и начинающих специалистов. Наиболее уверенно себя чувствуют IT-специалисты», – добавляет Михаил Жуков.


Только спокойствие

Последняя неделя февраля 2022 года стала первой в новой действительности, в которой пришлось срочно пересматривать стратегии, цепочки поставок, технологическое оснащение, стратегии и тактические планы, говорит директор Департамента HRM-технологий и аналитик «Ростелекома» Никита Черкасенко.

ОАО «РЖД», как самый крупный работодатель страны, оперативно отреагировало на новые вызовы.

Как рассказал во время Международного форума труда в Санкт-Петербурге начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов, на первый план вышла работа по поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективах.
«У железнодорожников, как и у других жителей страны, возникает много вопросов в связи с сегодняшней ситуацией, поэтому HR-блок работает практически с каждым сотрудником, задействуя разные режимы обратной связи для того, чтобы своевременно дать все необходимые ответы в индивидуальном порядке», –подчеркнул Сергей Саратов.

Для оперативной обратной связи организуются встречи трудовых коллективов, круглосуточно работает горячая линия, работает онлайн-приёмная руководителя, также запущен новый сервис «Задать вопрос», который даёт возможность работникам максимально быстро и удобно получить необходимую информацию напрямую из центрального аппарата, используя Сервисный портал.

Директор по персоналу блока технической инфраструктуры и сегмента B2C «Ростелекома» Артём Попов согласен с тем, что трек психологической, консультативной помощи, которую надо оказывать 24 часа семь дней в неделю, выходит на первый план.
«Во время первых волн коронавирусной инфекции паника населения была очень сильна, и уже тогда работодатель начал предпринимать дополнительные действия по поддержанию эмоционального равновесия сотрудников. Это мог быть как обычный разговор или корпоративные мероприятия, так и предоставление возможности сотрудникам воспользоваться услугами коучей и психологов», – добавила руководитель Navixy Ирина Нежданова.
Ставка на эффективность

В условиях кризиса и нестабильной экономической ситуации повышение производительности труда позволяет компании минимизировать потери, подчёркивают эксперты.
«Подходы к вопросам производительности труда предстоит пересмотреть и сделать их приоритетными, – говорит директор HeadHunter по Северо-Западу Юлия Сахарова. – Речь идёт об оптимизации бизнес-процессов, модернизации оборудования, преодолении «карманов неэффективности».

Внедрение принципов бережливого производства в офисе позволит избежать работы, не приносящей пользы, и сконцентрироваться на стратегических задачах, например перестройке процессов с учётом новых реалий.

Например, во время пандемии COVID-19 целому ряду российских предприятий удалось в 3–4 раза увеличить объёмы производства без дополнительных капиталовложений. «Этот опыт может быть использован в современных условиях, когда стоят практически такие же задачи: быстрый рост производства для замещения зарубежных поставок», – считает директор Департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития РФ Александр Молодцов.


Главное – человек

Одна из ключевых задач для бизнеса сейчас – сохранить работников. «В пандемию, когда были объективные трудности, многие бизнесы легко расставались со своими ключевыми сотрудниками. А после стабилизации ситуации не могли найти им достойную замену. Надеюсь, на эти грабли в этот раз никто не наступит», – отмечает Юлия Сахарова.

Из-за экономических трудностей многие компании будут вынуждены пересмотреть действующие системы материальной и нематериальной мотивации.
«Любые действия должны быть прозрачны и максимально обоснованы. Если программа поддержки сотрудников была достаточно расширенной, можно её скорректировать, оптимизировав затраты. Но делать это нужно максимально гибко, изучая приоритеты сотрудников», – говорит директор по персоналу компании «Газпромбанк Автолизинг» Евгений Мартынов.

Отметим, что в ОАО «РЖД» принято решение о сохранении всех льгот и гарантий, которые предусмотрены Коллективным договором компании.

По словам Михаила Жукова, пока сроки реакции рынка труда на глобальные изменения, произошедшие в экономике, достаточно размытые.
«В целом в апреле ожидается чёткий сигнал того, что будет дальше происходить на рынке труда: выход первых сокращаемых работников, которые, вероятно, почти мгновенно «растворятся» в работодательском спросе. Но может начаться секторальный рост числа резюме и секторальное снижение количества вакансий. С начала лета начнётся подстройка рынка труда под новые реалии, и сюда можно отнести популяризацию неполной занятости, рост занятых в «теневой» и «гаражной» экономиках», – подчёркивает эксперт.

Директор направления исследований цифровой экономики Аналитического центра НАФИ Лейсан Баймуратова убеждена, что критерий стабильности компании при выборе работодателя будет играть ключевую роль.
«Люди боятся рисковать, потерять работу и стали осторожнее при выборе работодателя в кризисное время. Именно поэтому работодателям важно заниматься в том числе развитием HR-бренда своей компании, позиционируя себя как стабильную компанию, предоставляющую сотрудникам возможность развиваться, гарантированно получать достойную зарплату и социальный пакет», – подчеркнул эксперт.

Виталий Маслюк

Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru