Талант управления

Талант управления

Какими навыками должны обладать менеджеры будущего
Пандемия COVID-19 стала серьёзным вызовом для большинства компаний. В условиях неопределённости возросла роль управленцев, при этом поменялись требования к их компетенциям. Ключевые навыки, которые нужны руководителям сейчас, чтобы в будущем оставаться конкурентоспособными и эффективными, описаны в форсайт-исследовании «Будущее управленческих профессий», презентованном в конце сентября в ходе форума «Будущее управленческих профессий: tech-реальность».

Исследование подготовила Ассоциация менеджеров совместно с экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). В нём приняли участие более 250 специалистов из ключевых секторов российской экономики: от нефтепереработки и строительства до телекоммуникаций, транспорта и здравоохранения.

Эксперты провели масштабный анализ международных прогнозов и стратегий, которые за последнее время выпустили ведущие мировые организации и компании (в частности, ООН, Международное энергетическое агентство, НИУ ВШЭ, консалтинговые компании McKinsey & Company и Gartner).

По результатам стратегической форсайт-сессии, в которой приняли участие 20 экспертов из различных отраслей, составлен итоговый перечень трендов, наиболее актуальных для российских менеджеров, а также список навыков и компетенций, которые в этой связи становятся для них обязательными.


Тренды, меняющие бизнес

Как отметил в ходе форума «Будущее управленческих профессий: tech-реальность» основатель и президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин, ускорение цифровой трансформации всех сторон жизни в мировом масштабе стало одним из главных последствий коронакризиса. «Креативные индустрии возмужали за последний год и вывели экономику впечатлений и шеринг-экономику вперёд, пронзая все сферы и направления бизнеса. Нейросети всё активнее помогают решать задачи, связанные с обработкой большого объёма данных, оставаясь бессильными при принятии решения со множеством элементов в условиях неопределённости и короткого отрезка планирования. Управленцы призваны «усмирить» и одолеть комплекс сложнейших вызовов, чтобы вести бизнес на достойном уровне и приумножать его. И прежде всего ориентироваться на современные технологические тренды», – подчеркнул он.

Исследователи отмечают, что пандемия усилила ряд глобальных трендов, которые для российских компаний стали «окнами возможностей» на ближайшие пять лет. В первую очередь речь идёт о переводе на удалённый режим работы не менее трети сотрудников и снижении значимости офиса как рабочего пространства. Одновременно руководители стали больше требовать от своих сотрудников – растёт спрос на исполнение смежных функциональных обязанностей.

Среди других позитивных трендов – ускорение тотальной цифровизации и переход на умные системы; развитие электронной торговли, маркетплейсов и онлайн-платформ; рост спроса на персонализацию продуктов и услуг.

В топ-10 также попали такие тренды, как переход на онлайн-формы образования, сокращение деловой мобильности (включая выставки, форумы); быстрые изменения карьерных треков (ускоряющиеся изменения на рынке труда в спросе на профессии и в их содержании); рост роли внутренней экосреды компаний в обеспечении производительности и мотивации сотрудников.

К трендам-угрозам для развития бизнеса большинство управленцев отнесли невысокие темпы восстановления экономики; резкое сокращение масштабных инвестиций в длинные проекты (включая научные, инфраструктурные, социальные); закрытие границ, международных транспортных и пассажиропотоков вследствие пандемии; усиление внешнеполитических факторов (санкции, торговые войны); падение цен на сырьевые ресурсы (включая нефть) и вероятность их сохранения на низком уровне; рост рисков, связанных с кибербезопасностью.

Около половины респондентов (в первую очередь представителей секторов, непосредственно связанных с конечным потреблением) видят угрозы в ограничении массовых скоплений людей, которое в свою очередь может снизить доходы фитнес-центров, торговых комплексов, ресторанов и кинотеатров.


Навыки будущего

Умение видеть возможности в сложной, неопределённой среде – компетенция топ-менеджера, сейчас она занимает первую позицию среди наиболее важных, отмечают эксперты.

Требуя от сотрудников совмещения навыков из смежных областей, сами руководители должны обладать навыками комплексного решения проблем, умением слушать людей и развитым эмоциональным интеллектом. «Видимо, события 2020 года, когда многие компании были вынуждены отпустить сотрудников на удалённые формы работы, повысили значимость доверия, эмпатии и самоорганизации внутри коллективов», – отмечается в исследовании.

В ближайшие пять лет для большинства управленцев решающую роль будут играть такие навыки, как гибкость в подходах к рабочим процессам; способность постоянно обучаться; умение управлять диверсифицированной рабочей силой («универсальными» работниками, освоившими несколько специальностей или производственных операций).

При этом в зависимости от специфики управления навыки будут несколько различаться. Так, IT-директор должен уметь управлять когнитивной нагрузкой (способностью классифицировать и фильтровать информацию по степени важности и понимать, как максимизировать свои способности с помощью различных инструментов и методов), а также иметь «вычислительное мышление» (способность преобразовывать огромные массивы данных в чёткие концепции и понимать выводы, основанные на данных).

От директора по маркетингу и директора по развитию требуется умение сочетать гибкость и держать фокус на важном.

Креативность, неординарность и адаптивное мышление – важные качества директора по правовым вопросам.

PR- и HR-директора должны иметь развитый эмоциональный интеллект, а также уметь слушать и взаимодействовать с людьми.

Ключевые soft skills финансового директора – способность к критическому мышлению и умение комплексно решать проблемы.

Коммерческий директор должен обладать видением на перспективу и объединять других вокруг этого.
«Почти 70% респондентов ответили, что их роль как управленцев в ближайшие пять лет только усилится. Больше всего в усилении своей роли уверены директора по развитию, IT- и маркетологи, меньше всего – пиарщики и директора по правовым вопросам. Учитывая глобальные прорывы в применении технологий искусственного интеллекта, не исключено, что через 5–10 лет часть из последних заменят роботы-программы», – отмечается в исследовании.

Юлия Антич

Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru