Талант управления

Талант управления

Какими навыками должны обладать менеджеры будущего
Пандемия COVID-19 стала серьёзным вызовом для большинства компаний. В условиях неопределённости возросла роль управленцев, при этом поменялись требования к их компетенциям. Ключевые навыки, которые нужны руководителям сейчас, чтобы в будущем оставаться конкурентоспособными и эффективными, описаны в форсайт-исследовании «Будущее управленческих профессий», презентованном в конце сентября в ходе форума «Будущее управленческих профессий: tech-реальность».

Исследование подготовила Ассоциация менеджеров совместно с экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). В нём приняли участие более 250 специалистов из ключевых секторов российской экономики: от нефтепереработки и строительства до телекоммуникаций, транспорта и здравоохранения.

Эксперты провели масштабный анализ международных прогнозов и стратегий, которые за последнее время выпустили ведущие мировые организации и компании (в частности, ООН, Международное энергетическое агентство, НИУ ВШЭ, консалтинговые компании McKinsey & Company и Gartner).

По результатам стратегической форсайт-сессии, в которой приняли участие 20 экспертов из различных отраслей, составлен итоговый перечень трендов, наиболее актуальных для российских менеджеров, а также список навыков и компетенций, которые в этой связи становятся для них обязательными.


Тренды, меняющие бизнес

Как отметил в ходе форума «Будущее управленческих профессий: tech-реальность» основатель и президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин, ускорение цифровой трансформации всех сторон жизни в мировом масштабе стало одним из главных последствий коронакризиса. «Креативные индустрии возмужали за последний год и вывели экономику впечатлений и шеринг-экономику вперёд, пронзая все сферы и направления бизнеса. Нейросети всё активнее помогают решать задачи, связанные с обработкой большого объёма данных, оставаясь бессильными при принятии решения со множеством элементов в условиях неопределённости и короткого отрезка планирования. Управленцы призваны «усмирить» и одолеть комплекс сложнейших вызовов, чтобы вести бизнес на достойном уровне и приумножать его. И прежде всего ориентироваться на современные технологические тренды», – подчеркнул он.

Исследователи отмечают, что пандемия усилила ряд глобальных трендов, которые для российских компаний стали «окнами возможностей» на ближайшие пять лет. В первую очередь речь идёт о переводе на удалённый режим работы не менее трети сотрудников и снижении значимости офиса как рабочего пространства. Одновременно руководители стали больше требовать от своих сотрудников – растёт спрос на исполнение смежных функциональных обязанностей.

Среди других позитивных трендов – ускорение тотальной цифровизации и переход на умные системы; развитие электронной торговли, маркетплейсов и онлайн-платформ; рост спроса на персонализацию продуктов и услуг.

В топ-10 также попали такие тренды, как переход на онлайн-формы образования, сокращение деловой мобильности (включая выставки, форумы); быстрые изменения карьерных треков (ускоряющиеся изменения на рынке труда в спросе на профессии и в их содержании); рост роли внутренней экосреды компаний в обеспечении производительности и мотивации сотрудников.

К трендам-угрозам для развития бизнеса большинство управленцев отнесли невысокие темпы восстановления экономики; резкое сокращение масштабных инвестиций в длинные проекты (включая научные, инфраструктурные, социальные); закрытие границ, международных транспортных и пассажиропотоков вследствие пандемии; усиление внешнеполитических факторов (санкции, торговые войны); падение цен на сырьевые ресурсы (включая нефть) и вероятность их сохранения на низком уровне; рост рисков, связанных с кибербезопасностью.

Около половины респондентов (в первую очередь представителей секторов, непосредственно связанных с конечным потреблением) видят угрозы в ограничении массовых скоплений людей, которое в свою очередь может снизить доходы фитнес-центров, торговых комплексов, ресторанов и кинотеатров.


Навыки будущего

Умение видеть возможности в сложной, неопределённой среде – компетенция топ-менеджера, сейчас она занимает первую позицию среди наиболее важных, отмечают эксперты.

Требуя от сотрудников совмещения навыков из смежных областей, сами руководители должны обладать навыками комплексного решения проблем, умением слушать людей и развитым эмоциональным интеллектом. «Видимо, события 2020 года, когда многие компании были вынуждены отпустить сотрудников на удалённые формы работы, повысили значимость доверия, эмпатии и самоорганизации внутри коллективов», – отмечается в исследовании.

В ближайшие пять лет для большинства управленцев решающую роль будут играть такие навыки, как гибкость в подходах к рабочим процессам; способность постоянно обучаться; умение управлять диверсифицированной рабочей силой («универсальными» работниками, освоившими несколько специальностей или производственных операций).

При этом в зависимости от специфики управления навыки будут несколько различаться. Так, IT-директор должен уметь управлять когнитивной нагрузкой (способностью классифицировать и фильтровать информацию по степени важности и понимать, как максимизировать свои способности с помощью различных инструментов и методов), а также иметь «вычислительное мышление» (способность преобразовывать огромные массивы данных в чёткие концепции и понимать выводы, основанные на данных).

От директора по маркетингу и директора по развитию требуется умение сочетать гибкость и держать фокус на важном.

Креативность, неординарность и адаптивное мышление – важные качества директора по правовым вопросам.

PR- и HR-директора должны иметь развитый эмоциональный интеллект, а также уметь слушать и взаимодействовать с людьми.

Ключевые soft skills финансового директора – способность к критическому мышлению и умение комплексно решать проблемы.

Коммерческий директор должен обладать видением на перспективу и объединять других вокруг этого.
«Почти 70% респондентов ответили, что их роль как управленцев в ближайшие пять лет только усилится. Больше всего в усилении своей роли уверены директора по развитию, IT- и маркетологи, меньше всего – пиарщики и директора по правовым вопросам. Учитывая глобальные прорывы в применении технологий искусственного интеллекта, не исключено, что через 5–10 лет часть из последних заменят роботы-программы», – отмечается в исследовании.

Юлия Антич

Время первых
Елена Пинигина, заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам,

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом

Рубрики: Персонал
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100