Двигатель прогресса
Анна Сальникова
Анна Сальникова
заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда

Двигатель прогресса

В компании применяются разные формы мотивации
Неблагоприятные внешние факторы всегда являются катализатором внутренних изменений. Ужесточение конкуренции на мировых рынках труда в условиях глобализации экономики вынуждает компании изыскивать дополнительные резервы для повышения производительности труда, минимизации затрат и улучшения качества продукции, услуг. В современных условиях ставка на внешние ресурсы как на основной источник роста эффективности производства сопряжена с большими рисками.

Череда экономических кризисов заставила большинство компаний пересмотреть и оптимизировать затраты, понять, на каких этапах они появляются и что к ним приводит. При ограниченности собственных ресурсов развитие научно-технических и инновационных подходов становится чуть ли не единственной возможностью выживания бизнеса. Развитие, основанное на инновациях и непрерывной технологической модернизации, позволяет ОАО «РЖД» стабильно двигаться вперёд и занимать лидирующие позиции не только на отечественном, но и на зарубежном рынке. Однако, даже имея перед глазами успешный опыт, пытаться распространить его сразу на всю компанию невозможно.





В настоящее время ведётся активная системная работа в области повышения эффективности деятельности компании. Ключевую роль здесь играют работники, так как именно от них зависит возможность роста производительности труда и эффективности. В компании работают около 700 тыс. человек, в холдинге – 820 тыс. человек. Как показывает практика, в большинстве компаний нововведения часто сопровождаются негативной реакцией со стороны персонала. Поэтому стоит понимать: одномоментное изменение годами сложенной системы не представляется возможным, равно как и одномоментное изменение представления тысяч людей. Распространить новый, более эффективный способ организации работы, не навязывая персоналу «чуждую» ему философию, можно обучая, объясняя и поощряя. С этой целью отдел организации материальной мотивации работников Департамента ежегодно проводит апгрейд системы текущего и дополнительного премирования.

В 2010 году в компании была внедрена корпоративная система премирования. В этом году этот документ был пересмотрен и актуализирован в соответствии с современными условиями и технологическими требованиями рынка: актуализированы показатели текущего премирования; усилены доли показателей индивидуальной деятельности (III уровня премирования); доработан и организован порядок учёта и ведения сквозных показателей работы Восточного полигона; разработан и автоматизирован единый классификатор производственных упущений.

Кроме выстраивания эффективной системы текущего премирования, Департамент развивает систему дополнительного премирования. Особое внимание уделяется внедрению мотивационных инструментов на стыке хозяйств. На данный момент в компании внедрено 20 базовых видов дополнительного премирования, в том числе шесть межфункциональных. То, что мотивирует одного сотрудника, не всегда является достаточным стимулом для другого. Прежде чем массово вовлекать персонал в совершенствование системы, нужно чётко понимать, что и от кого мы хотим.

В рамках повышения мотивации сотрудников в области инновационного развития департаментом совместно с филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД» разработан и утверждён блок Положений о дополнительном премировании, направленных на научно-техническое развитие компании. Он включает в себя следующие направления: бережливое производство; рационализаторская деятельность; инновационные проекты.

Основной целью создания положений является обеспечение роста производительности труда. Мы хотим повысить заинтересованность работников в создании экономически эффективных проектов. Активная работа в перечисленных выше направлениях позволит повысить эффективность ведения хозяйственной деятельности, совершенствовать производственные и управленческие процессы. Говоря предметно, инструмент премирования работников ОАО «РЖД» за внедрение экономически эффективных инновационных проектов появился благодаря утверждению распоряжением ОАО «РЖД» от 11 мая 2021 года № 984/р Положения «Об организации дополнительного премирования работников ОАО «РЖД» за внедрение экономически эффективных инновационных проектов». Работа ведётся совместно с Центром инновационного развития – филиалом ОАО «РЖД», и это направление является новым для компании. По мнению начальника Центра инновационного развития Дмитрия Вербова, основной целью Положения является повышение результативности инновационной деятельности в ОАО «РЖД», в том числе для обеспечения роста производительности труда, сокращения операционных затрат, совершенствования производственных и управленческих процессов.

Премирование за инновационную деятельность – новый вектор развития материальной мотивации. При разработке Положения было уделено особое внимание адресности этой меры, чтобы стимулировать активность сотрудников, от которых зависят скорость и эффективность реализации проектов. Решением является создание проектных офисов. Проектный офис – временный орган для организации работ по проведению испытаний, внедрению инновационных решений в репрезентативном объёме, а также устранению барьеров при разработке инновационного проекта. Благодаря проектным офисам проработка и вывод проекта на испытание проводятся максимально оперативно. Они также повышают уровень вовлечённости работников в процесс инициирования и внедрения инновационных предложений в интересах холдинга. Положение распространяется на работников подразделений ОАО «РЖД», входящих в проектные офисы, непосредственно участвующих во внедрении инновационных проектов, принятых к реализации через инструменты комплексной системы поддержки инновационной деятельности (информационно-функциональный ресурс «Единое окно инноваций ОАО «РЖД», открытые запросы, Акселерационная программа ОАО «РЖД», партнёрские программы).

Действующим Положением предусмотрено два основных этапа премирования: при подтверждении целесообразности ввода в опытную эксплуатацию решения инновационного проекта по итогам испытаний и включении запланированного эффекта от инновационного проекта в программу мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов филиала ОАО «РЖД»; при достижении запланированных показателей эффективности от решения инновационного проекта, включённого в среднесрочный план реализации Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД», программу мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов филиала ОАО «РЖД» и одобрения выделения финансирования для тиражирования проекта.

Также Положением предусмотрено дополнительное премирование работников за привлечение внешних средств (господдержки, венчурного инвестирования, институтов развития и т.д.) для разработки инновационного проекта и устранение барьеров для внедрения проектов за счёт разработки нормативной технической документации и реализации иных мер при реализации проектов.

В начале 2021 года руководством компании поддержаны предложения по созданию профильных подразделений инновационного развития на железных дорогах. В настоящее время согласовано создание региональных центров инновационного развития на 13 железных дорогах: Октябрьской, Калининградской, Горьковской, Северо-Кавказской, Приволжской, Куйбышевской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Юго-Восточной и Дальневосточной.

Таким образом, складывается благоприятная среда для научно-технического развития и инноваций. Введение новых инструментов поддержки инновационной деятельности холдинга «РЖД» способствует значительному повышению её эффективности, является стимулом наращивания инновационного потенциала и поддержания уровня технологического лидерства общемирового значения.
Время первых
Елена Пинигина, заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам,

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом

Рубрики: Персонал
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100