Выйти из потока
Олег Долгицкий
Олег Долгицкий
клинический психолог

Выйти из потока

Что такое информационный детокс и зачем нужно отдыхать от гаджетов
Из-за пандемии коронавируса практически вся жизнь перешла в онлайн-формат. По данным ВЦИОМа, 73% россиян считают, что в современном мире необходимо периодически отдыхать от Интернета. «Пульт управления» побеседовал с клиническим психологом Олегом Долгицким о том, что такое информационный детокс и зачем он нужен современным людям.

– Что такое информационный детокс и нужен ли он человеку?
– Мы живём в период третьей информационной волны. Она связана с появлением Интернета и IT-технологий, когда потоки информации увеличились в разы. Если буквально в начале прошлого века крестьянин, живя в деревне, мог прочитать информацию в объёме одного журнала за всю свою жизнь, то сегодня человек потребляет её тоннами. Причём это количество информации не систематизировано, не подвергается алгоритму и анализу. Из-за этого у человека начинает нарастать уровень стресса. Он появляется из-за информации, с которой нам приходится сталкиваться каждый день – в социальных сетях, мессенджерах, на телевидении, в газетах. Всё это перегружает психику человека. Также хочу отметить, что перегруз информацией может случиться с человеком, если у него есть проблемы в сфере морали, этики и идеологии. Из-за этого человек не может систематизировать информацию в своей голове. Он просто поглощает контент, не фильтруя его. Это формирует ощущение постоянной перенапряжённости.
Также токсичным становится длительное пребывание в онлайн. Такое времяпрепровождение не только ворует время, но и физически утомляет человека. А информационный детокс – это перерыв между бесконечным потреблением токсичной информации. В результате отдыха от гаджетов и информации объём стресса у человека снижается, и происходит расслабление.

– Когда человеку необходим перерыв от информации?
– Здесь всё очень индивидуально. Если у человека работа связана с постоянным потоком информации, то в выходные ему просто надо отключать себя от него. Также информационный детокс нужен тем людям, которые заполняют любую паузу, сидя в гаджете. Если у человека отсутствуют общие представления о нормах и понятиях о том, что такое хорошо, а что такое плохо, то ему нужен не то что информационный детокс – ему в принципе нужно снижать объёмы потребления информации.
С точки зрения здоровья перерывы в переработке информации важны, потому что снижают уровень волнения, которое возникает из-за постоянного поглощения информации. С точки зрения индивидуального развития переработка большого количества данных нужна, но только если человек может отличить важную информацию от второстепенной.
Сейчас у нас эпоха потребления бесконечного контента. Множество компаний зарабатывают на этом деньги, а человек постоянно находится в состоянии потребления информации и никак не может из него выйти. Здесь всё упирается в то, что у человека низкий уровень развития мотивационно-потребностной сферы. Он не может с этим объёмом информации справляться или не может разобрать по степени важности, что очень на руку людям, которые производят этот контент.

– Есть ли признаки «информационного заражения» личности?
– Здесь такие же признаки, как при высоком уровне напряжения. Это повышенная тревожность, нарушение сна, аппетита, возможности получения удовольствия. Можно сказать, что это состояние похоже на депрессию.

– Зависимость от гаджетов и постоянное поглощение информации – это вещи одного порядка?
– Зависимость от гаджетов или компьютера развивается, когда у человека плохо развита мотивационно-потребностная сфера. Если она находится на уровне 3–7-летнего ребёнка, то его ведущей сферой общения является игра. Из-за таких случаев появились такие понятия, как игровая зависимость и информационная зависимость. Такие люди не способны использовать новые технологии в положительном ключе. Это как с ребёнком, когда он, вместо того чтобы молотком гвозди забивать, бьёт соседа по парте. Он не понимает, что делает.
Но называть это зависимостью в полной мере я не могу. Потому что когда формируется зависимость от токсических веществ, то она встраивается в эндогенные процессы формирования гомеостаза. Поэтому здесь не совсем корректно говорить, что у людей формируется зависимость. Но такое понятие используется, потому что симптоматически они похожи.
Когда общаешься с человеком с зависимостью от гаджета или потока информации, возникает ощущение, что он зависим. Но если мы заберём у такого человека телефон, то у него не начнётся ломка в таком виде, в каком мы её знаем. У него не нарушится гомеостаз.
Одно время ходила легенда, что был проведён эксперимент: якобы когда у ребёнка забирали гаджет, то он начинал сходить с ума. Но хочу отметить, что ребёнка просто помещали в пустую комнату и не давали ничего делать. Если ребёнку взамен гаджета дать поиграть во что-то другое, то он забудет про смартфон. Со взрослым человеком то же самое. Если у него отбирают гаджет, но при этом не дают ему ничего взамен, то он начинает тоже сходить с ума.

– Кто больше нуждается в информационной «чистке» – мужчины или женщины?
– Мужчины в отличие от женщин значительно менее эффективно ведут социальные сети и значительно меньше общаются в принципе, в то время как женщины значительно более глубоко осваивают методы подачи информации через Сеть. В этих условиях женщины потребляют информации гораздо больше, но они также могут значительно больше переварить. По этой причине мужчинам может требоваться информационный детокс и чаще, и раньше, чем женщинам, которые могут усваивать огромное количество контента, а потом ещё общаться с подругами по видеосвязи.
Это обусловлено тем фактом, что исторически у женщин более эффективно развита мотивационно-потребностная сфера, чем у мужчин, которые больше ориентированы прокачивать операционально-техническую сферу. Неспроста в той же самой журналистике или лингвистике женщин больше, чем мужчин. В этом контексте вообще можно открыто заявить, что Интернет сегодня считается преимущественно женской территорией, где они имеют значительное превосходство перед мужчинами.

– А нужны ли детям паузы в потреблении контента?
– Я думаю, что детям информационный детокс нужен даже больше, чем взрослым. Особенно это касается детей дошкольного возраста, так как в рамках своей ведущей деятельности они просто не способны усваивать огромное количество информации. Слишком возбуждающий и яркий контент перед сном рекомендовать точно нельзя.
Кроме того, важно, чтобы информация, которую усваивает ребёнок, проходила фильтрацию и контроль не только со стороны специальных режимов в устройствах, но и со стороны родителей. Важно, чтобы родители взаимодействовали с ребёнком, в том числе через тот контент, который он потребляет. Важно обсуждать блогеров, которых смотрит ребёнок, требовать от него морально-этическую оценку в отношении событий, которые проходят через его гаджеты. Он должен как минимум понимать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Иначе может возникнуть высокий риск его морально-этической дезориентации, которая в долгосрочной перспективе будет чревата повышением шанса возникновения девиантного поведения с его стороны.
Яркий тому пример – это тренд с выкручиванием колпачков с колёс автомобилей в рамках трендов TikTok. Очевидно, что столь массовое явление – следствие того, что родители не только не знают, что за контент потребляет ребёнок, но и то, как он к нему относится. По этой причине важно не только контролировать потребление контента ребёнком, но и объяснять ему, какой контент полезен, а какой вреден.
Естественно, важно учить ребёнка отдыхать от устройств, чтобы он понимал границы собственного напряжения от работы с ними. Не секрет, что отличной альтернативой электронным устройствам является спорт.

– Чем опасна информационная зависимость?
– С одной стороны, ничем. Но с другой – проблема в том, что мы не можем сделать так, чтобы все люди духовно выросли и развивались. У нас для этого просто нет ресурсов.
Надо научить человека развивать свою мотивационно-потребностную сферу. У наркоманов и алкоголиков, например, есть система «12 шагов». Она в течение года помогает преодолеть зависимости. У человека, который проходит эту систему, формируется мораль, которая и будет его ограничивать. В контексте информационной зависимости это сложнее: мы не можем сделать 12 шагов и избавиться от зависимости от смартфонов и лишней информации. Тут всё зависит от самого человека. Если он увидит в этом проблему, то начнёт от неё избавляться.

– Какие шаги надо предпринять, чтобы ограничить информационный поток и научиться его фильтровать?
– Для этого человек должен иметь представление, что же такое информация. Какая информация со смыслом, а какая нет. Чтобы ему это понимать, нужно чётко сформулировать инстанцию этики и морали. Если человек этого сделать не может, то тогда приходится общаться с ним как с наркоманом или алкоголиком. Некоторые жёны так общаются с мужьями, которые зависимы от компьютерных игр.
Многим людям зависимости от гаджетов или информации не мешают. Но если человек хочет от них избавиться, то нужно работать над проблемой. Если источником потока информации является Интернет, то надо отключать Интернет. Если источником является бесконечное количество людей, которые звонят ему на телефон, то надо отключать телефон. Я бы рекомендовал удалить приложения, подписки и рассылки, в которых человек чаще всего сидит.

– Что ждёт нас в будущем? Как люди будут потреблять информацию?
– Существует распространённое мнение о том, что рынок будущего будет представлять доступные биомеханические приращения, которые смогут позволить потреблять информацию буквально напрямую, то есть без сторонних интерфейсов вроде клавиатуры или монитора. Это и будет та самая виртуальная реальность, которую сегодня пытаются воссоздать с помощью внешних средств наподобие шлемов и очков виртуальной реальности.
В отличие от нынешних интерфейсов нас ждёт совершенно уникальный скачок, который фактически может позволить людям, располагающим такими средствами, вместе со всеми иметь идентичные знания.
Единственное, что сможет нас спасти от фактической шизофренизации населения вследствие передозировки информацией, – это барьеры, роль которых должны будут выполнять идеологии. Они и сегодня являются буфером между реальностью субъекта и действительным миром. Именно идеология позволяет отличать хорошее от плохого, злое от доброго, полезное от бесполезного. У людей в этих условиях будет значительно расти спрос на внешнюю идеологию, которая позволит защитить их психику от прогресса, связанного с развитием Интернета и нейроинтерфейсов.

Беседовала Дарья Чикиркина

Время первых
Елена Пинигина, заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам,

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом

Рубрики: Персонал
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100