Связующее звено

Связующее звено

Железная дорога как драйвер развития агломераций
Одним из последствий пандемии COVID-19 стало резкое расширение агломерационного радиуса и переосмысление роли мегаполисов. Как будут развиваться городские территории в новой ковидной реальности и какая роль в этом отводится железной дороге, выяснил «Пульт управления».


Зона маятниковой миграции

Агломерации возникают по всему миру как следствие развития крупных городов, которые концентрируют вокруг себя различные производства и становятся центрами притяжения для человека (см.справку).

Согласно методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), агломерация включает в себя город и прилегающие к нему территории, жители которых регулярно приезжают в городской центр по делам, для развлечений и иных целей. Зона маятниковой миграции, прилегающая к городу, учитывается в агломерации, если не менее 15% трудоустроенного населения приезжают на работу в город.

Однако так было до пандемии COVID-19, которая изменила давно устоявшееся представление об агломерациях.

По словам старшего партнёра BCG в России и СНГ, руководителя глобального сектора «Развитие городов» Владислава Бутенко, россияне и жители других крупных городов по всему миру в условиях распространения коронавирусной инфекции получили опыт удалённой работы: 80% из них остались довольны новой формой организации труда и не хотят отказываться от этого формата жизни, который существенно расширяет географию повседневной миграции, или агломерационный радиус.
«Теперь можно находиться на значительно большем удалении от офиса, чем в пределах 1,5–2 часов транспортной доступности, и приезжать в привычные границы города всего несколько раз в неделю, продолжая при этом пользоваться всей его социальной инфраструктурой», – добавляет Владислав Бутенко.

По его словам, крупные города первыми приняли удар пандемии, но и первыми стали восстанавливаться.
«Именно крупнейшие мировые центры утверждали собственные программы поддержки населения и бизнеса в период пандемии, что помогло максимально быстро восстановить потребительскую активность и перезапустить экономическое развитие», – говорит эксперт.

Как показывает практика, благодаря концентрации ресурсов крупные агломерации становятся ведущими драйверами экономики не только отдельных стран, но мировой экономики в целом. По разным оценкам, производительность труда в агломерациях выше на 30%, а стоимость ресурсов ниже на 15%.
«В России агломерационный путь развития исторически предопределён масштабом территории страны», – считает генеральный директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский.

В стране, по официальным и последним данным Росстата, 15 городов, где численность населения превышает 1 млн человек, – значит, есть все предпосылки к дальнейшему развитию и созданию вокруг них агломераций.

Крупнейшей на сегодня является Московская агломерация, за ней идут Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Новосибирская, Самарско-Тольяттинская.
«Агломерационный потенциал на сегодняшний день имеют Казань, Уфа, Краснодар, Ростов-на-Дону», – подчёркивает профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.


Ставки сделаны

Урбанизация территорий – тренд на долгие годы, считает заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. «Мы сейчас рассматриваем, какие города и мегаполисы должны в первую очередь развиваться в стране, где мы видим наибольшие точки роста. Но, занимаясь агломерациями, мы ни в коем случае не оставляем без внимания малые населённые пункты. Мы сегодня в своей политике развиваем так называемые опорные пункты. В каждом регионе должно появиться порядка 15–30 опорных пунктов, где качество жизни будет выше», – пояснил он.

Определяющую роль при развитии агломерации играют устойчивые социально-экономические связи, единая инфраструктура, транспортная связанность, обеспечивающая высокую мобильность населения. По словам вице-премьера, развивая города, ставку делать надо именно на железную дорогу.
«Работа по этому направлению ведётся с РЖД. Восемь таких проектов отработано, есть хороший опыт», – подчёркивает Марат Хуснуллин.


Остановка по требованию

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил, что прошлый год особенно наглядно показал, что без железнодорожного транспорта у мегаполисов просто нет будущего.
«Железная дорога – это сегодня основной вид транспорта как внутри агломераций, так и между ними, – говорит Олег Белозёров. – Самолёт не может приземлиться на трассе между крупными городами, а поезд там делает остановки».

Примером связи между агломерациями станет появление высокоскоростных магистралей (ВСМ). Напомним, Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусмотрено развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. Первая высокоскоростная магистраль (ВСМ) в России должна соединить два крупнейших города – Москву и Санкт-Петербург (подробнее – на стр. 22–25).
«Но есть ещё и пригородное железнодорожное сообщение с разнообразным расписанием движения, отвечающее интересам самых разных категорий пассажиров. Поэтому в мире, где тенденции урбанизации всё более усиливаются, железнодорожный транспорт может решать много задач», – подчеркнул Олег Белозёров.

Он напомнил, что ещё 10 лет назад было принято решение о развитии в Москве железнодорожного транспорта. «Все помнят, как тогда выглядела железная дорога в городе. Сейчас ситуация иная – произошло новое осмысление. Позитивный опыт, настойчивость создадут абсолютно другие возможности и в других регионах», – говорит глава компании.

Напомним, в Москве в 2016 году было запущено движение электричек по Московскому центральному кольцу (МЦК), в ноябре 2019 года заработали две линии Московских центральных диаметров (МЦД) – МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Подольск – Нахабино. В ближайшие годы будут запущены МЦД-3 (Зеленоград – Раменское) и МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожный).
«Развитие городской инфраструктуры и транспортных связей помогает справиться с проблемой быстро растущего города. Это единственная возможность у Москвы быть конкурентными с другими городами мира – создать более качественную среду», – уточняет мэр Москвы Сергей Собянин.

По словам Олега Белозёрова, развитие железной дороги в Москве и во всём Центральном транспортном узле – один из самых сложных проектов для РЖД. «Он выводит транспортный сервис для жителей на принципиально новый уровень. В обязательном порядке формируется безбарьерная среда, удобные и безопасные условия для всех пассажиров», – сказал глава компании.

Благодаря системной работе пригородный железнодорожный транспорт для жителей московской агломерации стал комфортнее и удобнее, повышена скорость движения поездов, сокращён интервал движения электричек.
«По опыту МЦК, МЦД мы видим, что везде, куда приходит транспортная инфраструктура, происходит взрыв инвестиций и, как следствие, повышается качество жизни людей в целом», – подчёркивает Марат Хуснуллин.

Поэтому руководители регионов стараются укреплять железнодорожные связи между городами.

Так, 11 июня было запущено движение электропоездов «Ласточка» между Самарой и Тольятти, одной из самых динамично развивающихся агломераций. Ежедневно в сутки на маршруте курсирует шесть пар скорых пригородных электропоездов.
«Это действительно первая «ласточка» – наш первый шаг к скоростному железнодорожному сообщению между Самарой и Тольятти. Мы имеем перспективы, технико-экономически обоснованные планы и предложения по соединению Новокуйбышевска, Самары, аэропорта Курумоч и Тольятти скоростной железнодорожной линией. Конечно, впереди большая работа по проектированию, по защите проекта, по воплощению его в жизнь», – прокомментировал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Вагоны поезда оборудованы системой климат-контроля с обеззараживанием воздуха, розетками для подзарядки мобильных устройств. Используется энергосберегающее светодиодное освещение, есть специальные площадки для размещения крупногабаритного багажа.

«Ласточки» адаптированы для пассажиров с ограниченными физическими возможностями – в них есть специализированные места с креплением для инвалидных колясок.

Для повышения комфорта пассажиров, улучшения сервисов и расширения маршрутной сети пригородных перевозок ОАО «РЖД» постоянно обновляет и подвижной состав. Так, до конца года компания планирует закупить 26 новых составов пригородных поездов (84 вагона) на сумму около 7,4 млрд руб., в том числе рельсовые автобусы серии РА3 и электропоезда серии ЭП3Д.

Новые поезда будут обслуживать пассажиров более чем на 30 маршрутах в 10 субъектах РФ: в Ивановской, Архангельской, Ярославской, Пензенской, Саратовской областях, Республике Карелии и Башкортостане, а также в Красноярском, Хабаровском и Приморском краях.

Новые рельсовые автобусы серии РА3 и электропоезда серии ЭП3Д отвечают современным международным требованиям, предъявляемым к безопасности. Они предназначены для пригородных перевозок на участках, оснащённых как высокими, так и низкими платформами.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Иностранный опыт

Власти КНР создают самый большой город на планете, население которого составит более 40 млн. Мегаполис создадут путём объединения девяти городов в провинции Гуандун на юге Китая: Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжуншань, Фошань, Чжухай, Дунгуань, Цзянмень, Чаоцин и Хуэйчжоу.
В Европе примером создания агломерации служит объединение Парижа и его пригородов в крупный мегаполис, так называемый Большой Париж. Общее число жителей агломерации составляет 11 млн человек. Помимо старой столицы, на территории Большого Парижа создаётся несколько ядер притяжения со своими офисными центрами, новыми музеями, театрами и низкоэтажным жильём.
Индийский город Гургаон находится в 30 км от центра Дели и практически сливается с ним. До 80-х годов XX века Гургаон был городком, который окружали десятки мелких деревень, в то время как Дели рос за счёт миграции населения.
Правительство Индии приняло логичное решение разгрузить Дели и превратить Гургаон в бизнес-город. С начала 90-х он стал планомерно застраиваться современными домами и бизнес-центрами. Близость международного аэропорта сделала Гургаон привлекательным местом для иностранных компаний.
По оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), экономика будущего будет строиться на экономике крупнейших мировых городов: уже сегодня в 280 крупных городах, образующих агломерации, производится около 50% мирового ВВП.
При этом объём ВВП Московской агломерации по паритету покупательной способности на конец 2020 года превысил $1 трлн. По оценке экспертов Euromonitor, Московская агломерация уже входит в пятёрку крупнейших мегаполисов мира наряду с Нью-Йорком, объём ВВП которого превышает $1,8 трлн, Токио ($1,79 трлн), Сеулом ($1,14 трлн) и Лос-Анджелесом ($1,13 трлн) и превосходит такие города, как Лондон, Пекин, Париж и Шанхай.

Ритмичное развитие

Электрички в Санкт-Петербурге стали городскими

Рубрики: Транспорт
Каркас экономики

Железные дороги как драйвер развития страны

Рубрики: Транспорт
Цифровизация транзита

ОАО «РЖД» упрощает грузоотправителям жизнь

Рубрики: Транспорт
Умные решения

Контейнеризация способствует росту грузоперевозок на сети

Рубрики: Транспорт

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru