Цифровизация транзита

Цифровизация транзита

ОАО «РЖД» упрощает грузоотправителям жизнь
Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) превращается в основной инструмент по организации транзитных железнодорожных перевозок из Китая в Европу.

В начале весны текущего года британская газета Financial Times сообщила о стабильно высокой динамике роста объёмов железнодорожного транзита грузов из Китайской Народной Республики в Европу. Издание, ссылаясь на европейских грузополучателей, объяснило рост интереса к железнодорожному транзиту ростом цен на морские перевозки и желанием европейских клиентов сократить время доставки. Только в первые два месяца 2021 года из Китая в Европу отправилось более 2 тыс. грузовых поездов. Это вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. Объём железнодорожных грузоперевозок из КНР в страны Европы вырос на 50% (а с 2016 года – в семь раз).

Россия является важнейшим звеном в этой логистической цепочке. А одним из направлений развития транзитно-транспортного потенциала России стала цифровизация процесса организации перевозок. В прошлом году на базе технических решений разработанной ОАО «РЖД» Электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» были организованы тестовые отправки поездов из Китая в Венгрию и из России в Китай. В настоящее время ведутся работы по интеграции российской ЭТП ГП и её китайского аналога.


Перспективное направление

Китайские грузоотправители прямо заявляют о росте интереса к перевозкам по железной дороге в европейском направлении. Так, по заявлению начальника секретариата Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Чжао Чэньсиня, в 2020 году общее число отправленных составов железнодорожных грузовых перевозок Китай – Европа впервые превысило 10 тыс. «Железнодорожные грузовые перевозки Китай – Европа продемонстрировали уникальные транзитные преимущества, сыграли важную роль в транспортировке грузов, предназначавшихся для морских и авиаперевозок. В течение года были отправлены в общей сложности 12 406 составов, что на 50% больше по сравнению с предыдущим годом», – пояснил китайский чиновник. В разгар пандемии именно железнодорожные грузовые перевозки Китай – ЕС сыграли важную роль в стабилизации международной цепи поставок.

В 2020 году по маршрутам Китай – Европа было перевезено в общей сложности 1,135 млн стандартных 20-футовых контейнеров назначением в Италию, Германию, Испанию, Чехию, Венгрию, Голландию и другие страны. Доставка по железной дороге в 2020 году стала реальной альтернативой дорогостоящим авиационным и длительным морским грузоперевозкам.

По оценкам АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА), рынок контейнерных перевозок Китая и Юго-Восточной Азии превышает 20 млн TEU в год. Средние тарифы на авиаперевозки из Шанхая в Северную Европу в настоящее время составляют $4,20 за 1 кг, перевозки осуществляются в среднем за шесть дней. Срок доставки товаров из Китая в Северную Европу по морю составляет около 34 дней, а спотовые ставки колеблются у отметки в $1 тыс. за TEU.


Технические возможности

Поскольку значительная часть транзита китайских грузов в Европу через Россию осуществляется по сети ОАО «РЖД», логистика в целом проработатана давно. Так, АО «РЖД Логистика» осуществляет перевозки по международному транспортному коридору «Восток – Запад». Компания организует перевозки регулярными контейнерными поездами по направлению Китай – Европа – Китай со сроком доставки 14 суток. Сервис осуществляется в партнёрстве с совместными предприятиями Far East Land Bridge, Ltd., базирующимися в Австрии, и YuXinOu в Китае. Транзитные перевозки идут по трём основным маршрутам: через Россию (погранпереход Забайкальск), через Монголию (погранпереход Наушки) и через Казахстан (погранпереходы Достык, Алтынколь).

Растёт и скорость транзитных перевозок.

Генеральный директор АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром на конференции «Транспорт и логистика – 2021: драйверы роста, тренды, барьеры» сообщил, что в настоящее время контейнерные поезда преодолевают более 1000 км в сутки, а через четыре года их скорость планируется увеличить до 1400 км/сут. При этом цель ОТЛК ЕРА – достичь транзитного объёма в 1 млн TEU в год в сообщении из Китая и Юго-Восточной Азии в Евросоюз и обратно. По мнению Алексея Грома, эта цель достижима в ближайшие два-три года.

Частота отправок составляет 20–30 поездов в сутки. По данным Китайской государственной железной дороги, самым загруженным пограничным пунктом стал Хоргос на китайско-казахстанской границе, где ежедневно обрабатывается более 10 поездов.

Участники рынка стремятся упростить процесс организации транзитных перевозок и перевести его в цифровой формат. Сегодня цифровизация сервисов развивается на базе ЭТП «Грузовые перевозки».

В ООО «Цифровая логистика» (компания-оператор ЭТП ГП) сообщили, что сегодня грузовладельцы или экспедиторы имеют возможность заказать на ЭТП ГП железнодорожную перевозку как с предоставлением вагона, так и без его предоставления, заказать терминально-складские услуги и контейнерную перевозку, а также организовать транспортировку импортных и транзитных грузов.

Для всех зарегистрированных пользователей этого сервиса уже цифровизированы такие процессы, как договорная работа, планирование перевозки, исполнение заказа. Оплата и финансовые услуги осуществляются онлайн. В системе также реализованы электронный документооборот и работа с претензиями.

На очереди – решение задачи по интеграции российской и китайской площадок с целью сокращения времени на перевозку. Сейчас на планирование перевозки уходит в среднем 15 дней. Ещё до шести дней требуется на пересечение границ. Интеграция цифровых железнодорожных платформ России и Китая сократит эти сроки и повысит привлекательность перевозок на маршруте Китай – Европа – Китай. Как сообщили в пресс-службе ООО «Цифровая логистика», интеграция платформ ускорит проведение таможенных и пограничных процедур, упростит заключение договоров с перевозчиками и собственниками подвижного состава, облегчит согласование перевозок между смежными инфраструктурами.

Интеграция национальных цифровых платформ необходима прежде всего для того, чтобы упростить управление перевозками на маршруте Китай – Европа – Китай. Как уточнили в ООО «Цифровая логистика», Россия внимательно изучает опыт Китая в области цифровизации транспортных услуг. «Цифровая трансформация Китая достигла высокого уровня. Для интеграции «Грузовых перевозок» с платформой China Railway Group потребуется участие многих структур, управляющих железными дорогами. Наша работа ведётся в рамках сотрудничества с международными организациями. Среди партнёров – железнодорожные ассоциации Европы и Азии», – пояснили в компании.

Сотрудничество в направлении цифровизации транзита развивается и с европейскими странами. В марте 2019 года в ходе Международного железнодорожного конгресса – 2019 в Вене (Австрия) ООО «Цифровая логистика» и Rail Cargo Austria AG подписали Меморандум о сотрудничестве в области информационных технологий. В частности, компании договорились о реализации совместного проекта транзитного контейнерного сервиса, предусматривающего постепенную интеграцию применяемых цифровых технологий с целью упрощения доступа клиентов к услугам железнодорожного транспорта и повышения его конкурентоспособности.


Первые ласточки

Напомним, первая отправка контейнерного поезда из Китая в Европу с использованием сервисов ЭТП «Грузовые перевозки» была осуществлена в августе 2020 года.

Проект реализовало ООО «Цифровая логистика», заказчиком перевозки в цифровом формате выступил Rail Cargo Logistics – RUS (входит в дочернюю компанию «Австрийских железных дорог» (ÖBB) – Rail Cargo Group). Подвижной состав был предоставлен ПАО «ТрансКонтейнер».



Состав был сформирован и отправился из Сианя (провинция Шэньси, Центральный Китай), транзитом проследовал через территории Казахстана, России, Украины и прибыл в пункт назначения – Будапешт (Венгрия), на терминал BILK (входит в Rail Cargo Group). Из Китая в Венгрию был доставлен 41 сорокафутовый контейнер с товарами народного потребления.

Продажа услуги перевозки, а также взаимодействие с оператором подвижного состава – ПАО «ТрансКонтейнер» – осуществлялись исключительно в цифровом формате на ЭТП «Грузовые перевозки». Заказчик сформировал заявку, получил предложения, оплатил услугу и далее отслеживал статус её исполнения (включая пересечение погранпереходов) в личном кабинете пользователя платформы.

В ходе перевозки была протестирована новая функция ЭТП ГП «Оплата экспорта», которая даст возможность всем пользователям системы организовать перевозку онлайн сразу после оплаты и передачи на торговую площадку данных о перевозке.
«Для нас важно, что совместно с партнёрами мы реализуем новый, цифровой подход к перевозке грузов контейнерными поездами, – заявил директор Rail Cargo Logistics – RUS Александр Баскаков. – С помощью широкой разветвлённой сети нашей материнской компании Rail Cargo Group мы организуем «последнюю милю», доставляя в страны Западной и Восточной Европы необходимые товары. Надеемся на дальнейшее расширение возможностей цифровой площадки для развития качественных сервисов, которые мы предоставляем клиентам».

В начале января 2021 года с использованием технологий ЭТП ГП впервые обеспечена возможность онлайн-заказа на отправку контейнерного поезда с экспортным грузом из России в Китай.

Поезд был отправлен казахстанской транспортной компанией «Кедентранссервис». Грузоотправителем выступил логистический оператор Rail Cargo Logistics – RUS. Контейнеры предоставлены казахстанской транспортно-логистической компанией KTZ Express.

Состав, в который было погружено 62 сорокафутовых контейнера с рудой и цинковым концентратом, отправился из Красноярского края в Чэнсян (КНР) через пограничный переход Достык (Казахстан). Транзитное время доставки контейнеров по железной дороге составило пять суток. Перевозка также была оформлена и реализуется с использованием новой функции ЭТП ГП «Перевозки в экспортном сообщении», которая позволяет дистанционно заказывать, оплачивать и отслеживать перевозку экспортного груза. Также клиент может в режиме онлайн включить в заказ охрану и терминально-складские услуги.

Владимир Константинов

СПРАВКА

Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» представляет собой маркетплейс, на котором помимо базового сервиса железнодорожной перевозки грузовладелец имеет возможность, исходя из стоимостных и иных параметров, выбрать для себя подходящие условия предоставления вагона, экспедирования, охраны и других услуг. В настоящее время к работе на ЭТП ГП уже присоединились 95 различных поставщиков логистических услуг, среди них 79 операторов подвижного состава, 4 железнодорожных перевозчика (ОАО «РЖД», ГАО «ЛДз», «Финские железные дороги», Rail Cargo Austria («Австрийские железные дороги»), 8 стивидорных компаний, 3 терминально-складских оператора и поставщик услуги охраны в пути следования. Количество зарегистрированных компаний на данный момент более 6000, из них 18 организаций – нерезидентов РФ. За 2020 год осуществлено более 170 000 вагоноотправок (всего – свыше 500 000 вагоноотправок).
Ритмичное развитие

Электрички в Санкт-Петербурге стали городскими

Рубрики: Транспорт
Связующее звено

Железная дорога как драйвер развития агломераций

Рубрики: Транспорт
Каркас экономики

Железные дороги как драйвер развития страны

Рубрики: Транспорт
Умные решения

Контейнеризация способствует росту грузоперевозок на сети

Рубрики: Транспорт

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru