Цифровизация транзита

Цифровизация транзита

ОАО «РЖД» упрощает грузоотправителям жизнь
Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) превращается в основной инструмент по организации транзитных железнодорожных перевозок из Китая в Европу.

В начале весны текущего года британская газета Financial Times сообщила о стабильно высокой динамике роста объёмов железнодорожного транзита грузов из Китайской Народной Республики в Европу. Издание, ссылаясь на европейских грузополучателей, объяснило рост интереса к железнодорожному транзиту ростом цен на морские перевозки и желанием европейских клиентов сократить время доставки. Только в первые два месяца 2021 года из Китая в Европу отправилось более 2 тыс. грузовых поездов. Это вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. Объём железнодорожных грузоперевозок из КНР в страны Европы вырос на 50% (а с 2016 года – в семь раз).

Россия является важнейшим звеном в этой логистической цепочке. А одним из направлений развития транзитно-транспортного потенциала России стала цифровизация процесса организации перевозок. В прошлом году на базе технических решений разработанной ОАО «РЖД» Электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» были организованы тестовые отправки поездов из Китая в Венгрию и из России в Китай. В настоящее время ведутся работы по интеграции российской ЭТП ГП и её китайского аналога.


Перспективное направление

Китайские грузоотправители прямо заявляют о росте интереса к перевозкам по железной дороге в европейском направлении. Так, по заявлению начальника секретариата Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Чжао Чэньсиня, в 2020 году общее число отправленных составов железнодорожных грузовых перевозок Китай – Европа впервые превысило 10 тыс. «Железнодорожные грузовые перевозки Китай – Европа продемонстрировали уникальные транзитные преимущества, сыграли важную роль в транспортировке грузов, предназначавшихся для морских и авиаперевозок. В течение года были отправлены в общей сложности 12 406 составов, что на 50% больше по сравнению с предыдущим годом», – пояснил китайский чиновник. В разгар пандемии именно железнодорожные грузовые перевозки Китай – ЕС сыграли важную роль в стабилизации международной цепи поставок.

В 2020 году по маршрутам Китай – Европа было перевезено в общей сложности 1,135 млн стандартных 20-футовых контейнеров назначением в Италию, Германию, Испанию, Чехию, Венгрию, Голландию и другие страны. Доставка по железной дороге в 2020 году стала реальной альтернативой дорогостоящим авиационным и длительным морским грузоперевозкам.

По оценкам АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА), рынок контейнерных перевозок Китая и Юго-Восточной Азии превышает 20 млн TEU в год. Средние тарифы на авиаперевозки из Шанхая в Северную Европу в настоящее время составляют $4,20 за 1 кг, перевозки осуществляются в среднем за шесть дней. Срок доставки товаров из Китая в Северную Европу по морю составляет около 34 дней, а спотовые ставки колеблются у отметки в $1 тыс. за TEU.


Технические возможности

Поскольку значительная часть транзита китайских грузов в Европу через Россию осуществляется по сети ОАО «РЖД», логистика в целом проработатана давно. Так, АО «РЖД Логистика» осуществляет перевозки по международному транспортному коридору «Восток – Запад». Компания организует перевозки регулярными контейнерными поездами по направлению Китай – Европа – Китай со сроком доставки 14 суток. Сервис осуществляется в партнёрстве с совместными предприятиями Far East Land Bridge, Ltd., базирующимися в Австрии, и YuXinOu в Китае. Транзитные перевозки идут по трём основным маршрутам: через Россию (погранпереход Забайкальск), через Монголию (погранпереход Наушки) и через Казахстан (погранпереходы Достык, Алтынколь).

Растёт и скорость транзитных перевозок.

Генеральный директор АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром на конференции «Транспорт и логистика – 2021: драйверы роста, тренды, барьеры» сообщил, что в настоящее время контейнерные поезда преодолевают более 1000 км в сутки, а через четыре года их скорость планируется увеличить до 1400 км/сут. При этом цель ОТЛК ЕРА – достичь транзитного объёма в 1 млн TEU в год в сообщении из Китая и Юго-Восточной Азии в Евросоюз и обратно. По мнению Алексея Грома, эта цель достижима в ближайшие два-три года.

Частота отправок составляет 20–30 поездов в сутки. По данным Китайской государственной железной дороги, самым загруженным пограничным пунктом стал Хоргос на китайско-казахстанской границе, где ежедневно обрабатывается более 10 поездов.

Участники рынка стремятся упростить процесс организации транзитных перевозок и перевести его в цифровой формат. Сегодня цифровизация сервисов развивается на базе ЭТП «Грузовые перевозки».

В ООО «Цифровая логистика» (компания-оператор ЭТП ГП) сообщили, что сегодня грузовладельцы или экспедиторы имеют возможность заказать на ЭТП ГП железнодорожную перевозку как с предоставлением вагона, так и без его предоставления, заказать терминально-складские услуги и контейнерную перевозку, а также организовать транспортировку импортных и транзитных грузов.

Для всех зарегистрированных пользователей этого сервиса уже цифровизированы такие процессы, как договорная работа, планирование перевозки, исполнение заказа. Оплата и финансовые услуги осуществляются онлайн. В системе также реализованы электронный документооборот и работа с претензиями.

На очереди – решение задачи по интеграции российской и китайской площадок с целью сокращения времени на перевозку. Сейчас на планирование перевозки уходит в среднем 15 дней. Ещё до шести дней требуется на пересечение границ. Интеграция цифровых железнодорожных платформ России и Китая сократит эти сроки и повысит привлекательность перевозок на маршруте Китай – Европа – Китай. Как сообщили в пресс-службе ООО «Цифровая логистика», интеграция платформ ускорит проведение таможенных и пограничных процедур, упростит заключение договоров с перевозчиками и собственниками подвижного состава, облегчит согласование перевозок между смежными инфраструктурами.

Интеграция национальных цифровых платформ необходима прежде всего для того, чтобы упростить управление перевозками на маршруте Китай – Европа – Китай. Как уточнили в ООО «Цифровая логистика», Россия внимательно изучает опыт Китая в области цифровизации транспортных услуг. «Цифровая трансформация Китая достигла высокого уровня. Для интеграции «Грузовых перевозок» с платформой China Railway Group потребуется участие многих структур, управляющих железными дорогами. Наша работа ведётся в рамках сотрудничества с международными организациями. Среди партнёров – железнодорожные ассоциации Европы и Азии», – пояснили в компании.

Сотрудничество в направлении цифровизации транзита развивается и с европейскими странами. В марте 2019 года в ходе Международного железнодорожного конгресса – 2019 в Вене (Австрия) ООО «Цифровая логистика» и Rail Cargo Austria AG подписали Меморандум о сотрудничестве в области информационных технологий. В частности, компании договорились о реализации совместного проекта транзитного контейнерного сервиса, предусматривающего постепенную интеграцию применяемых цифровых технологий с целью упрощения доступа клиентов к услугам железнодорожного транспорта и повышения его конкурентоспособности.


Первые ласточки

Напомним, первая отправка контейнерного поезда из Китая в Европу с использованием сервисов ЭТП «Грузовые перевозки» была осуществлена в августе 2020 года.

Проект реализовало ООО «Цифровая логистика», заказчиком перевозки в цифровом формате выступил Rail Cargo Logistics – RUS (входит в дочернюю компанию «Австрийских железных дорог» (ÖBB) – Rail Cargo Group). Подвижной состав был предоставлен ПАО «ТрансКонтейнер».



Состав был сформирован и отправился из Сианя (провинция Шэньси, Центральный Китай), транзитом проследовал через территории Казахстана, России, Украины и прибыл в пункт назначения – Будапешт (Венгрия), на терминал BILK (входит в Rail Cargo Group). Из Китая в Венгрию был доставлен 41 сорокафутовый контейнер с товарами народного потребления.

Продажа услуги перевозки, а также взаимодействие с оператором подвижного состава – ПАО «ТрансКонтейнер» – осуществлялись исключительно в цифровом формате на ЭТП «Грузовые перевозки». Заказчик сформировал заявку, получил предложения, оплатил услугу и далее отслеживал статус её исполнения (включая пересечение погранпереходов) в личном кабинете пользователя платформы.

В ходе перевозки была протестирована новая функция ЭТП ГП «Оплата экспорта», которая даст возможность всем пользователям системы организовать перевозку онлайн сразу после оплаты и передачи на торговую площадку данных о перевозке.
«Для нас важно, что совместно с партнёрами мы реализуем новый, цифровой подход к перевозке грузов контейнерными поездами, – заявил директор Rail Cargo Logistics – RUS Александр Баскаков. – С помощью широкой разветвлённой сети нашей материнской компании Rail Cargo Group мы организуем «последнюю милю», доставляя в страны Западной и Восточной Европы необходимые товары. Надеемся на дальнейшее расширение возможностей цифровой площадки для развития качественных сервисов, которые мы предоставляем клиентам».

В начале января 2021 года с использованием технологий ЭТП ГП впервые обеспечена возможность онлайн-заказа на отправку контейнерного поезда с экспортным грузом из России в Китай.

Поезд был отправлен казахстанской транспортной компанией «Кедентранссервис». Грузоотправителем выступил логистический оператор Rail Cargo Logistics – RUS. Контейнеры предоставлены казахстанской транспортно-логистической компанией KTZ Express.

Состав, в который было погружено 62 сорокафутовых контейнера с рудой и цинковым концентратом, отправился из Красноярского края в Чэнсян (КНР) через пограничный переход Достык (Казахстан). Транзитное время доставки контейнеров по железной дороге составило пять суток. Перевозка также была оформлена и реализуется с использованием новой функции ЭТП ГП «Перевозки в экспортном сообщении», которая позволяет дистанционно заказывать, оплачивать и отслеживать перевозку экспортного груза. Также клиент может в режиме онлайн включить в заказ охрану и терминально-складские услуги.

Владимир Константинов

СПРАВКА

Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» представляет собой маркетплейс, на котором помимо базового сервиса железнодорожной перевозки грузовладелец имеет возможность, исходя из стоимостных и иных параметров, выбрать для себя подходящие условия предоставления вагона, экспедирования, охраны и других услуг. В настоящее время к работе на ЭТП ГП уже присоединились 95 различных поставщиков логистических услуг, среди них 79 операторов подвижного состава, 4 железнодорожных перевозчика (ОАО «РЖД», ГАО «ЛДз», «Финские железные дороги», Rail Cargo Austria («Австрийские железные дороги»), 8 стивидорных компаний, 3 терминально-складских оператора и поставщик услуги охраны в пути следования. Количество зарегистрированных компаний на данный момент более 6000, из них 18 организаций – нерезидентов РФ. За 2020 год осуществлено более 170 000 вагоноотправок (всего – свыше 500 000 вагоноотправок).
Умные решения

Контейнеризация способствует росту грузоперевозок на сети

Рубрики: Транспорт

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

«Сверхпродуктивность. 20 инструментов для планирования жизни и быстрого достижения целей»
Михаил Алистер
««Сверхпродуктивность. 20 инструментов для планирования жизни и быстрого достижения целей»». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2021 год
«Ясно, понятно. Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов»
Максим Ильяхов
««Ясно, понятно. Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов»». Издательство «Альпина паблишер» 2021
Никаких правил: уникальная культура Netflix
Рид Хастингс, Эрин Мейер
«Никаких правил: уникальная культура Netflix». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100