Транспортный коридор
Кирилл Калинин
Кирилл Калинин
инженер научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ)
Дмитрий Роменский
Дмитрий Роменский
заместитель начальника Центра отраслевой экспертно-аналитической деятельности Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ
Алексей Колин
Алексей Колин
начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ)
Сергей Вакуленко
Сергей Вакуленко
директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ)

Транспортный коридор

ВСЖМ Центр – Юг позволит сократить время в пути между Москвой и черноморскими курортами
В настоящее время в отрасли ведётся активная подготовка проекта организации ускоренного движения пассажирских поездов в направлении Москва (Центр) – Адлер (Юг) на существующих железнодорожных участках. При этом в долгосрочных планах предусматривается сооружение специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ) Центр – Юг.

Железнодорожная линия Москва – Рязань – Мичуринск – Воронеж – Лиски – Россошь – Лихая – Ростов испытывает дефицит пропускной способности. Данный коридор продолжает выполнять функции обеспечения важнейших грузовых перевозок (в частности, экспорт минеральных удобрений, угля, металла, контейнеров в порт Новороссийск; вывоз металла, зерна и другой продукции в направлении Северо-Запада) и вместе с тем осуществляет пропуск до 60 пар пассажирских поездов в сутки. Нитки грузовым поездам предоставляются по остаточному принципу, хотя их количество достигает 40–45 пар в сутки. В результате значительное количество грузовых поездов вынужденно направляется кружными маршрутами, что увеличивает сроки доставки и издержки перевозчика и грузовладельцев. Таким образом, в данном коридоре отсутствует возможность наращивания объёмов грузовых и пассажирских перевозок, а также необходимый потенциал для развития ускоренных грузовых перевозок (в том числе контейнерных и контрейлерных).

В складывающейся ситуации в результате перспективной специализации железнодорожных линий Москва – Узловая – Воронеж – Лихая – Ростов – Краснодар и Мичуринск – Ртищево – Саратов – Волгоград – Тихорецкая – Крымская (рис. 1) соответственно под преимущественно пассажирское и грузовое движение есть вероятность повторить ошибку линии Санкт-Петербург – Москва. Сокращение продолжительности поездки на пассажирском поезде с 23–32 часов до 16–18 часов по маршруту Москва – Адлер или с 24–29 часов до 20 часов по маршруту Москва – Кисловодск не является кардинальным и не составит конкуренцию авиатранспорту. К моменту окончания модернизации железнодорожного коридора Центр – Юг конкурентные преимущества авиационного транспорта будут ещё более востребованными потребителями.



Таким образом, модернизация позволит в лучшем случае сохранить текущий пассажиропоток, но вряд ли позволит его увеличить за счёт привлечения пассажиров с авиатранспорта.

Будет нанесён серьёзный урон грузовому движению и потребителям услуг грузовых перевозок. Грузовые поезда, обращающиеся в коридоре Воронеж – Россошь – Лихая – Ростов – Новороссийск, обеспечивают важнейшие экономические связи. По нему перевозятся металлы с Новолипецкого металлургического комбината в порт Новороссийск, зерно из Краснодарского и Ставропольского краёв в центр и на север страны, уголь местных разработок в Ростовской области и другие грузы. Очевидно, что не все грузопотоки можно будет вынести на кружные маршруты (например, уголь из Ростовской области), но даже те, которые можно будет вынести, проследуют альтернативным маршрутом через Кочетовку – Саратов – Волгоград – Тихорецкую. Примерно для 40 пар грузовых поездов расстояние следования увеличится на 500–600 км. Эти потери можно оценить в 9 млрд руб. в год только для ОАО «РЖД» и примерно в 30 млрд руб. в год для экономики страны в целом. При этом потребуется электрификация двух участков железных дорог. Важно отметить, что проект модернизации существующей линии имеет ещё один недостаток: для его реализации потребуется предоставление многочасовых или «глухих» (на несколько суток) «окон» в течение нескольких лет, что будет сопровождаться массовыми отменами пассажирских и пригородных поездов и частичным отклонением пассажирских поездов на кружные маршруты с увеличенным в 1,5–2 раза временем нахождения в пути. За эти несколько лет в условиях жесточайшей конкурентной борьбы за пассажира со стороны авиационного и автомобильного транспорта и временного снижения предложения со стороны железнодорожного транспорта пассажиры могут просто отвыкнуть от него. Вернуть их на пассажирские поезда будет очень не просто. Конечно, стоимость новой специализированной ВСЖМ обойдётся примерно в 2,5 раза дороже (около 3 трлн руб.), однако у неё будет и существенно большая фондоотдача.

Так, ВСЖМ-3 Москва – Ростов – Адлер позволит:
1) организовать высокоскоростные перевозки между центральной частью страны (Москвой) и черноморскими курортами в дневное время ориентировочно за 6–7 часов и в ночное – за 8–9 часов с предоставлением мест для сна;
2) организовать сообщение между парами городов (Москва, Тула, Воронеж, Ростов, Краснодар, Сочи) со временем нахождения в пути менее 2 часов;
3) организовать сообщение центра страны с населёнными пунктами Краснодарского края, Ставрополья и республик Северного Кавказа за 10–12 часов, то есть в течение ночи;
4) высвободить пропускные способности существующих железных дорог (прежде всего линии Москва – Рязань – Воронеж – Лихая – Ростов – Краснодар – Новороссийск) для нужд грузовых перевозок (в том числе ускоренных), а также для пригородных и региональных пассажирских перевозок;
5) сохранить умеренную загрузку железнодорожной линии Саратов – Волгоград – Котельниково – Тихорецкая грузовыми поездами, позволяющими пропускать пассажирские поезда, обеспечивающие связь Поволжья и востока России с югом с более высокой маршрутной скоростью;
6) уменьшить использование авиационного и автомобильного транспорта в коридоре, что благоприятно скажется на экологии регионов.

Для новой ВСЖМ есть потенциальный пассажиропоток, оцениваемый более чем в 20 млн пассажиров в год. Технология ВСЖМ должна позволить пропускать поезда не только в дневной, но и в ночной период. Предполагается, что для этого на средней части трассы ночью, где производится скрещение ночных поездов, в соответствии с вариантным графиком часть перегонов будет работать в однопутном режиме во время производства работ на смежном пути.

В условиях ограниченных финансовых и строительных ресурсов ввод в эксплуатацию участков трассы может производиться поэтапно, с постепенным переключением на них скоростных пассажирских поездов. Так, начать строительство следует с дублёра самого загруженного участка коридора Москва – Юг: Лихая – Ростов. Новый участок Елец – Воронеж возможно перетрассировать так, чтобы он стал частью будущей ВСЖМ.

В условиях ограниченных инвестиций и ресурсов процесс ввода в эксплуатацию участков ВСЖМ возможно разделить на четыре этапа (рис. 2).

На первом этапе предлагается сооружение участка, параллельного участку Лихая – Ростов (самому загруженному в настоящее время в коридоре Центр – Юг), а также участка Узловая – Воронеж, обеспечивающего значительное спрямление маршрута следования пассажирским поездам.

На втором этапе предлагается сооружение участка Воронеж – Лихая, и к его окончанию грузовое и пассажирское движение в коридоре Москва – Ростов будет в основном разделено. Некоторое количество пассажирских поездов (около 10–15 пар) на участке Воронеж – Ростов существующей линии будет сохранено для обслуживания расположенных на ней населённых пунктов и обеспечения связей, которые не освоит новая линия.

По завершении первого и второго этапов участки, построенные по нормам ВСЖМ, можно использовать для пропуска любых пассажирских поездов дальнего сообщения с максимально возможной скоростью, обеспечиваемой подвижным составом (160–200 км/ч). Будет решена задача разделения пассажирского и грузового движения и высвобождения пропускных способностей существующих линий для нужд грузовых поездов (в том числе ускоренных), а также задача разделения региональных и пригородных пассажирских перевозок.

На третьем этапе появится непрерывная ВСЖМ Москва – Краснодар (высокоскоростные поезда далее Краснодара будут пропускаться по существующим линиям). На новой железнодорожной линии начнёт курсировать специализированный высокоскоростной подвижной состав со скоростью 300 км/ч и более, а движение классических поездов дальнего сообщения будет прекращено.

И наконец, на четвёртом этапе после окончания модернизации линии Краснодар – Туапсе – Сочи (со строительством вторых путей на однопутных участках) будет достигнуто целевое состояние ВСЖМ.

Важно подчеркнуть, что по такой логике этапности на каждом последующем этапе ввода инфраструктуры маршрутная скорость пассажирских поездов в сообщении Центр (Восток/Север) – Юг будет только увеличиваться. Кроме того, будут исключены промежуточные периоды, в течение которых в связи с производимыми строительно-монтажными работами качество сервиса может ухудшаться.
Полезные связи

Как отраслевые вузы выстраивают научное сотрудничество

Рубрики: Наука
Связанные одной целью

Отраслевые и классические вузы развивают партнёрство

Рубрики: Наука
Вектор развития

Отраслевые институты утвердили концепцию работы на десятилетие

Рубрики: Наука
По закону Архимеда

Разработки ОАО «РЖД» получили международные награды

Рубрики: Наука
Поезд уровня 2.0
Андрей Ильиных, декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

СГУПС совершенствует технологии рельсошлифования

Рубрики: Наука

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию
Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон
«Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2019 год
Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны
Сергей Фаер
«Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны». Издательство «Альпина Паблишер» 2018 год
Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru