Время на труд
Ольга Медведева
Ольга Медведева
начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»

Время на труд

В ОАО «РЖД» обновляют нормативы численности работников энергетического блока
Развитие пропускных способностей российских железных дорог для увеличения объёма грузоперевозок – приоритетная задача энергетического комплекса ОАО «РЖД». Парк тягового электроподвижного состава регулярно пополняется более мощными локомотивами, способными водить поезда большей массы, и это требует усиления систем тягового и внешнего электроснабжения.

Совершенствование технологий, в свою очередь, диктует необходимость пересмотра технических документов в хозяйстве электрификации и электроснабжения, а вслед за этим – актуализации нормативов численности работников с учётом изменения трудозатрат.

В IV квартале 2020 года в филиале ОАО «РЖД» «Трансэнерго» начали действовать обновлённые нормативы численности для разных категорий персонала. Это позволит в текущем году оптимально выстроить рабочий процесс и более рационально использовать трудовые ресурсы в дистанциях электроснабжения. В 2021 году работа по обновлению норм труда и времени в хозяйстве продолжится.


Новые нормы

Действовавшие ранее нормативы численности работников «Трансэнерго» были приняты ещё в 2016 году. С тех пор изменилась технология обслуживания и ремонта железнодорожной инфраструктуры, и в связи с этим была скорректирована техническая документация.



Так, несколько раз вносились поправки в «Правила содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи» – в 2016, 2017 и 2019 годах, а также в «Правила содержания тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабжения» – в 2018 и 2020 годах. В обновлённых документах была пересмотрена периодичность выполнения основных регламентных работ при техническом обслуживании устройств электроснабжения, что позволило снизить трудозатраты при их выполнении. Эти изменения не могли не отразиться в документах, нормирующих труд работников энергетического блока компании.

Разработкой новых нормативов численности сотрудников для «Трансэнерго» занимался Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН). Нужно было учесть не только все вышеупомянутые изменения в правила содержания объектов и в нормы времени (в частности, в нормы времени на работы по замене устройств и оборудования тяговых подстанций в условиях дистанций электроснабжения, скорректированные в 2017 году), но и в принципе все факторы и критерии, влияющие на трудозатраты работников хозяйства. Чтобы учесть все конструктивные и эксплуатационные особенности, Центр организации труда и проектирования экономических нормативов утвердил несколько коэффициентов. Остановлюсь на самых важных.

Так, один из коэффициентов позволяет скорректировать норматив численности исходя из срока ввода в эксплуатацию объекта. На сети есть линии, построенные менее трёх лет назад, а есть те, что эксплуатируются уже более 40 лет, причём последних большинство. Обслуживание изношенного оборудования по понятным причинам занимает больше времени: в целях безопасности его требуется тщательнее осматривать. К тому же по результатам диагностики, как правило, выявляется больше отклонений от нормы, которые нужно устранить, а это тоже дополнительное время и трудозатраты. Поэтому закономерно, что при расчёте количества сотрудников для обслуживания линий старше 40 лет должен применяться повышающий коэффициент для обеспечения безопасной работы этих участков. Напротив, на новых линиях практически не выявляются отказы оборудования, соответственно, и трудоёмкость здесь меньше, а значит, нужно меньше людей для обслуживания и ремонта. Здесь применяется понижающий коэффициент.

Ещё один коэффициент – местности – нужен, чтобы учесть разницу в трудозатратах при работах на участках с разным рельефом местности. Простой пример для понимания. Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи включает осмотр опор и стоек. Очевидно, что в заболоченных местах или, например, в скальном грунте выполнить это сложнее, поэтому трудозатраты здесь выше.

Также предусмотрен коэффициент, который позволяет при расчёте численности персонала учитывать протяжённость плеч обслуживания – это среднее расстояние, которое преодолевают бригады дистанции электроснабжения, чтобы добраться до места работы. Естественно, этот показатель влияет на время выполнения работ.

Для дифференциации трудозатрат электромонтёров по ремонту воздушных линий электропередачи, ремонту и монтажу кабельных линий ЦОТЭН установил коэффициент классности. Напомню, что класс линии зависит от скорости и грузонапряжённости движения поездов и определяется в соответствии с Методикой классификации и специализации железнодорожных линий ОАО «РЖД», утверждённой распоряжением № 28/р от 13 января 2020 года. Такие факторы, как вес поезда, скорость движения на участке, рекуперативное торможение, план и профиль пути, определяют объём работ по техническому обслуживанию и ремонту и существенно влияют на интенсивность износа элементов устройств электроснабжения. От этого же зависит значимость участка и периодичность работ.

Актуализированные нормативы утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 3 октября 2020 года. Они предназначены для расчёта численности работников, выполняющих техническое обслуживание и ремонт устройств контактной сети, тяговых подстанций, воздушных линий электропередачи, кабельных линий, оборудования трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций, устройств наружного и внутреннего освещения и других объектов энергообеспечения с периодичностью, предусмотренной соответствующими нормативными документами.

Нормативы разработаны для каждого объекта технического обслуживания и ремонта, сгруппированы в нормативные таблицы по структурным подразделениям.

В сборник впервые включены нормативы на обслуживание воздушных линий внешнего электроснабжения напряжением 110 и 220 кВ, находящихся на балансе дистанций электроснабжения. Также впервые приняты нормативы численности рабочих, занятых текущим ремонтом специального железнодорожного подвижного состава. Его будут использовать структурные подразделения, которым присвоен условный номер клеймения железнодорожного подвижного состава на право проведения текущего ремонта ССПС первого объёма.

Обновлённые нормативы численности станут действенным инструментом для определения потребности в персонале в дистанции электроснабжения в зависимости от конкретного объёма работ, соответствующего данным внутренней статистической отчётности ОАО «РЖД» АГО-9.

Используя эти нормы, структурные подразделения «Трансэнерго» смогут наиболее полно и рационально использовать рабочее время сотрудников с учётом количества и сложности выполняемых производственных задач, обеспечивая при этом сбалансированные условия труда и отдыха работников.

Таким образом, в дистанциях электроснабжения будут содержать оптимальный контингент работников в соответствии с техническим и технологическим развитием, достигнутым уровнем организации труда.

Кроме того, актуализированные нормативы могут быть использованы как обоснованная нормативная база для планирования численности работников дистанций электроснабжения и позволят прогнозировать штатные изменения при развитии технологии или изменении объёмов работ.

В конечном счёте введение этих нормативов будет способствовать повышению производительности труда в энергетическом комплексе.


Полная автоматизация

Существенным сдерживающим фактором, осложняющим процесс расчёта нормативной численности сотрудников дистанций электроснабжения, являлся ручной ввод объёмных показателей в Единую корпоративную автоматизированную систему управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР). Это крайне трудоёмкая операция, отнимающая много времени. К тому же не исключён риск ошибки по причине человеческого фактора. Поэтому одной из принципиальных задач стала автоматизация этого процесса. Нужно было найти такое решение, которое бы обеспечило обмен данными между двумя системами: ЕК АСУТР и ЕК АСУИ (Единая корпоративная автоматизированная система управления инфраструктурой. – Ред.).

Во второй половине прошлого года удалось добиться прогресса по этому вопросу. В октябре началась опытная эксплуатация соответствующего интеграционного решения. Этот сервис сейчас дорабатывается, но в перспективе он позволит передавать данные по хозяйству электрификации и электроснабжения, содержащиеся во внутренней статистической отчётности АГО-9 из одной информационной системы в другую.

После завершения работ по интеграции АГО-9 бизнес-процесс расчёта нормативной численности в дистанциях электроснабжения будет автоматизирован на 98%. Рассчитываем, что это будет сделано уже в текущем году.


Работа по нормированию продолжается

В 2021 году Центр организации труда и проектирования экономических нормативов продолжит разработку норм труда и времени для Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог (ДКРЭ), которая также входит в энергетический комплекс компании.

Региональные подразделения ДКРЭ предоставляют специализированные услуги в области капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения, производят электротехническую продукцию. На сети железных дорог находится 11 участков по производству, где изготавливается электротехническая продукция. Они находятся в непосредственном подчинении региональных подразделений ДКРЭ.

В прошлом году ЦОТЭН разработал для данной дирекции сборник «Нормы времени на изготовление электротехнической продукции». Эти нормы охватывают основные виды работ по производству опорных, поддерживающих устройств, конструкций, узлов и арматуры, а также оборудования, приспособлений и средств малой механизации в устройствах электрификации и электроснабжения энергетического комплекса.

Данный сборник норм времени позволяет эффективно и качественно выполнять работы по изготовлению электротехнической продукции с учётом соблюдения оптимальных организационно-технологических условий производственного процесса, режимов труда и отдыха нормируемых рабочих, а также требований действующих нормативных документов Российской Федерации и ОАО «РЖД».

В текущем году ЦОТЭН планирует сформировать нормы времени на изготовление электротехнической продукции для Московского энергомеханического завода (структурного подразделения ДКРЭ), номенклатура которого насчитывает более 80 наименований, в том числе системы телемеханики, комплектные трансформаторные подстанции.

Таким образом, у Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог появится возможность не только обеспечить филиалы ОАО «РЖД» электротехнической продукцией и установить обоснованную цену на номенклатуру выпускаемой продукции, но и выйти на внешний рынок поставок.

Кроме того, для расширения нормативной базы хозяйства «Трансэнерго» в план работ ЦОТЭН на 2021 год включена разработка ещё двух сборников. Первый из них – «Нормы времени на испытания защитных и монтажных средств для дистанций электроснабжения».

Второй будет содержать актуализированные нормы времени на текущий ремонт и межремонтные испытания оборудования тяговых и трансформаторных подстанций железных дорог с учётом новых, разработанных отделением электроснабжения проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре карт технологического процесса.

СПРАВКА

Нормированием труда сегодня охвачено более 86% от общей численности работающих в ОАО «РЖД». В компании действует 123 тыс. единичных норм времени и 387 нормативных документов по труду.
Время первых
Елена Пинигина, заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам,

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом

Рубрики: Персонал
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100