Быть счастливым
Екатерина Мисевич
Екатерина Мисевич
врач-психотерапевт клинической больницы «РЖД-Медицина» Нижнего Новгорода, главный внештатный психиатр-нарколог Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД»

Быть счастливым

Как совместить карьеру и семью
По данным опроса ВЦИОМа, среди факторов, ограничивающих успешность карьеры женщины, 31% россиян назвали возложенные на неё семейные обязанности. При этом каждый пятый опрошенный считает, что во всех сферах должно быть поровну руководителей обоих полов (19%), а каждый второй думает, что пол руководителя не имеет значения (47%).

О том, как женщине совместить карьеру и семью, «Пульт управления» узнал у врача-психотерапевта клинической больницы «РЖД-Медицина» Нижнего Новгорода, главного внештатного психиатра-нарколога Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Екатерины Мисевич.

– Существует стереотип, что женщина должна больше уделять времени семье, а строить карьеру – удел мужчины. С чем это связано?
– Издавна зародившийся стереотип о роли женщин и сейчас остаётся в нашем подсознании. Женщина – это в первую очередь мать, хранительница домашнего очага. Мужчины – добытчики и воины. Женская функция – стабилизировать, сохранять всё как есть. Мужская энергия направлена на поиск новых решений. Женщина и мужчина отличаются по своей природе. Такие качества, как адаптивность, тактичность, гибкость, помогают женщине обходить препятствия, находить выход из трудных ситуаций. Благодаря усидчивости и особенностям распределения внимания она может выполнять несколько дел одновременно. И продолжительность жизни женщины больше, чем у мужчины. Всё это связано в первую очередь с тем, что женщине нужно успеть выносить, родить и вырастить детей. Цивилизация принимает то, что предлагает природа.
С течением времени в популяции накопилось достаточное количество изменений в генах и в социальной структуре для того, чтобы женщина захотела выйти из четырёх домашних стен. Сыграли свою роль и экономические предпосылки. Тем не менее праздник Международный женский день, заметьте, начинался вовсе не с требования дать женщинам работу на фабрике. Как раз наоборот. Мы знаем, что 28 февраля 1908 года по призыву социал-демократической женской организации прошёл митинг с лозунгами о равноправии женщин. О каком равноправии шла речь? В тот день более 15 тыс. женщин маршировали в Нью-Йорке, требуя сокращения рабочего дня и предоставления им избирательного права.

– А для современной женщины что важнее – карьера или семья?
– Сейчас сложно представить женщину, которая открыто отрицала бы свою зависимость от семьи. Редко кто, добившись успеха в карьере, громко заявит: для меня – главное работа, я многого добилась и горжусь этим, всё остальное не столь существенно. Даже успешная женщина начнёт называть имена тех, кто ей помогал, постарается не забыть никого. И это сместит акцент с её личных заслуг на заслуги её окружения.
Ещё один пример: женщина начинает долго перечислять, как много успевает: и на службу ходить, и детей растить, и борщ варить, и в фитнес-центре поддерживать форму. Казалось бы, какое отношение фитнес и борщ имеют к карьерному росту? Однако в патриархальной среде, прежде чем завоевать возможность двигаться по карьерной лестнице, женщина должна убедить окружающих в своей готовности к жертве ради семьи.
Некоторые специалисты объясняют карьеризм проблемами в детстве. Родители либо мало хвалили человека, либо эмоционально соединялись с ним исключительно в минуты особых достижений. Дочка повзрослела, а бессознательное стремление доказать всем вокруг, что она достойна признания и любви, лишь увеличивается с каждым реализованным проектом.
Женщины сегодня везде – в науке, бизнесе, политике, за рулём, в космосе. Среди причин этого факта не обязательно личные качества и давление общества. Одна из печальных причин – сложившиеся обстоятельства. Например, отсутствие в семье мужчины. Если нет рядом защитника и добытчика, женщина берёт на себя его обязанности. Она работает, чтобы обеспечить семье достойный уровень жизни. И неудивительно, что ей это положение вещей не по душе. Вряд ли она об этом мечтала.

– Если женщина успешна в карьере, занимает руководящую должность, может ли она совместить без потерь свою карьеру и семью?
– На баланс между работой и личной жизнью есть два научных взгляда. Позволю себе специальную терминологию, чтобы читатель представил важность обсуждаемой проблемы. Действующие концепции можно разделить на две теоретические модели. Согласно первой (дефицитарной) пик активности в одной сфере приводит к дефициту ресурсов в другой. Другими словами, если стремитесь подниматься по карьерной лестнице, ждите потерь в личной жизни. Вторая модель (экспансивная) победу в одной сфере рассматривает как условие успеха второй. Чем существеннее у вас удовлетворённость личной жизнью, тем выше уровень вашей удовлетворённости работой.
Опыт подсказывает, что для руководителя транспортной отрасли именно семья может стать опорой. Чем выше статус, тем большими навыками и ресурсами приходится обладать второй половинке железнодорожного руководителя. В нашей отрасли, если руководитель – мужчина, работа связана с большим объёмом задач, жёстким планированием и командировками. Жене обычно приходится отказываться от собственной карьеры из необходимости уравновешивать рабочие нагрузки супруга. Психолог, стратег, хорошая мать и хозяйка – такая женщина берёт на себя ответственность за комфорт и здоровье близкого человека. Это особенно актуально в наши дни, в условиях пандемии, ежедневно изменяющихся условий работы и тревожности.
Но, даже если женщина предпочитает карьерный рост, весьма нежелательно формирование у неё такого стиля жизни, как трудоголизм. У трудоголика часто возникают в семье существенные пробелы. В периоды семейных кризисов один или оба партнёра часто окунаются в работу по макушку. И тут не всегда понятно, что первично: проблемы из-за того, что человека нет дома, или отсутствие человека дома из-за семейных проблем. Прячась в работу, человек разрешает себе не решать личные или семейные проблемы.

– Какими правилами вы советовали бы руководствоваться женщине, чтобы совместить эти две сферы – семью и карьеру?
– Правила для создания комфортного баланса общие как для мужчины, так и для женщины. Поставьте перед собой задачу в конце каждого дня планировать, чего вы хотите достичь завтра в отношении работы и в отношении семьи, две-три цели – какая из них на первом месте, что на втором. Ограничьте временные рамки вашей работы и сосредоточьте свою энергию в течение этого времени. Не берите на выходные домой рабочий ноутбук и телефон, лучше оставлять их в кабинете после каждой смены. Это поможет вам отсоединиться от служебных проблем, подзарядит аккумулятор вашего физического и психического здоровья и позволит назавтра добиться как можно большего за меньшее время.
На работе не перегружайте себя. Помните: стресс и большие нагрузки сильно влияют на организм и сокращают годы жизни. Никакая карьера не стоит вашей жизни.
Создавайте семейные привычки и проекты. Посмотрите на совместное с близкими время как на ценность, делайте что-нибудь вместе – это принесёт вам удовольствие и сблизит вашу семью.
Планируйте отпуск. Время для себя и своей семьи позволит вам собираться в круг и обсуждать, что будете вместе делать. Поверьте, вам понравится это весёлое занятие.
Если вы подолгу задерживаетесь на работе, подумайте, не стоит ли вам вставать на час раньше. Первые часы после пробуждения самые продуктивные. Начинайте трудиться рано утром и возвращайтесь домой, пока родные ещё не готовятся ко сну, и общение с ними принесёт вам радость. Оставьте немного свободного времени лично для себя. Согласуйте с домашними свой шопинг раз в неделю или просмотр любимого сериала по субботам. И согласитесь с тем, что другие члены семьи тоже имеют право на любимые занятия в своё свободное время. Иначе придут усталость и выгорание.

– Какие признаки указывают на нарушение баланса между работой и домом?
– Это прежде всего чрезмерная раздражительность. Обострение хронических заболеваний, подверженность вирусным инфекциям. О нарушении гармонии при распределении сил на работу и семью вам скажет нежелание заняться тем, что прежде доставляло радость в минуты досуга: нет сил на чтение, вышивку, прогулки на велосипеде. Вас должны насторожить неспособность полностью расслабиться и отдыхать в выходные, навязчивые мысли о работе даже в воскресенье на даче.

– Какие меры поддержки сотрудниц со стороны работодателя, на ваш взгляд, наиболее актуальны? Нужны ли они вообще?
– Чудесно, когда женские и мужские роли дополняют друг друга в коллективе. Как этого достичь, железнодорожникам регулярно рассказывают специалисты сети «РЖД-Медицина», в том числе психотерапевты. Врачи разных специальностей участвуют в регулярных встречах с железнодорожницами в «Школах здоровья» в поликлиниках, учат в «Академиях здоровья» на рабочих местах, готовят материал для онлайн-лекций и буклетов. Есть рекомендации и к дополнительным мерам со стороны работодателя. Дополнительный выходной без оплаты для женщин не лишний. Целесообразны также перевод на должность с уменьшением вредности условий труда и направление женщин, занятых в напряжённом трудовом процессе, на реабилитацию в санатории. Как психотерапевт я, конечно, поддерживаю идею проведения спортивных мероприятий и праздников, направленных на укрепление семейных ценностей.

– Редко говорят о том, что мужчинам тоже приходится выбирать между карьерой и семьёй. Почему?
– Да, в мужчине природой заложен выбор в пользу карьеры. Исторически мужчина являлся добытчиком в семье. Он сильнее физически, имеет больше возможностей для самореализации в патриархальном мире.
Несмотря на это, мужчины всё чаще выбирают роль отца, а не начальника на службе. Не зря современное законодательство гарантирует мамам и папам одинаковые права при оформлении отпуска по уходу за ребёнком. По данным Фонда социального страхования, каждый пятидесятый отец в России идёт в отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет вместо своей жены. Папы всё чаще хотят участвовать и в жизни взрослеющих детей, мужской подход в воспитании имеет свои неоспоримые преимущества и совершенно необходим. Многие мужчины любят и умеют вкусно готовить, с удовольствием ходят на рынок. Жить семьёй – это значит уравновешивать и дополнять качества и потребности друг друга.
Помощь и поддержка в семье – важное условие физического и психического здоровья, а значит, и возможности подниматься по карьерной лестнице. Я говорю во время консультаций: учитесь делегировать полномочия! Делегируйте работу коллегам, которые лучше подготовлены для выполнения определённых задач. Когда другие люди будут помогать вам в достижении ваших целей, ваше влияние и эффективность значительно возрастут. Не забывайте, что делегирование относится не только к работе, но и к семейной жизни. Договаривайтесь с партнёром о разделении обязанностей. Вы удивитесь, сколько это сэкономит сил и тому, и другому.
Чтобы после работы не взваливать на себя домашние дела, распределите обязанности на всех членов семьи. Если у вас взрослеющие дети, пусть часть дел возьмут на себя. И вполне может быть, что кто-то из вас почувствует вкус к какому-то простому домашнему занятию, оно начнёт доставлять удовольствие. Поверьте, так бывает!
Каждая женщина решает вопрос о балансе между семьёй и карьерой для себя сама. Для одних важнее должностной рост и большие деньги. Для других – гармония отношений, обеспечение тыла, воспитание детей. Всё зависит от личностных качеств человека и его жизненных ценностей.
Независимо от того, какой выбор делает человек, для достижения результата потребуются усилия. В этой жизни важно всё, что так или иначе позволяет человеку обрести себя. Главное – стремиться к лучшему и быть счастливым.

Беседовала Виктория Гаджиева

Время первых
Елена Пинигина, заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам,

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом

Рубрики: Персонал
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100