Коуч: за и против

Коуч: за и против

Как поддерживать здоровье компании и повышать эффективность работников
В последнее время компании всё чаще стали вводить в штатное расписание позицию коуча. Коучинг – это особый вид консалтинга, в ходе которого специалист, то есть коуч, помогает своему клиенту достичь определённых личных или профессиональных целей. Задача штатного коуча в компании – работать с персоналом, определять целеполагание организации и пути достижения поставленных целей. Является ли эффективным присутствие коуча в компании, выяснял «Пульт управления».


Рафаил Валиев,
основатель и генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс», член общественной организации «Деловая Россия – Урал»:

– Считаю, что коучинг – это эффективный инструмент, помогающий компании расти и быстрее достигать поставленных целей. И мы этот инструмент активно применяем, регулярно приглашая внештатных коучей для проработки различных задач и проблем.
Мы использовали несколько форматов работы с коучем. Во-первых, проводили стратегические сессии, на которых формулировали задачу, и в небольшой группе с помощью коуча прорабатывали те стратегические или тактические вопросы, в которых мы с командой зашли в тупик и самостоятельно не видели решения проблемы. В этом году проводили такие сессии дистанционно.
Также у нас был интересный опыт работы с коучем в командных играх по корпоративному волейболу. На примере различных действий, которые члены команды совершали во время тренировки, коуч помогал отработать определённые бизнес-вопросы. Скажем, простая задача: перебрасывать мяч, стоя друг напротив друга. В какой-то момент мяч летит немного в сторону, и чтобы его поймать, необходимо сделать несколько шагов в сторону, то есть приложить дополнительное усилие. А человек этого по каким-то причинам не делает. Коуч помогает выяснить, почему так произошло, что помешало «дожать» до результата? То есть благодаря коучу человек находит в себе те страхи и ограничения, которые мешают ему достигать цели, раскрывает свои внутренние ресурсы и потенциал.
Помимо тренировок коуч работал с нашей командой и на соревнованиях по волейболу, которые проводились между компаниями. Там во время игры тоже возникает большое количество примеров командного взаимодействия, которые коуч помогает проанализировать и проработать.
Кроме того, коуч может быть полезен, если есть проблемы с коммуникацией сотрудников в коллективе. Работая с каждым членом команды по отдельности, коуч помогает найти людям точки соприкосновения, способы решения каких-то конфликтных ситуаций.
Коуч – это не тот, кто учит и даёт готовый шаблон решения проблемы, а тот, кто задаёт «правильные» вопросы, которые помогают человеку или команде самостоятельно прийти к нужному решению. И в этом, на мой взгляд, главная ценность коучинга.


Олег Долгицкий,
клинический психолог:

– В маркетинге и менеджменте принято разделять понятия «мода» и «тренд». Мода является временным явлением, а тренд – это явление постоянное и стабильное. Так вот коучи – это мода, а психологи – это тренд.
Профессии коуча в России официально не существует, это всего лишь мода, которая пришла к нам с Запада. Зачастую люди с гуманитарным складом ума, нахватавшись вершков на тренингах личностного роста, начинают чувствовать в себе «силу земли» и подают резюме в корпорации на позиции коуча. Я считаю, что если компания имеет долгосрочные планы и серьёзные бюджеты, то ей целесообразно нанимать дипломированного психолога. Идеальный вариант для компании – медицинский психолог с опытом работы.
Во-первых, он сможет оказать помощь в поиске персонала. Профессиональный медицинский психолог сумеет при приёме на работу распознать кадры, которые могут принести вред компании. Так, алкоголики, наркоманы и инфантильные субъекты, склонные к девиантному поведению, могут быть отсеяны уже на ранних этапах.
Во-вторых, он сможет проводить мониторинг состояния персонала. Люди в России вообще не следят за своим психическим здоровьем. Элементарные рекомендации по режиму труда и отдыха могут позволить снизить риски, связанные с прогулами и заболеваемостью людей. Мало кто знает, что люди часто уходят на больничные с проблемами, имеющими психологические причины.
В-третьих, он обеспечит проведение тренингов и обучение в рамках академической методологии. Это не тренинги про мотивацию, а формирование навыков общения, коммуникации, взаимодействия, которые смогут в итоге снизить текучку кадров в компании. В-четвёртых, он назначит немедикаментозную психотерапию, которая нужна каждому и особенно тем, на ком лежит груз ответственности.


Наталья Щербакова,
директор по маркетингу и продажам ANCOR:

– Начать нужно с того, что определение коучинговой деятельности довольно размыто. Под коучингом понимается и создание индивидуальных программ профессионального роста, и психологическая поддержка, и иногда даже регулировка психологического климата в компании. Время от времени коуч может пригодиться любому сотруднику, заинтересованному в развитии. Постоянная работа коуча в компании может быть оправданна в нескольких случаях.
Большой штат, много возможностей для карьерного вертикального и горизонтального роста. Например, в крупных международных холдингах с разветвлённой структурой рядовому сотруднику сложно разобраться, как работают подразделения, какие в них есть задачи и где он мог бы найти для себя применение. А такие компании заинтересованы в вертикальном и горизонтальном росте сотрудников. В этом случае коуч будет помогать сотрудникам ориентироваться в деятельности компании, выстраивать с ними карьерные карты, подсказывать, какие навыки необходимо получить для достижения той или иной цели.
Стоит отметить, что в этом году появился очень устойчивый тренд на проектные команды, которые иногда работают даже из разных точек планеты, соответственно, в разных часовых поясах. Здесь коуч пригодится для того, чтобы помогать проектным командам максимально быстро срабатываться и погружаться в задачу. Опять же, чтобы постоянная работа коуча была оправданна, запуски новых проектов и команд должны происходить довольно часто. Если работа связана с постоянно высоким уровнем стресса, коуч возьмёт на себя разработку и проведение регулярных поддерживающих мероприятий для команды.
Но всё же хочу отметить, что чаще всего все эти задачи в компании решают сотрудники HR-подразделения, особенно если речь идёт о среднем бизнесе. Интенсивность процессов там не настолько высока, чтобы нанимать отдельного специалиста – коуча. Всё же штатный коуч экономически оправдан только для крупного бизнеса, который сможет его обеспечить и пулом задач, и соответствующей заработной платой.


Виктория Михайлова,
основатель компании Sensemaker, эксперт по психологии лидерства и партнёрства в бизнесе:

– Я считаю, что в каждой компании нужен не просто коуч, а сенсмейкер (от англ. Sensemaker), создатель смыслов. Задача сенсмейкера – создавать и удерживать смыслы в компании и поддерживать здоровую атмосферу внутри.
Сенсмейкер использует в своём арсенале как различные техники и протоколы коучинга, так и другие инструменты. Атмосфера в компании состоит из множества видимых и невидимых элементов. Метафорически можно сказать, что каждый из этих элементов заряжен определённой энергией. Позитивная энергия способствует раскрытию потенциала сотрудников компании и их здоровому и эффективному взаимодействию. Негативная, в свою очередь, разрушает связи между людьми и блокирует рабочие процессы.
«Больная» организация работает медленно, нервно и напряжённо. Сотрудники зачастую быстро выгорают и рассматриваются руководством как ресурс. «Здоровая» организация работает на синергии. Сотрудники вовлечены в процессы, а за счёт гибкости, скорости и креативности компания достигает лучших результатов, делает более привлекательные продукты и сервисы. В такой компании сотрудники видят смысл своей работы и разделяют видение и ценности руководства. Отношения в таких компаниях характеризуется открытостью, взаимопомощью и позитивным настроем. Конфликты рассматриваются как источник новых идей. Лидеры поддерживают инициативу, защищают проект организации и не используют власть в собственных интересах.
Сенсмейкер работает над созданием здоровой команды в любом масштабе – от индивидуального сопровождения до организационного. Он владеет широким набором техник: пониманием индивидуальных и групповых процессов, бизнес-моделированием, системным мышлением и прогнозированием сценариев, умением их настраивать, передавать и поддерживать. Роль такого человека важна для помощи компании оставаться в здоровой зоне, отслеживая негативные изменения и вовремя их корректируя на разных уровнях.


Екатерина Крайванова,
сооcнователь сервиса аренды вещей Next2U:

– Коуч в компании как штатная единица, казалось бы, не самый необходимый член команды, особенно если она небольшая, а ресурсы ограничены. Тем не менее грамотный коуч способен помочь в разы приумножить эффективность сотрудников, как каждого по отдельности, так и команды в целом.
Благодаря работе с коучем сотрудники могут посмотреть на свою работу под новым углом, найти нестандартные решения, причём это будут их решения и идеи. Ведь коуч не говорит, что и как делать, он задаёт вопросы и помогает найти ответы самому. То есть человек не только решает конкретную задачу – он учится, растёт, проявляет креативность, не «залипает» в рутине, а главное – получает удовольствие от своей работы. А ведь самые эффективные сотрудники – это те, кому нравится их работа.
В Next2U мы не вводим такую должность, но активно используем коучинг в работе. Руководители направлений выстраивают коммуникации так, чтобы не решать за подчинённых задачи, когда те приходят с вопросом, а помогать им найти ответы самим. «А ты как думаешь?» – самый популярный вопрос руководителя. Такой подход имеет ряд плюсов – коллеги значительно быстрее растут как профессионалы. Они остаются включёнными в задачи и начинают задумываться о деталях, находить лучшие решения. Причём они получают удовлетворение от того, что задача решена ими, а не руководством.
Помимо общего подхода к управлению в стиле коучинг с некоторыми сотрудниками мы проводим полноценные коуч-сессии, а иногда и целые блоки, в рамках которых решаем одну-две глобальные задачи. Они даже не всегда связаны с работой и могут относиться к любой из сфер жизни, от которой хочется получать больше удовлетворения. За персональным коучингом может обратиться любой из сотрудников, но с одним условием: обратиться нужно самому и сформулировать запрос. Ведь самое главное в коучинге – это желание человека и понимание, что ему это надо. Поэтому просто наличие даже самого крутого коуча в компании не даст никакого результата, если сотрудники будут относиться к работе с ним как к обременительной обязанности, навязанной руководством.

Подготовила Дарья Чикиркина
Время первых
Елена Пинигина, заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам,

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом

Рубрики: Персонал
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100