В последнее время компании всё чаще стали вводить в штатное расписание позицию коуча. Коучинг – это особый вид консалтинга, в ходе которого специалист, то есть коуч, помогает своему клиенту достичь определённых личных или профессиональных целей. Задача штатного коуча в компании – работать с персоналом, определять целеполагание организации и пути достижения поставленных целей. Является ли эффективным присутствие коуча в компании, выяснял «Пульт управления».
Рафаил Валиев,
основатель и генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс», член общественной организации «Деловая Россия – Урал»:
– Считаю, что коучинг – это эффективный инструмент, помогающий компании расти и быстрее достигать поставленных целей. И мы этот инструмент активно применяем, регулярно приглашая внештатных коучей для проработки различных задач и проблем.
Мы использовали несколько форматов работы с коучем. Во-первых, проводили стратегические сессии, на которых формулировали задачу, и в небольшой группе с помощью коуча прорабатывали те стратегические или тактические вопросы, в которых мы с командой зашли в тупик и самостоятельно не видели решения проблемы. В этом году проводили такие сессии дистанционно.
Также у нас был интересный опыт работы с коучем в командных играх по корпоративному волейболу. На примере различных действий, которые члены команды совершали во время тренировки, коуч помогал отработать определённые бизнес-вопросы. Скажем, простая задача: перебрасывать мяч, стоя друг напротив друга. В какой-то момент мяч летит немного в сторону, и чтобы его поймать, необходимо сделать несколько шагов в сторону, то есть приложить дополнительное усилие. А человек этого по каким-то причинам не делает. Коуч помогает выяснить, почему так произошло, что помешало «дожать» до результата? То есть благодаря коучу человек находит в себе те страхи и ограничения, которые мешают ему достигать цели, раскрывает свои внутренние ресурсы и потенциал.
Помимо тренировок коуч работал с нашей командой и на соревнованиях по волейболу, которые проводились между компаниями. Там во время игры тоже возникает большое количество примеров командного взаимодействия, которые коуч помогает проанализировать и проработать.
Кроме того, коуч может быть полезен, если есть проблемы с коммуникацией сотрудников в коллективе. Работая с каждым членом команды по отдельности, коуч помогает найти людям точки соприкосновения, способы решения каких-то конфликтных ситуаций.
Коуч – это не тот, кто учит и даёт готовый шаблон решения проблемы, а тот, кто задаёт «правильные» вопросы, которые помогают человеку или команде самостоятельно прийти к нужному решению. И в этом, на мой взгляд, главная ценность коучинга.
Олег Долгицкий,
клинический психолог:
– В маркетинге и менеджменте принято разделять понятия «мода» и «тренд». Мода является временным явлением, а тренд – это явление постоянное и стабильное. Так вот коучи – это мода, а психологи – это тренд.
Профессии коуча в России официально не существует, это всего лишь мода, которая пришла к нам с Запада. Зачастую люди с гуманитарным складом ума, нахватавшись вершков на тренингах личностного роста, начинают чувствовать в себе «силу земли» и подают резюме в корпорации на позиции коуча. Я считаю, что если компания имеет долгосрочные планы и серьёзные бюджеты, то ей целесообразно нанимать дипломированного психолога. Идеальный вариант для компании – медицинский психолог с опытом работы.
Во-первых, он сможет оказать помощь в поиске персонала. Профессиональный медицинский психолог сумеет при приёме на работу распознать кадры, которые могут принести вред компании. Так, алкоголики, наркоманы и инфантильные субъекты, склонные к девиантному поведению, могут быть отсеяны уже на ранних этапах.
Во-вторых, он сможет проводить мониторинг состояния персонала. Люди в России вообще не следят за своим психическим здоровьем. Элементарные рекомендации по режиму труда и отдыха могут позволить снизить риски, связанные с прогулами и заболеваемостью людей. Мало кто знает, что люди часто уходят на больничные с проблемами, имеющими психологические причины.
В-третьих, он обеспечит проведение тренингов и обучение в рамках академической методологии. Это не тренинги про мотивацию, а формирование навыков общения, коммуникации, взаимодействия, которые смогут в итоге снизить текучку кадров в компании. В-четвёртых, он назначит немедикаментозную психотерапию, которая нужна каждому и особенно тем, на ком лежит груз ответственности.
Наталья Щербакова,
директор по маркетингу и продажам ANCOR:
– Начать нужно с того, что определение коучинговой деятельности довольно размыто. Под коучингом понимается и создание индивидуальных программ профессионального роста, и психологическая поддержка, и иногда даже регулировка психологического климата в компании. Время от времени коуч может пригодиться любому сотруднику, заинтересованному в развитии. Постоянная работа коуча в компании может быть оправданна в нескольких случаях.
Большой штат, много возможностей для карьерного вертикального и горизонтального роста. Например, в крупных международных холдингах с разветвлённой структурой рядовому сотруднику сложно разобраться, как работают подразделения, какие в них есть задачи и где он мог бы найти для себя применение. А такие компании заинтересованы в вертикальном и горизонтальном росте сотрудников. В этом случае коуч будет помогать сотрудникам ориентироваться в деятельности компании, выстраивать с ними карьерные карты, подсказывать, какие навыки необходимо получить для достижения той или иной цели.
Стоит отметить, что в этом году появился очень устойчивый тренд на проектные команды, которые иногда работают даже из разных точек планеты, соответственно, в разных часовых поясах. Здесь коуч пригодится для того, чтобы помогать проектным командам максимально быстро срабатываться и погружаться в задачу. Опять же, чтобы постоянная работа коуча была оправданна, запуски новых проектов и команд должны происходить довольно часто. Если работа связана с постоянно высоким уровнем стресса, коуч возьмёт на себя разработку и проведение регулярных поддерживающих мероприятий для команды.
Но всё же хочу отметить, что чаще всего все эти задачи в компании решают сотрудники HR-подразделения, особенно если речь идёт о среднем бизнесе. Интенсивность процессов там не настолько высока, чтобы нанимать отдельного специалиста – коуча. Всё же штатный коуч экономически оправдан только для крупного бизнеса, который сможет его обеспечить и пулом задач, и соответствующей заработной платой.
Виктория Михайлова,
основатель компании Sensemaker, эксперт по психологии лидерства и партнёрства в бизнесе:
– Я считаю, что в каждой компании нужен не просто коуч, а сенсмейкер (от англ. Sensemaker), создатель смыслов. Задача сенсмейкера – создавать и удерживать смыслы в компании и поддерживать здоровую атмосферу внутри.
Сенсмейкер использует в своём арсенале как различные техники и протоколы коучинга, так и другие инструменты. Атмосфера в компании состоит из множества видимых и невидимых элементов. Метафорически можно сказать, что каждый из этих элементов заряжен определённой энергией. Позитивная энергия способствует раскрытию потенциала сотрудников компании и их здоровому и эффективному взаимодействию. Негативная, в свою очередь, разрушает связи между людьми и блокирует рабочие процессы.
«Больная» организация работает медленно, нервно и напряжённо. Сотрудники зачастую быстро выгорают и рассматриваются руководством как ресурс. «Здоровая» организация работает на синергии. Сотрудники вовлечены в процессы, а за счёт гибкости, скорости и креативности компания достигает лучших результатов, делает более привлекательные продукты и сервисы. В такой компании сотрудники видят смысл своей работы и разделяют видение и ценности руководства. Отношения в таких компаниях характеризуется открытостью, взаимопомощью и позитивным настроем. Конфликты рассматриваются как источник новых идей. Лидеры поддерживают инициативу, защищают проект организации и не используют власть в собственных интересах.
Сенсмейкер работает над созданием здоровой команды в любом масштабе – от индивидуального сопровождения до организационного. Он владеет широким набором техник: пониманием индивидуальных и групповых процессов, бизнес-моделированием, системным мышлением и прогнозированием сценариев, умением их настраивать, передавать и поддерживать. Роль такого человека важна для помощи компании оставаться в здоровой зоне, отслеживая негативные изменения и вовремя их корректируя на разных уровнях.
Екатерина Крайванова,
сооcнователь сервиса аренды вещей Next2U:
– Коуч в компании как штатная единица, казалось бы, не самый необходимый член команды, особенно если она небольшая, а ресурсы ограничены. Тем не менее грамотный коуч способен помочь в разы приумножить эффективность сотрудников, как каждого по отдельности, так и команды в целом.
Благодаря работе с коучем сотрудники могут посмотреть на свою работу под новым углом, найти нестандартные решения, причём это будут их решения и идеи. Ведь коуч не говорит, что и как делать, он задаёт вопросы и помогает найти ответы самому. То есть человек не только решает конкретную задачу – он учится, растёт, проявляет креативность, не «залипает» в рутине, а главное – получает удовольствие от своей работы. А ведь самые эффективные сотрудники – это те, кому нравится их работа.
В Next2U мы не вводим такую должность, но активно используем коучинг в работе. Руководители направлений выстраивают коммуникации так, чтобы не решать за подчинённых задачи, когда те приходят с вопросом, а помогать им найти ответы самим. «А ты как думаешь?» – самый популярный вопрос руководителя. Такой подход имеет ряд плюсов – коллеги значительно быстрее растут как профессионалы. Они остаются включёнными в задачи и начинают задумываться о деталях, находить лучшие решения. Причём они получают удовлетворение от того, что задача решена ими, а не руководством.
Помимо общего подхода к управлению в стиле коучинг с некоторыми сотрудниками мы проводим полноценные коуч-сессии, а иногда и целые блоки, в рамках которых решаем одну-две глобальные задачи. Они даже не всегда связаны с работой и могут относиться к любой из сфер жизни, от которой хочется получать больше удовлетворения. За персональным коучингом может обратиться любой из сотрудников, но с одним условием: обратиться нужно самому и сформулировать запрос. Ведь самое главное в коучинге – это желание человека и понимание, что ему это надо. Поэтому просто наличие даже самого крутого коуча в компании не даст никакого результата, если сотрудники будут относиться к работе с ним как к обременительной обязанности, навязанной руководством.
Подготовила Дарья Чикиркина