Платформа возможностей
Татьяна Асалханова
Татьяна Асалханова
преподаватель Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС)

Платформа возможностей

Грамотная настройка системы ЕК АСУИ позволит эффективно управлять объектами эксплуатационной инфраструктуры
С 2012 года началось внедрение Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой ОАО «РЖД» (ЕК АСУИ) в структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ), а с 2017 года – в Центральной дирекции по ремонту пути.

ЕК АСУИ – это комплекс систем: ЕСМД (Единая система мониторинга и диагностирования объектов инфраструктуры), ТСИ (Типовая система управления инцидентами), ТС-2 (Типовая система управления текущим содержанием объектов эксплуатационной инфраструктуры), ТСО (Типовая система управления осмотрами), СОПС (Система оценки и прогнозирования состояния объектов инфраструктуры), ЕТБ (Единая технологическая база объектов инфраструктуры), АСУ ТНКм (Автоматизированная система управления местными технико-нормировочными картами), НЦБ (подсистема формирования показателей нормативно-целевого бюджета), Рельсовая книга, КМО (система ведения комиссионных месячных осмотров), МРМ (Мобильное рабочее место) и другие.

Данный комплекс предназначен для планирования, учёта и анализа работы структурных подразделений, принятия управленческих и технических решений, а также для информационной поддержки процессов, связанных с управлением работами по устранению инцидентов на объектах эксплуатационной инфраструктуры.

В настоящее время ЕК АСУИ эксплуатируется на всех структурных подразделениях дирекций инфраструктуры и путевых машинных станциях. Она учитывает все инциденты и работы по текущему содержанию и ремонту верхнего строения пути, объектов и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. По сети дорог в системе работают свыше 27 тыс. пользователей и содержится информация по более чем 20 млн объектов инфраструктуры.

На основании зафиксированных выполненных работ в системе формируется нормативно-целевой бюджет на будущие периоды и планируются средства на содержание объектов инфраструктуры.

В результате эксплуатации ЕК АСУИ в структурных подразделениях Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры выявлены проблемные зоны, которые не позволяют получить эффект от использования системы. Подобные проблемы возникают и в других региональных дирекциях. Они приводят к снижению производительности труда пользователей, появлению серьёзных ошибок в планировании и отражении фактически выполненных работ, к искажению информации о работе объектов инфраструктуры и к неверному принятию управленческих и стратегических решений в целом.

Первая проблемная зона выявлена в кадровой сфере:
1) наблюдается большое количество пользователей, которые не обучались работе в ЕК АСУИ и работают методом «тыка». Такое отношение к сложнейшему информационному комплексу приводит к большим ошибкам как при вводе первичной информации, так и при принятии управленческих решений;
2) недостаточно высокая квалификация у специалистов, руководителей;
3) противоречие между должностными инструкциями и теми функциями, которые реально выполняют специалисты предприятий, включая работу в системе;
4) недостаточная координация между отделами и специалистами в структурных подразделениях и отраслевых дирекциях, то есть перекладывание работы и анализа производственных процессов на других специалистов, в частности на инженеров по организации и нормированию труда, экономистов дистанций. В результате этого возникают конфликты, создаётся негативная ситуация в коллективах. Такая ситуация не позволяет организовать эффективную командную работу и быстро решать проблемы сообща;
5) отсутствие планомерного обучения работе в системе, учитывая ротацию кадров;
6) недооценка руководителями ответственности пользователей системы, отсутствие дублёров и передача логинов, паролей основных пользователей системы сотрудникам, которые никогда в ней не работали (например, студентам, пришедшим на практику);
7) недостаточно времени у пользователей на своевременный ввод информации;
8) функционалы программного комплекса используются не в полном объёме из-за неподготовленности персонала и низких возможностей аппаратных средств, тем самым снижается эффективность использования системы и управленческих решений;
9) несоблюдение регламентирующих документов руководителями и специалистами структурных подразделений (в частности методики планирования и учёта выполненных работ в дистанции пути);
10) огромная нагрузка на техников, распределителей, которые вносят всю первичную информацию, занимаются планированием работ, анализируют полученную информацию;
11) в некоторых структурных подразделениях введены должности операторов электронно-вычислительных машин для работы в ЕК АСУИ, но их часто привлекают к работе в других подразделениях (кадровых, охраны труда), и они не участвуют в эксплуатации системы.

Для решения вышеуказанных «кадровых» проблем, следует с определённой периодичностью (например раз в квартал) проводить онлайн-обучение всех пользователей с презентацией новых или обновлённых нормативных документов. Также важно провести реальный мониторинг фотографий рабочего времени основных пользователей системы (начальников участков, дорожных мастеров, старших электромехаников, контролёров, инженеров производственно-технических отделов, инженеров по организации и нормированию труда, экономистов), что позволит выявить фактическую загрузку специалистов и принять верные управленческие решения по организации работы и равномерному перераспределению обязанностей.

Может быть, стоит создать команды по решению вопросов эксплуатации ЕК АСУИ (но такие команды должны реально работать, а не только собираться и заслушивать инициативных работников).

Вторая проблемная зона – информационное обеспечение. Сюда можно отнести следующие проблемы:
1) сложность ввода инцидентов, оформления рабочих заданий и перепланирования работ;
2) отсутствие некоторых типовых технико-нормировочных карт (несоответствие классификатора ТНК выполняемым работам);
3) ошибки и замечания при формировании рабочих заданий, нормированных заданий, Рельсовой книги и отчётов (при допуске путевых бригад к производству работ, планировании работ, контроля и ввода замечаний при весеннем осмотре, интеграции данных из систем ЕК АСУТР, ЕК АСУФР);
4) непростые для восприятия пользователей операционные инструкции, трудность в поиске информации на сайте ЕК АСУИ, много устаревшей информации на сайте;
5) постоянные доработки конфигурации системы в связи с изменениями в бизнес-процессах и наличием ошибок приводят к потере времени пользователями;
6) тестирование системы после доработок технологами ИВЦ без привлечения заказчиков, команд региональных дирекций;
7) недостаточно функций контроля от неверного ввода информации.

Можно выделить следующие пути решения этих проблем. Во-первых, нужно создать команды по тестированию системы с привлечением не только технологов ИВЦ, но и специалистов региональных и центральных дирекций, структурных подразделений с участием всех причастных хозяйств. Во-вторых, разработать краткие простые и доступные инструкции для работы в системе. В-третьих, можно создать учебную систему и тиражировать её на сеть (для обучения новых пользователей), а также отправить её в отраслевые учебные заведения, которые готовят молодых специалистов. Студенты и преподаватели выпускающих кафедр могут помочь обнаружить ошибки в учебной системе ЕК АСУИ и разработать рекомендации по улучшению её эксплуатации и изменению ландшафта.

Третья проблемная зона – техническое обеспечение. Это одна из самых затратных статей в эксплуатации ЕК АСУИ. И здесь возникают следующие проблемы:
1) недостаточно мобильных рабочих мест (или их полное отсутствие);
2) отсутствие локальной сети, нестабильная или недоступная связь (особенно в отдалённых районах производства работ), устаревшие персональные компьютеры (система требовательна к ресурсам – должно быть свободное место на жёстком диске, оперативная память должна быть не менее 2 Гб), нехватка терминалов на рабочих местах. Всё это приводит к низкой скорости ввода информации, снижению производительности труда персонала, негативным отзывам о системе;
3) недостаток персональных компьютеров в администрациях структурных подразделений для работы специалистов, приезжающих с линии для ввода информации в систему;
4) «конфликты» ЕК АСУИ с операционной системой, установленной на компьютере, или программным обеспечением (например, сложно одновременно работать в ЕК АСУИ и в системе АС АФОТ, которая построена на надстройке SAP Business Explorer Analyzer (BEx Analyzer) для Microsoft Office Excel);
5) после 12 часов дня в регионах Сибири и Дальнего Востока система работает намного медленнее, чем с утра, так как в ней начинают работать пользователи из других регионов страны и идёт огромная нагрузка на серверы, которые находятся в ГВЦ.

Решение проблем этой зоны во многом зависит от финансирования модернизации информационной инфраструктуры.

Четвёртая зона – это взаимодействие с разработчиками комплекса. Основным разработчиком ЕК АСУИ является Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ). Каждым хозяйством или направлением (например, АСУ ТНКм, НЦБ) занимаются разные подразделения ОЦРВ, которые расположены в разных регионах страны. У пользователей нет возможности напрямую общаться с разработчиками. При возникновении ошибок, например технологических, они должны создать обращения в ЕСПП (Единая система поддержки пользователей) ГВЦ ОАО «РЖД». Далее вопросы с пользователями решают технологи 1-й линии региональных ИВЦ. Если вопрос оказался сложным, то технолог передаёт его экспертам и уже он решает – передать его разработчикам или нет.

Длительная цепочка передачи информации имеет существенные недостатки:
1) искажение первоначальной информации;
2) технолог 1-й линии будет долго разбираться и может посчитать, что вопрос не нужно передавать разработчикам, и не известит об ошибке эксперта;
3) эксперт, в свою очередь, может сделать заключение, что это не технологическая ошибка в системе, а ошибка пользователя, и будет продолжительное время сам разбираться с проблемой;
4) наконец после передачи проблемы разработчикам проходит много времени на её устранение, а пользователи всё это время остаются один на один с технологическими ошибками в системе.

В этой цепочке огромная нагрузка ложится на эксперта системы. Возможно, что для решения возникающих проблем необходимо обучить пользователей системы использовать форум ЕК АСУИ; разработать новую рубрику на форуме – check-list для пользователей, которые именно туда смогут заносить рекламации на работу системы, что позволит быстрее реагировать как экспертам ИВЦ, так и разработчикам; командировать разработчиков в структурные подразделения, которые выявляют много проблемных мест в системе, для того чтобы на месте разобраться с пожеланиями пользователей.

Вышеперечисленные проблемные зоны нужно исправлять комплексно, с участием команды специалистов и руководителей, причастных к эксплуатации объектов инфраструктуры. «Лоскутная» автоматизация не позволит увидеть полную картину ни заказчикам, ни разработчикам, ни пользователям такого сложного и необходимого программного комплекса.

Применение системного и процессного подходов со стороны команды позволит рассматривать программный комплекс ЕК АСУИ как открытую многоцелевую систему с рамками взаимодействия подсистем, исследовать внутриорганизационные процессы и решать вопросы совершенствования бизнес-процессов эксплуатации объектов инфраструктуры.

В условиях цифровизации страны, экономики и железнодорожного транспорта необходимо получить целостную модель всех бизнес-процессов, которые составляют содержание и управление объектами инфраструктуры. Для этого и необходимо быстрее закрывать проблемные зоны в эксплуатации системы ЕК АСУИ, развивать этот комплекс, совершенствовать интеграционные процессы с другими корпоративными системами управления и получать от этого комплекса максимальный эффект.

По материалам 10-й Международной
научно-практической конференции
«Транспортная инфраструктура Сибирского региона»
Поезд уровня 2.0
Андрей Ильиных, декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

СГУПС совершенствует технологии рельсошлифования

Рубрики: Наука
Транзитная сеть
Юлия Харламова, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), доктор политических наук,

Развитие Северного морского пути будет способствовать увеличению объёмов перевозок

Рубрики: Наука
Транспортный коридор
Сергей Вакуленко, директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ),
Алексей Колин, начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ),
Дмитрий Роменский, заместитель начальника Центра отраслевой экспертно-аналитической деятельности Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ,
Кирилл Калинин, инженер научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ),

ВСЖМ Центр – Юг позволит сократить время в пути между Москвой и черноморскими курортами

Рубрики: Наука
Не подмажешь – не поедешь
Лариса Тужилина, кандидат технических наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС),

Лубрикация позволяет уменьшить износ рельсов и гребней колёс подвижного состава

Рубрики: Наука
Контейнеры в пути
Сергей Вакуленко, директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ),
Павел Егоров, заместитель директора Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ),
Пётр Куренков, профессор кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» РУТ (МИИТ),
Дмитрий Роменский, заместитель начальника научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» РУТ (МИИТ),

Возобновление перевозок контейнеров в полувагонах повлияет на всех участников транспортного рынка

Рубрики: Наука

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100