Платформа возможностей
Татьяна Асалханова
Татьяна Асалханова
преподаватель Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС)

Платформа возможностей

Грамотная настройка системы ЕК АСУИ позволит эффективно управлять объектами эксплуатационной инфраструктуры
С 2012 года началось внедрение Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой ОАО «РЖД» (ЕК АСУИ) в структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ), а с 2017 года – в Центральной дирекции по ремонту пути.

ЕК АСУИ – это комплекс систем: ЕСМД (Единая система мониторинга и диагностирования объектов инфраструктуры), ТСИ (Типовая система управления инцидентами), ТС-2 (Типовая система управления текущим содержанием объектов эксплуатационной инфраструктуры), ТСО (Типовая система управления осмотрами), СОПС (Система оценки и прогнозирования состояния объектов инфраструктуры), ЕТБ (Единая технологическая база объектов инфраструктуры), АСУ ТНКм (Автоматизированная система управления местными технико-нормировочными картами), НЦБ (подсистема формирования показателей нормативно-целевого бюджета), Рельсовая книга, КМО (система ведения комиссионных месячных осмотров), МРМ (Мобильное рабочее место) и другие.

Данный комплекс предназначен для планирования, учёта и анализа работы структурных подразделений, принятия управленческих и технических решений, а также для информационной поддержки процессов, связанных с управлением работами по устранению инцидентов на объектах эксплуатационной инфраструктуры.

В настоящее время ЕК АСУИ эксплуатируется на всех структурных подразделениях дирекций инфраструктуры и путевых машинных станциях. Она учитывает все инциденты и работы по текущему содержанию и ремонту верхнего строения пути, объектов и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. По сети дорог в системе работают свыше 27 тыс. пользователей и содержится информация по более чем 20 млн объектов инфраструктуры.

На основании зафиксированных выполненных работ в системе формируется нормативно-целевой бюджет на будущие периоды и планируются средства на содержание объектов инфраструктуры.

В результате эксплуатации ЕК АСУИ в структурных подразделениях Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры выявлены проблемные зоны, которые не позволяют получить эффект от использования системы. Подобные проблемы возникают и в других региональных дирекциях. Они приводят к снижению производительности труда пользователей, появлению серьёзных ошибок в планировании и отражении фактически выполненных работ, к искажению информации о работе объектов инфраструктуры и к неверному принятию управленческих и стратегических решений в целом.

Первая проблемная зона выявлена в кадровой сфере:
1) наблюдается большое количество пользователей, которые не обучались работе в ЕК АСУИ и работают методом «тыка». Такое отношение к сложнейшему информационному комплексу приводит к большим ошибкам как при вводе первичной информации, так и при принятии управленческих решений;
2) недостаточно высокая квалификация у специалистов, руководителей;
3) противоречие между должностными инструкциями и теми функциями, которые реально выполняют специалисты предприятий, включая работу в системе;
4) недостаточная координация между отделами и специалистами в структурных подразделениях и отраслевых дирекциях, то есть перекладывание работы и анализа производственных процессов на других специалистов, в частности на инженеров по организации и нормированию труда, экономистов дистанций. В результате этого возникают конфликты, создаётся негативная ситуация в коллективах. Такая ситуация не позволяет организовать эффективную командную работу и быстро решать проблемы сообща;
5) отсутствие планомерного обучения работе в системе, учитывая ротацию кадров;
6) недооценка руководителями ответственности пользователей системы, отсутствие дублёров и передача логинов, паролей основных пользователей системы сотрудникам, которые никогда в ней не работали (например, студентам, пришедшим на практику);
7) недостаточно времени у пользователей на своевременный ввод информации;
8) функционалы программного комплекса используются не в полном объёме из-за неподготовленности персонала и низких возможностей аппаратных средств, тем самым снижается эффективность использования системы и управленческих решений;
9) несоблюдение регламентирующих документов руководителями и специалистами структурных подразделений (в частности методики планирования и учёта выполненных работ в дистанции пути);
10) огромная нагрузка на техников, распределителей, которые вносят всю первичную информацию, занимаются планированием работ, анализируют полученную информацию;
11) в некоторых структурных подразделениях введены должности операторов электронно-вычислительных машин для работы в ЕК АСУИ, но их часто привлекают к работе в других подразделениях (кадровых, охраны труда), и они не участвуют в эксплуатации системы.

Для решения вышеуказанных «кадровых» проблем, следует с определённой периодичностью (например раз в квартал) проводить онлайн-обучение всех пользователей с презентацией новых или обновлённых нормативных документов. Также важно провести реальный мониторинг фотографий рабочего времени основных пользователей системы (начальников участков, дорожных мастеров, старших электромехаников, контролёров, инженеров производственно-технических отделов, инженеров по организации и нормированию труда, экономистов), что позволит выявить фактическую загрузку специалистов и принять верные управленческие решения по организации работы и равномерному перераспределению обязанностей.

Может быть, стоит создать команды по решению вопросов эксплуатации ЕК АСУИ (но такие команды должны реально работать, а не только собираться и заслушивать инициативных работников).

Вторая проблемная зона – информационное обеспечение. Сюда можно отнести следующие проблемы:
1) сложность ввода инцидентов, оформления рабочих заданий и перепланирования работ;
2) отсутствие некоторых типовых технико-нормировочных карт (несоответствие классификатора ТНК выполняемым работам);
3) ошибки и замечания при формировании рабочих заданий, нормированных заданий, Рельсовой книги и отчётов (при допуске путевых бригад к производству работ, планировании работ, контроля и ввода замечаний при весеннем осмотре, интеграции данных из систем ЕК АСУТР, ЕК АСУФР);
4) непростые для восприятия пользователей операционные инструкции, трудность в поиске информации на сайте ЕК АСУИ, много устаревшей информации на сайте;
5) постоянные доработки конфигурации системы в связи с изменениями в бизнес-процессах и наличием ошибок приводят к потере времени пользователями;
6) тестирование системы после доработок технологами ИВЦ без привлечения заказчиков, команд региональных дирекций;
7) недостаточно функций контроля от неверного ввода информации.

Можно выделить следующие пути решения этих проблем. Во-первых, нужно создать команды по тестированию системы с привлечением не только технологов ИВЦ, но и специалистов региональных и центральных дирекций, структурных подразделений с участием всех причастных хозяйств. Во-вторых, разработать краткие простые и доступные инструкции для работы в системе. В-третьих, можно создать учебную систему и тиражировать её на сеть (для обучения новых пользователей), а также отправить её в отраслевые учебные заведения, которые готовят молодых специалистов. Студенты и преподаватели выпускающих кафедр могут помочь обнаружить ошибки в учебной системе ЕК АСУИ и разработать рекомендации по улучшению её эксплуатации и изменению ландшафта.

Третья проблемная зона – техническое обеспечение. Это одна из самых затратных статей в эксплуатации ЕК АСУИ. И здесь возникают следующие проблемы:
1) недостаточно мобильных рабочих мест (или их полное отсутствие);
2) отсутствие локальной сети, нестабильная или недоступная связь (особенно в отдалённых районах производства работ), устаревшие персональные компьютеры (система требовательна к ресурсам – должно быть свободное место на жёстком диске, оперативная память должна быть не менее 2 Гб), нехватка терминалов на рабочих местах. Всё это приводит к низкой скорости ввода информации, снижению производительности труда персонала, негативным отзывам о системе;
3) недостаток персональных компьютеров в администрациях структурных подразделений для работы специалистов, приезжающих с линии для ввода информации в систему;
4) «конфликты» ЕК АСУИ с операционной системой, установленной на компьютере, или программным обеспечением (например, сложно одновременно работать в ЕК АСУИ и в системе АС АФОТ, которая построена на надстройке SAP Business Explorer Analyzer (BEx Analyzer) для Microsoft Office Excel);
5) после 12 часов дня в регионах Сибири и Дальнего Востока система работает намного медленнее, чем с утра, так как в ней начинают работать пользователи из других регионов страны и идёт огромная нагрузка на серверы, которые находятся в ГВЦ.

Решение проблем этой зоны во многом зависит от финансирования модернизации информационной инфраструктуры.

Четвёртая зона – это взаимодействие с разработчиками комплекса. Основным разработчиком ЕК АСУИ является Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ). Каждым хозяйством или направлением (например, АСУ ТНКм, НЦБ) занимаются разные подразделения ОЦРВ, которые расположены в разных регионах страны. У пользователей нет возможности напрямую общаться с разработчиками. При возникновении ошибок, например технологических, они должны создать обращения в ЕСПП (Единая система поддержки пользователей) ГВЦ ОАО «РЖД». Далее вопросы с пользователями решают технологи 1-й линии региональных ИВЦ. Если вопрос оказался сложным, то технолог передаёт его экспертам и уже он решает – передать его разработчикам или нет.

Длительная цепочка передачи информации имеет существенные недостатки:
1) искажение первоначальной информации;
2) технолог 1-й линии будет долго разбираться и может посчитать, что вопрос не нужно передавать разработчикам, и не известит об ошибке эксперта;
3) эксперт, в свою очередь, может сделать заключение, что это не технологическая ошибка в системе, а ошибка пользователя, и будет продолжительное время сам разбираться с проблемой;
4) наконец после передачи проблемы разработчикам проходит много времени на её устранение, а пользователи всё это время остаются один на один с технологическими ошибками в системе.

В этой цепочке огромная нагрузка ложится на эксперта системы. Возможно, что для решения возникающих проблем необходимо обучить пользователей системы использовать форум ЕК АСУИ; разработать новую рубрику на форуме – check-list для пользователей, которые именно туда смогут заносить рекламации на работу системы, что позволит быстрее реагировать как экспертам ИВЦ, так и разработчикам; командировать разработчиков в структурные подразделения, которые выявляют много проблемных мест в системе, для того чтобы на месте разобраться с пожеланиями пользователей.

Вышеперечисленные проблемные зоны нужно исправлять комплексно, с участием команды специалистов и руководителей, причастных к эксплуатации объектов инфраструктуры. «Лоскутная» автоматизация не позволит увидеть полную картину ни заказчикам, ни разработчикам, ни пользователям такого сложного и необходимого программного комплекса.

Применение системного и процессного подходов со стороны команды позволит рассматривать программный комплекс ЕК АСУИ как открытую многоцелевую систему с рамками взаимодействия подсистем, исследовать внутриорганизационные процессы и решать вопросы совершенствования бизнес-процессов эксплуатации объектов инфраструктуры.

В условиях цифровизации страны, экономики и железнодорожного транспорта необходимо получить целостную модель всех бизнес-процессов, которые составляют содержание и управление объектами инфраструктуры. Для этого и необходимо быстрее закрывать проблемные зоны в эксплуатации системы ЕК АСУИ, развивать этот комплекс, совершенствовать интеграционные процессы с другими корпоративными системами управления и получать от этого комплекса максимальный эффект.

По материалам 10-й Международной
научно-практической конференции
«Транспортная инфраструктура Сибирского региона»
Полезные связи

Как отраслевые вузы выстраивают научное сотрудничество

Рубрики: Наука
Связанные одной целью

Отраслевые и классические вузы развивают партнёрство

Рубрики: Наука
Вектор развития

Отраслевые институты утвердили концепцию работы на десятилетие

Рубрики: Наука
По закону Архимеда

Разработки ОАО «РЖД» получили международные награды

Рубрики: Наука
Поезд уровня 2.0
Андрей Ильиных, декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

СГУПС совершенствует технологии рельсошлифования

Рубрики: Наука

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru