Быть в команде

Быть в команде

В ОАО «РЖД» работают над повышением престижа профессии инженера по организации и нормированию труда
Основы научной организации труда на железнодорожном транспорте были заложены в 20-е годы прошлого столетия. С тех пор профессия инженера по организации и нормированию труда, прочно закрепившаяся в штате предприятий, развивалась и усложнялась. В настоящее время от этих специалистов требуются доскональные знания трудового законодательства и отраслевых нормативных актов, основ экономики, а их действия напрямую влияют на повышение эффективности труда персонала.

Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» ведёт целенаправленную работу по закреплению лучших кадров и вовлечению новых сотрудников, выбравших для себя профессию инженера по организации и нормированию труда. В ноябре на Северной, Дальневосточной и Красноярской дорогах стартовал пилотный проект, направленный на повышение престижа и значимости профессии. В перспективе его планируется тиражировать на сеть.


Слово инженерам

Идея запустить отдельный проект, нацеленный на конкретную аудиторию – инженеров по организации и нормированию труда, – возникла у участников (а сейчас уже выпускников) программы профессиональной переподготовки «Управление трудовыми ресурсами и организационной структурой», организованной Департаментом по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД». В июне этого года программа завершилась защитой проектных работ.

В номинации «Самый реализуемый проект» победил «Безымянный Я». «Такое название лучше всего отражает чувства, которые испытывают большинство начинающих трудовую деятельность инженеров по труду. Здесь имеет место и феномен отсутствия лояльности к принятому сотруднику и то, что он сам не вполне понимает свою значимость, роль в общем деле. Все мы сталкивались с определёнными сложностями в начале карьеры. В наших рядах те, кто с ними справился, но ведь были и те, кто, не поняв своей миссии, ушёл. А сколько ещё тех, кто вот-вот решится на такой шаг. Наша задача – помочь им найти своё место в нашем большом коллективе и стать частью профессионального сообщества», – прокомментировала один из авторов проекта, заместитель начальника службы организации и оплаты труда Центральной дирекции инфраструктуры Наталья Щеберякова.

Свои аргументы проектная команда подкрепила конкретными цифрами. Во время работы над проектом было проведено исследование во всех структурных подразделениях ОАО «РЖД» и подсчитано, сколько инженеров по организации и нормированию труда уволились за последние три года и какие потери понёс работодатель. Как оказалось, уровень текучести этих специалистов на сети дорог составил 16%, превысив критическую планку в 10%. При этом только 2,5% от общего числа увольнений приходится на естественный отток кадров, связанный с выходом на пенсию. Остальные нашли другие причины для ухода. «Показательно, что примерно половина из тех, кто ушёл, не отработали в своей должности и трёх лет. Это говорит о том, что, несмотря на выстроенную в компании систему адаптации новых сотрудников, у инженеров по труду на начальном этапе возникают проблемы, с которыми они остаются один на один и им тяжело справиться», – отметила Наталья Щеберякова.

Из-за ухода инженеров по организации и нормированию труда и необходимости искать им замену ОАО «РЖД» ежегодно теряет весьма внушительную сумму – это порядка в 72,5 млн руб. В этой сумме и затраты на обучение, и замещение вакансий, и имиджевые риски.

Чтобы понять, с какими сложностями сталкиваются специалисты и что является ключевым фактором при принятии решения об увольнении, участники проектной команды провели анкетирование среди инженеров по труду на полигонах Дальневосточной и Северной дорог, а также в структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры. В опросе участвовали сотрудники со стажем до года и их более опытные коллеги, проработавшие от года до трёх лет. Таким образом, были охвачены две основные группы риска.

Респонденты признались: основные проблемы заключаются в том, что нет чёткого понимания целей и задач, они чувствуют себя забытыми руководством и коллегами и не могут в одиночку справиться с большим количеством нормативной документации, которая вдобавок не структурирована. «Когда мы делали наш проект, то снимали ролик, в котором инсценировали, как выглядит типичный первый рабочий день инженера по труду. Его сразу загружают большим объёмом бумажной работы, кладут на стол кипу папок с разными нормативными документами и ставят задачи. Почему-то забывается, что новый сотрудник не знает, за что взяться, и ему бывает не к кому обратиться за помощью. Есть ситуации, когда на линейном предприятии только один инженер по организации и нормированию труда, а коллег из других подразделений он в этот момент ещё не знает и обратиться к ним за помощью не может», – замечает Наталья Щеберякова.

Между тем для успешной работы в этой сфере большое значение имеют правильная адаптация и взаимодействие с коллегами. Заместитель начальника службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Красноярской железной дороги и один из участников проектной команды Никита Ткач напомнил, что в России в данный момент нет как такового образования – инженер по организации и нормированию труда. «Большинство представителей этой профессии, я бы сказал, около 90%, – люди с экономическим образованием. Работа инженеров по труду, естественно, имеет свою специфику, и новичку нужно время, чтобы её освоить. Притом что это очень нужная на производстве профессия, на линейном уровне почему-то не уделяют достаточно внимания адаптации», – рассказывает Никита Ткач.

Разработанный проект предусматривает несколько новых инструментов адаптации и мотивации для инженеров по организации и нормированию труда. В комплексе они должны способствовать повышению престижа этой профессии и созданию оптимальных условий для выполнения трудовых обязанностей. «Мне кажется, самое важное в нашем проекте – обозначить человека, дать ему понять, что он признан и нужен», – подчеркнул Никита Ткач.


Кодекс профессионала

Первое, что сделали на пилотных полигонах для поддержки инженеров по труду, – утвердили для них Кодекс профессиональной этики и регламент посвящения в профессию. Кодекс составлен от первого лица, чтобы новый сотрудник мог идентифицировать себя в этой роли. В нём восемь ключевых принципов, которых надо придерживаться в работе. Это порядочность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение, технические стандарты, традиции, коммуникации. В кодексе, к примеру, обговаривается, что инженер по организации и нормированию труда должен поддерживать общий культурный уровень и постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки, предоставлять работодателю профессиональные услуги, опираясь на последние тенденции. Приоритет в этой работе – повышение эффективности использования трудовых ресурсов и обеспечение права работников компании на организацию и оплату труда в соответствии с нормами трудового законодательства. При этом кодекс подчёркивает важность профессии для компании. Здесь говорится, что результатами их труда пользуются все остальные сотрудники – от представителей рабочих специальностей до руководителей центрального аппарата.
«Сложность нашей профессии в том, что она предполагает широкий набор компетенций – нужны знания в области экономики труда и юриспруденции, особенно в части трудового законодательства. Одновременно на человека возлагается большая ответственность, его работа влияет на сохранение социальной стабильности в коллективах. Сотрудник, который к нам приходит, должен сразу понимать, какие требования к нему будут предъявляться. Теперь с помощью кодекса мы их чётко проговариваем. Также, к слову, делают сегодня, например, в компании Tesla и в медицинском профессиональном сообществе. В то же время мы показываем, что это интересная и значимая в деятельности компании должность, учитывая те задачи, которые стоят в плане повышения производительности труда, эффективности использования персонала, в развитии мотивации», – пояснила начальник службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Дальневосточной дороги Лидия Трунцева.

Одна из задач, которую должен решить кодекс, – создать культуру преемственности и взаимовыручки среди инженеров по труду. В документе прописано, что сотрудник, занимающий эту должность, должен знать историю и ключевые вехи научной организации и нормирования труда, быть примером увлечённости и преданности делу, должен поддерживать молодых специалистов. Чтобы новый сотрудник сразу смог стать частью команды, на пилотных дорогах будут проводить его посвящение в профессию. В мероприятии будут участвовать руководители и инженеры по организации и нормированию труда всех подразделений, расположенных в границах соответствующей дороги, сообщил заместитель начальника службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Северной дороги Владимир Коломийцев.

Из-за COVID-19 и ограничений на проведение массовых мероприятий посвящение в профессию пока будет проходить в режиме онлайн. Однако смена формата не делает эту встречу менее ценной, уверен Владимир Коломийцев. Напротив, по его мнению, актуальность таких церемоний стала ещё выше, поскольку в целом повысилась значимость горизонтальных связей и коммуникации. «Большинство инженеров по труду работают сейчас дистанционно, и это сказывается на процессе адаптации. Когда есть личный контакт с коллегами, гораздо легче коммуницировать и по рабочим моментам», – заметил он.

Лидия Трунцева добавляет, что межфункциональное взаимодействие инженеров по организации и нормированию труда из разных хозяйств будет способствовать повышению эффективности их работы и позволит выявить дополнительные зоны роста, чтобы в последующем получить синергетический эффект.

Параллельно предполагается развивать в среде инженеров по труду здоровую конкуренцию. В ряде филиалов уже существуют рейтинги этих специалистов, например, его составляют на Северной дороге. Теперь есть задача – унифицировать критерии, чтобы тиражировать их на все структурные подразделения.


Интерактивная база

В числе основных проблем инженеры по организации и нормированию труда называли необходимость изучения большого объёма неструктурированных данных. Структурировать массив информации по основным вопросам организации и оплаты труда предлагается с помощью интерактивной системы. Сегодня она содержит несколько блоков: оформление работы в выходные и нерабочие праздничные дни; порядок выплаты вознаграждения за обеспечение безопасности движения; установление доплат работникам за работу на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; установление доплаты за совмещение профессий (должностей), которыми активно пользуются в своей работе специалисты структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры. Идёт активная работа по наполнению интерактивной системы блоками по направлению «организация и нормирование труда». «По сути, мы прописали пошаговый алгоритм действий в той или иной ситуации. Вся информация систематизирована – можно посмотреть нормативные документы, шаблоны документов. Это поможет инженерам по труду сориентироваться в массиве данных, оперативно найти необходимую информацию, что позволит снизить потери времени как молодых, так и опытных специалистов, ускорит процесс наращивания профессиональных знаний и принятия грамотных решений. Помимо прямых эффектов от систематизации данных мы ожидаем снижения количества случаев нарушений трудового законодательства и локальных нормативных актов компании и, как следствие, минимизацию количества обращений работников по вопросам организации, оплаты и мотивации труда», – отметила Наталья Щеберякова.

Проектная команда рассчитывает, что к трём дорогам, где реализуется пилот, присоединятся и все остальные. Проект будет способствовать дальнейшему развитию корпоративной культуры и повышению вовлечённости специалистов в общее дело. Главная цель – ещё больше сплотить профессиональное сообщество инженеров по организации и нормированию труда и помочь каждому из них стать частью команды.

Мария Абдримова
Время первых
Елена Пинигина, заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам,

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом

Рубрики: Персонал
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100