Быть в команде

Быть в команде

В ОАО «РЖД» работают над повышением престижа профессии инженера по организации и нормированию труда
Основы научной организации труда на железнодорожном транспорте были заложены в 20-е годы прошлого столетия. С тех пор профессия инженера по организации и нормированию труда, прочно закрепившаяся в штате предприятий, развивалась и усложнялась. В настоящее время от этих специалистов требуются доскональные знания трудового законодательства и отраслевых нормативных актов, основ экономики, а их действия напрямую влияют на повышение эффективности труда персонала.

Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» ведёт целенаправленную работу по закреплению лучших кадров и вовлечению новых сотрудников, выбравших для себя профессию инженера по организации и нормированию труда. В ноябре на Северной, Дальневосточной и Красноярской дорогах стартовал пилотный проект, направленный на повышение престижа и значимости профессии. В перспективе его планируется тиражировать на сеть.


Слово инженерам

Идея запустить отдельный проект, нацеленный на конкретную аудиторию – инженеров по организации и нормированию труда, – возникла у участников (а сейчас уже выпускников) программы профессиональной переподготовки «Управление трудовыми ресурсами и организационной структурой», организованной Департаментом по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД». В июне этого года программа завершилась защитой проектных работ.

В номинации «Самый реализуемый проект» победил «Безымянный Я». «Такое название лучше всего отражает чувства, которые испытывают большинство начинающих трудовую деятельность инженеров по труду. Здесь имеет место и феномен отсутствия лояльности к принятому сотруднику и то, что он сам не вполне понимает свою значимость, роль в общем деле. Все мы сталкивались с определёнными сложностями в начале карьеры. В наших рядах те, кто с ними справился, но ведь были и те, кто, не поняв своей миссии, ушёл. А сколько ещё тех, кто вот-вот решится на такой шаг. Наша задача – помочь им найти своё место в нашем большом коллективе и стать частью профессионального сообщества», – прокомментировала один из авторов проекта, заместитель начальника службы организации и оплаты труда Центральной дирекции инфраструктуры Наталья Щеберякова.

Свои аргументы проектная команда подкрепила конкретными цифрами. Во время работы над проектом было проведено исследование во всех структурных подразделениях ОАО «РЖД» и подсчитано, сколько инженеров по организации и нормированию труда уволились за последние три года и какие потери понёс работодатель. Как оказалось, уровень текучести этих специалистов на сети дорог составил 16%, превысив критическую планку в 10%. При этом только 2,5% от общего числа увольнений приходится на естественный отток кадров, связанный с выходом на пенсию. Остальные нашли другие причины для ухода. «Показательно, что примерно половина из тех, кто ушёл, не отработали в своей должности и трёх лет. Это говорит о том, что, несмотря на выстроенную в компании систему адаптации новых сотрудников, у инженеров по труду на начальном этапе возникают проблемы, с которыми они остаются один на один и им тяжело справиться», – отметила Наталья Щеберякова.

Из-за ухода инженеров по организации и нормированию труда и необходимости искать им замену ОАО «РЖД» ежегодно теряет весьма внушительную сумму – это порядка в 72,5 млн руб. В этой сумме и затраты на обучение, и замещение вакансий, и имиджевые риски.

Чтобы понять, с какими сложностями сталкиваются специалисты и что является ключевым фактором при принятии решения об увольнении, участники проектной команды провели анкетирование среди инженеров по труду на полигонах Дальневосточной и Северной дорог, а также в структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры. В опросе участвовали сотрудники со стажем до года и их более опытные коллеги, проработавшие от года до трёх лет. Таким образом, были охвачены две основные группы риска.

Респонденты признались: основные проблемы заключаются в том, что нет чёткого понимания целей и задач, они чувствуют себя забытыми руководством и коллегами и не могут в одиночку справиться с большим количеством нормативной документации, которая вдобавок не структурирована. «Когда мы делали наш проект, то снимали ролик, в котором инсценировали, как выглядит типичный первый рабочий день инженера по труду. Его сразу загружают большим объёмом бумажной работы, кладут на стол кипу папок с разными нормативными документами и ставят задачи. Почему-то забывается, что новый сотрудник не знает, за что взяться, и ему бывает не к кому обратиться за помощью. Есть ситуации, когда на линейном предприятии только один инженер по организации и нормированию труда, а коллег из других подразделений он в этот момент ещё не знает и обратиться к ним за помощью не может», – замечает Наталья Щеберякова.

Между тем для успешной работы в этой сфере большое значение имеют правильная адаптация и взаимодействие с коллегами. Заместитель начальника службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Красноярской железной дороги и один из участников проектной команды Никита Ткач напомнил, что в России в данный момент нет как такового образования – инженер по организации и нормированию труда. «Большинство представителей этой профессии, я бы сказал, около 90%, – люди с экономическим образованием. Работа инженеров по труду, естественно, имеет свою специфику, и новичку нужно время, чтобы её освоить. Притом что это очень нужная на производстве профессия, на линейном уровне почему-то не уделяют достаточно внимания адаптации», – рассказывает Никита Ткач.

Разработанный проект предусматривает несколько новых инструментов адаптации и мотивации для инженеров по организации и нормированию труда. В комплексе они должны способствовать повышению престижа этой профессии и созданию оптимальных условий для выполнения трудовых обязанностей. «Мне кажется, самое важное в нашем проекте – обозначить человека, дать ему понять, что он признан и нужен», – подчеркнул Никита Ткач.


Кодекс профессионала

Первое, что сделали на пилотных полигонах для поддержки инженеров по труду, – утвердили для них Кодекс профессиональной этики и регламент посвящения в профессию. Кодекс составлен от первого лица, чтобы новый сотрудник мог идентифицировать себя в этой роли. В нём восемь ключевых принципов, которых надо придерживаться в работе. Это порядочность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение, технические стандарты, традиции, коммуникации. В кодексе, к примеру, обговаривается, что инженер по организации и нормированию труда должен поддерживать общий культурный уровень и постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки, предоставлять работодателю профессиональные услуги, опираясь на последние тенденции. Приоритет в этой работе – повышение эффективности использования трудовых ресурсов и обеспечение права работников компании на организацию и оплату труда в соответствии с нормами трудового законодательства. При этом кодекс подчёркивает важность профессии для компании. Здесь говорится, что результатами их труда пользуются все остальные сотрудники – от представителей рабочих специальностей до руководителей центрального аппарата.
«Сложность нашей профессии в том, что она предполагает широкий набор компетенций – нужны знания в области экономики труда и юриспруденции, особенно в части трудового законодательства. Одновременно на человека возлагается большая ответственность, его работа влияет на сохранение социальной стабильности в коллективах. Сотрудник, который к нам приходит, должен сразу понимать, какие требования к нему будут предъявляться. Теперь с помощью кодекса мы их чётко проговариваем. Также, к слову, делают сегодня, например, в компании Tesla и в медицинском профессиональном сообществе. В то же время мы показываем, что это интересная и значимая в деятельности компании должность, учитывая те задачи, которые стоят в плане повышения производительности труда, эффективности использования персонала, в развитии мотивации», – пояснила начальник службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Дальневосточной дороги Лидия Трунцева.

Одна из задач, которую должен решить кодекс, – создать культуру преемственности и взаимовыручки среди инженеров по труду. В документе прописано, что сотрудник, занимающий эту должность, должен знать историю и ключевые вехи научной организации и нормирования труда, быть примером увлечённости и преданности делу, должен поддерживать молодых специалистов. Чтобы новый сотрудник сразу смог стать частью команды, на пилотных дорогах будут проводить его посвящение в профессию. В мероприятии будут участвовать руководители и инженеры по организации и нормированию труда всех подразделений, расположенных в границах соответствующей дороги, сообщил заместитель начальника службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Северной дороги Владимир Коломийцев.

Из-за COVID-19 и ограничений на проведение массовых мероприятий посвящение в профессию пока будет проходить в режиме онлайн. Однако смена формата не делает эту встречу менее ценной, уверен Владимир Коломийцев. Напротив, по его мнению, актуальность таких церемоний стала ещё выше, поскольку в целом повысилась значимость горизонтальных связей и коммуникации. «Большинство инженеров по труду работают сейчас дистанционно, и это сказывается на процессе адаптации. Когда есть личный контакт с коллегами, гораздо легче коммуницировать и по рабочим моментам», – заметил он.

Лидия Трунцева добавляет, что межфункциональное взаимодействие инженеров по организации и нормированию труда из разных хозяйств будет способствовать повышению эффективности их работы и позволит выявить дополнительные зоны роста, чтобы в последующем получить синергетический эффект.

Параллельно предполагается развивать в среде инженеров по труду здоровую конкуренцию. В ряде филиалов уже существуют рейтинги этих специалистов, например, его составляют на Северной дороге. Теперь есть задача – унифицировать критерии, чтобы тиражировать их на все структурные подразделения.


Интерактивная база

В числе основных проблем инженеры по организации и нормированию труда называли необходимость изучения большого объёма неструктурированных данных. Структурировать массив информации по основным вопросам организации и оплаты труда предлагается с помощью интерактивной системы. Сегодня она содержит несколько блоков: оформление работы в выходные и нерабочие праздничные дни; порядок выплаты вознаграждения за обеспечение безопасности движения; установление доплат работникам за работу на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; установление доплаты за совмещение профессий (должностей), которыми активно пользуются в своей работе специалисты структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры. Идёт активная работа по наполнению интерактивной системы блоками по направлению «организация и нормирование труда». «По сути, мы прописали пошаговый алгоритм действий в той или иной ситуации. Вся информация систематизирована – можно посмотреть нормативные документы, шаблоны документов. Это поможет инженерам по труду сориентироваться в массиве данных, оперативно найти необходимую информацию, что позволит снизить потери времени как молодых, так и опытных специалистов, ускорит процесс наращивания профессиональных знаний и принятия грамотных решений. Помимо прямых эффектов от систематизации данных мы ожидаем снижения количества случаев нарушений трудового законодательства и локальных нормативных актов компании и, как следствие, минимизацию количества обращений работников по вопросам организации, оплаты и мотивации труда», – отметила Наталья Щеберякова.

Проектная команда рассчитывает, что к трём дорогам, где реализуется пилот, присоединятся и все остальные. Проект будет способствовать дальнейшему развитию корпоративной культуры и повышению вовлечённости специалистов в общее дело. Главная цель – ещё больше сплотить профессиональное сообщество инженеров по организации и нормированию труда и помочь каждому из них стать частью команды.

Мария Абдримова
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru