Конкурентная зарплата

Конкурентная зарплата

Зональные надбавки в Дирекции тяги пересматриваются
Ежегодно в IV квартале филиалы ОАО «РЖД» проводят мониторинг заработных плат по итогам девяти месяцев работы и формулируют предложения по назначению зональных надбавок на следующий год. Зональные надбавки получат представители отдельных должностей и профессий в подразделениях, где есть трудности с укомплектованием штатов, текучестью персонала или присутствуют сильные предприятия-конкуренты с более высоким уровнем оплаты труда.

В Дирекции тяги в этом году решили отойти от традиционного подхода при определении размера надбавок для основного контингента своих сотрудников – работников локомотивных бригад. Впервые будут учитываться количество плеч обслуживания и размер надбавки в смежных структурных подразделениях дирекции. «Пульт управления» выяснил, как будут выплачиваться зональные надбавки в 2021 году.


Равные позиции

Конкурентоспособная заработная плата – один из главных факторов, влияющих на уровень текучести персонала. Чем больше на региональном рынке труда конкурентов, предлагающих более высокооплачиваемые места на сопоставимых позициях, тем выше риск, что сотрудники захотят сменить место работы. Это универсальное правило, которое работает вне зависимости от отрасли и территориального расположения предприятий и компаний.

Как показывают международные исследования Randstad Employer Brand Research, соискатели из 32 стран, участвовавших в опросе, основным аргументом при выборе работодателя в последние годы неизменно называют зарплату и социальный пакет. Поэтому в компаниях по всему миру контролируют соотношение заработной платы своих сотрудников к средней по рынку и отрасли и при необходимости принимают меры.
«Российские железные дороги» – не просто заметная фигура на рынке труда, но крупнейший работодатель в стране с узнаваемым брендом и одним из лучших по наполнению социальным пакетом, который гарантирован Коллективным договором.

Несмотря на объективные трудности, вызванные пандемией, РЖД по итогам первого полугодия 2020 года обеспечили рост заработной платы – как номинальной, так и реальной. Среднемесячная зарплата сотрудников компании за этот период выросла на 5% к уровню прошлого года и достигла 60 310 руб. Для сравнения: средняя зарплата в целом по РФ в первом полугодии составила 49 600 руб. с учётом роста на 5,8% к аналогичному периоду 2019 года.

С 1 октября заработную плату в ОАО «РЖД» проиндексировали ещё на 1%.

Напомним, минимальная заработная плата сотрудников, полностью выполнивших за месяц нормы рабочего времени и труда, не должна быть ниже 12 130 руб. (это минимальный размер оплаты труда, установленный в РФ на 2020 год). Если в регионе размер минимальной заработной платы установлен выше этого уровня и соглашение распространяется на ОАО «РЖД», то месячная зарплата железнодорожников не может быть ниже регионального минимума.

Однако в регионах у компании есть достаточно сильные конкуренты – это, например, метрополитен, морские порты, предприятия строительной отрасли, металлургии, крупные распределительные центры ретейлеров. К примеру, в Вологодской области работникам РЖД делают конкурентные предложения такие компании, как «Северсталь», «ФосАгро», машиностроительные заводы, в Архангельской области – порт, алмазодобывающая компания «Севералмаз» (дочернее общество АК «АЛРОСА»), «Архэнерго» (Архангельский филиал компании «Россети Северо-Запад»).
«Во Владимирской и Ивановской областях у нас другая проблема – здесь идёт отток работоспособного населения в столицу, поскольку это донорские регионы для Москвы и Московской области», – уточняет заместитель начальника Северной дороги по кадрам и социальным вопросам Наталья Жованик.

Для точечного регулирования зарплат и доведения их до конкурентоспособного уровня на региональных рынках труда в ОАО «РЖД» применяются зональные надбавки. Они устанавливаются на один год работникам отдельных должностей и профессий. Средства на выплату надбавок ежегодно выделяются из резерва ОАО «РЖД».

Зональные надбавки устанавливаются после мониторинга заработных плат. Этот вопрос контролирует Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД», но каждый функциональный филиал также анализирует конкурентоспособность зарплат по региональным подразделениям. Такое исследование проводится ежегодно. Рассматривается соотношение зарплаты к уровню оплаты труда представителей сопоставимых профессий на промышленных предприятиях региона, среднему заработку в субъекте РФ и в стране. Также учитывается укомплектованность штата по основным производственным группам (в Дирекции тяги это, в частности, локомотивные бригады). Уровень текучести сопоставляется с критическим уровнем и показателями предыдущего года.
«Неудовлетворённость заработной платой является одной из причин текучести персонала. Установление зональных надбавок – один из инструментов поддержания конкурентоспособного уровня оплаты труда и закрепления работников в проблемных по уровню текучести персонала регионах», – отметила начальник отдела организации и оплаты труда Дирекции тяги Ольга Курьянова.

Данный вид материального стимулирования в Дирекции тяги активно начали использовать с 2015 года. Начиная с этого времени ежегодно из резерва ОАО «РЖД» на установление зональных надбавок работникам дирекции направляется около 200 млн. руб. Таким образом, за 6 лет дополнительно было выделено 1,3 млрд руб.

В текущем году сумма выплат работникам структурных подразделений Дирекции тяги, проблемных с точки зрения укомплектования по причине отставания уровня заработной платы по аналогичным профессиям на региональных рынках труда, ожидается на уровне 2,4 млрд руб.

Зональные надбавки в 2020 году получают 67 805 сотрудников дирекции, это чуть больше половины коллектива (53,3%). Из них большая часть – 88,6% – работники локомотивных бригад. На выплату зональной надбавки этой категории работников направлено 84% средств от общей суммы.


Новый механизм расчёта

До недавнего времени размер зональных надбавок для членов локомотивных бригад рассчитывался точно так же, как и для остальных работников компании, – исходя из размера зарплаты и наличия в регионе сильных конкурентов. При этом не учитывалась специфика их работы, а именно тот факт, что машинисты и помощники машинистов нередко совершают поездки на плечах обслуживания не только своей дирекции. Например, надбавка для машинистов подмосковного депо Орехово была больше, чем для машинистов депо Ярославль, которые ездят в Московскую область по этим же участкам.

Чтобы сделать назначение надбавки более справедливым, в Дирекции тяги разработали новый механизм расчёта выплаты. Теперь при определении размера доплаты для работников локомотивных бригад будет учитываться доля поездок на общих плечах обслуживания, то есть где именно они работают, а не только где территориально находятся. Это позволит выравнять надбавку при работе на одних и тех же участках.

Сейчас в дирекции точечно анализируют ситуацию по каждому работнику. «Вряд ли есть смысл увеличивать зональную надбавку, если удельный вес поездок на общих плечах небольшой. Однако если значительную часть времени занимает работа на смежной территории, где доплаты выше, будет рассматриваться вопрос о повышении ему зональной надбавки. Думаем, что так будет более объективно, а значит, эффект от применения этого инструмента будет выше», – считает Ольга Курьянова.


Претенденты на надбавки

Как отмечают в Дирекции тяги, стратегический смысл зональных надбавок в том, чтобы удерживать работников на своих рабочих местах в том подразделении и регионе, где они в данный момент трудятся. Поэтому на размер выплат влияет не только уровень оплаты труда у конкурентов, но и стоимость жизни в регионе. Например, в Москве и Московской области один из самых высоких прожиточных минимумов в стране, поэтому надбавки здесь будут высокими.
«Наша задача – максимально приблизить зарплату работающих в этих регионах сотрудников эксплуатационных локомотивных депо, в частности локомотивных бригад, к среднему уровню (по итогам девяти месяцев средняя зарплата в Москве составляет 91 тыс. руб). Поэтому здесь устанавливаются максимальные зональные надбавки, – уточняют в Дирекции тяги. – Жизнь на БАМе тоже обходится недёшево, но там есть другие доплаты для работников».

Самые высокие проценты в 2020 году были установлены для работников Октябрьской, Московской и Свердловской дирекций. Значительная часть от общей суммы, выделенной на выплату зональных надбавок из резерва ОАО «РЖД», была направлена на предприятия, расположенные в данных регионах. Причина тоже понятна – более высокий уровень оплаты труда в смежных отраслях в этих регионах.

В фокусе особого внимания у дирекции три города-миллионника: Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Максимальные надбавки назначаются в столичных депо, при этом их размер определяется точечно по профессии, в зависимости от вида движения и вида тяги, с учётом территориального расположения структурных подразделений региональных дирекций тяги. «В 2018 году, когда мы делали анализ и составляли предложение на 2019 год, именно по Санкт-Петербургу было максимальное вливание денег, чтобы выравнять зональные надбавки в депо по регионам», – напоминают в Дирекции тяги.

Надо сказать, что у Дирекции тяги есть конкуренты и в периметре холдинга. «Когда мы проводим мониторинг по региональным рынкам, то ориентируемся на такие профессии, как водитель крупногабаритных машин. У нас, в Дирекции тяги, преобладает грузовое движение, но наши сотрудники обучены для работы в разных видах движения и видах тяги. Такие навыки вождения поездов могут применяться в метрополитене, пригородном и скоростном пассажирском сообщении. Соответственно, наши конкуренты в Москве – МЦК и МЦД. В Санкт-Петербурге – метро и скоростное пассажирское сообщение, те же «Сапсаны», – рассказывает Ольга Курьянова.

В данный момент региональные дирекции завершают мониторинг уровня заработных плат по субъектам РФ и формируют свои предложения по установлению надбавок. Затем эти предложения проанализируют на центральном уровне – непосредственно в Дирекции тяги, согласуют позиции с Департаментом по организации, оплате и мотивации труда. До конца года будет составлен перечень профессий и должностей для установления надбавок. Часть фонда зональных надбавок будет утверждена на уровне Дирекции тяги, а та часть, которая выделяется из резерва компании, – решением центральной комиссии ОАО «РЖД».

Мария Абдримова

Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru