Цифровая трансформация
Михаил Калашников
Михаил Калашников
директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»

Цифровая трансформация

В РЖД автоматизируют процесс нормирования труда
Современный мир семимильными шагами движется к глобальной цифровизации и автоматизации. В новых реалиях ключевым фактором становится способность гибко адаптироваться под изменения рыночных условий. ОАО «РЖД» непрерывно совершенствует свои процессы управления, учитывая мировые тенденции. Действующая в компании стратегия цифровой трансформации стала драйвером выстраивания эффективных процессов на основе цифровых технологий, задавая вектор на повышение конкурентоспособности холдинга. Центр организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) активно использует новые возможности для автоматизации процессов нормирования, меняя сложившиеся за долгие годы подходы к работе.


Системная интеграция

ЦОТЭН уже более 60 лет разрабатывает нормы труда для работников железнодорожного транспорта. Создание новых и актуализация действующих нормативных документов по труду является постоянной системной работой. Совершенствование нормативных и методических материалов позволяет филиалам ОАО «РЖД» и структурным подразделениям компании снижать трудовые и материальные затраты. Кроме того, мы стараемся применять наш опыт при сотрудничестве и с другими организациями, расширяя нормативную базу. Основным активом нашей компании были и остаются люди. Сегодня особенно важно эффективное использование трудового потенциала каждого работника.

Разработка норм труда сопровождается большим объёмом перерабатываемой информации. При этом большинство этапов проектирования норм труда выполняется вручную – это, в частности, анализ технологических процессов, сбор первичного материала, математическая обработка исходных данных, вывод нормативных величин.

Одним из перспективных направлений для автоматизации функций по разработке норм труда является унификация требований к формату данных. Сегодня мы столкнулись с тем, что у нас есть огромный массив данных по технологическим процессам (около 35 тыс. наименований), о последовательности их выполнения, применяемых инструментах и механизмах, составе и квалификации исполнителей, но представлен он в формате, пригодном исключительно для чтения и печати. Вся вышеперечисленная информация хранится в картах технологических процессов, размещённых во внутренней Электронной системе управления нормативной и технической документацией в ОАО «РЖД» (ЭС НТД).

При этом непосредственная разработка норм времени производится в Единой корпоративной автоматизированной системе управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР) на основе тех же исходных данных, но вносимых в систему разработчиком вручную. Это приводит к дублированию исходных данных в различных информационных системах и увеличению трудозатрат на детальное изучение технологического процесса. Кроме того, нельзя исключить влияние человеческого фактора.

Для исправления сложившейся ситуации было проработано интеграционное решение по прямому взаимодействию ЭС НТД и ЕК АСУТР. Оно позволит автоматически переносить все необходимые исходные данные для разработки норм времени и формировать технико-нормировочные карты. Также будет обеспечено хранение записей, содержащих информацию по технологическим операциям, включая объём выполняемых работ и при необходимости другие параметры, позволяющие успешно использовать современные методы нормирования.

Такая интеграция систем позволит расширить их функциональные возможности, повысить качество разработки норм времени и обеспечит системное развитие нормативной базы ОАО «РЖД». Кроме того, мы ожидаем упрощения процедуры проведения оценки экономической эффективности в результате пересмотра действующих и внедрения новых технологических процессов в компании.


Машинное зрение и ум

Расчёт оперативного времени на выполнение той или иной технологической операции уже сейчас производится не только вручную, но и с помощью технологии машинного зрения, позволяющей расшифровать отснятый инженером по организации и нормированию труда видеоряд. Успешный многолетний опыт работы сотрудников центра позволил создать обширную базу норм труда для специалистов и рабочих. Но при этом был практически не охвачен административно-управленческий штат (АУШ) из-за отсутствия чётко описанной технологии работы. Его доля в компании не так уж и мала – 14%, а эффективность работы этого персонала и возможные резервы определяются очень размыто. Сегодня перед компанией особенно остро стоит задача по совершенствованию процессов управления. Благодаря же внедрению в ОАО «РЖД» процессного подхода стало возможно нормирование и АУШ.

В 2019 году генеральным директором ОАО «РЖД» была утверждена Программа мероприятий по расширению применения процессного подхода в управлении холдингом «РЖД» на 2019–2020 годы и дано поручение по оценке бюджета рабочего времени в ОАО «РЖД» с учётом использования процессного подхода. Для этого ЦОТЭН разработал специальный алгоритм оценки баланса рабочего времени, в основу которого лёг экспертный метод определения трудозатрат, и апробировал его при определении потребности в IT-персонале для формирования программы цифровизации.

В конце 2019 года в компании утвердили «Методические рекомендации по оценке баланса рабочего времени в ОАО «РЖД» с учётом применения процессного подхода». На их основе уже в текущем году была выполнена комплексная оценка трудозатрат служб управления имуществом железных дорог с учётом централизации данных функций от функциональных филиалов. Полностью оценить трудозатраты всего административно-управленческого штата компании планируется к 2022 году.

Однако пилотный проект потребовал участия многих специалистов и занял значительное количество времени, поскольку почти все этапы выполнялись вручную. Для сетевого тиражирования метода напрашивается разработка технического решения по его автоматизации. А учитывая постоянные изменения, происходящие в компании, оценка трудозатрат будет востребована даже после 100-процентного охвата административно-управленческого штата.

Для последующей автоматизации ЦОТЭН проанализировал элементы оценки трудозатрат и определил основные источники данных и необходимые расчётные модули. В данном случае объектом оценки является бизнес-процесс, утверждённый в Автоматизированной системе управления бизнес-моделированием (АСУ БМ), а матрицей для заполнения – опросный лист, специально разработанный для определения трудозатрат на выполнение процесса или базовых трудозатрат с помощью экспертного метода.



Существующие отчётные формы АСУ БМ уже сейчас позволяют с минимальной доработкой автоматически выгрузить перечень всех функций бизнес-процесса в табличный вид и перенести в шаблон опросного листа. Кроме АСУ БМ, в этом процессе задействована и ЕК АСУТР, в которой мы обеспечиваем базу действующих норм труда, а также одна из её функциональностей по анализу использования рабочего времени – АС ФРД. Модификация обеих систем позволит автоматизировать заполнение и обработку опросных листов и снизить количество ошибок.

Однако в компании АС ФРД в основном используется узкоспециализированно – трудовиками для загрузки фотографий выполнения технологического процесса в течение рабочего дня, в связи с чем у многих центральных подразделений функциональных филиалов подключение к ней отсутствует.

Наиболее простым решением кажется подключение специалистов филиалов к данной системе. Однако в этом случае у них появится ещё одна программа, несвойственная их основной деятельности, что потребует дополнительного обучения и дорогостоящего сопровождения. Решением данной проблемы может стать применение программного продукта, позволяющего провести интеграцию с АСУ БМ и АС ФРД с возможностью совместной работы нескольких участников. Для поиска подобного ресурса, отвечающего нашим требованиям, мы обратились к профильным специалистам.

Таким образом, возможно будет передавать из АСУ БМ перечень функций, входящих в состав оцениваемого процесса, на некий выделенный ресурс напрямую в шаблон опросного листа. И далее специалист функционального филиала будет вносить туда необходимые дополнительные сведения: измерители процесса и функций и источник данных объёма работ.

Учитывая региональное разделение компании, очень важна типизация аналогичных функций, выполняемых на каждом полигоне. Здесь ключевая роль всё также остаётся за владельцами процессов.

В базе данных действующих норм труда в ЕК АСУТР возможно обеспечить автоматизированный релевантный поиск по наименованию функции и её измерителю. Найденные нормы труда должны передаваться в шаблон опросного листа напрямую в графу трудозатрат.

Конечно, не всё возможно автоматизировать, и остаются функции, уникальные для подразделения. В этом случае специалист филиала должен вносить вручную экспертные значения трудозатрат. Но в дальнейшем необходимость в этом будет всё меньше, так как новые экспертные трудозатраты будут также добавляться в базу данных ЕК АСУТР.

При этом для всех функций вручную нужно будет указывать только объём выполненных работ.

Таким образом, мы получаем комплект заполненных опросных листов, которые далее должны подтверждаться контрольными хронометражными наблюдениями. Путём сравнения экспертных и контрольных значений будет автоматически выводиться коэффициент доверия экспертам. В зависимости от его значения экспертные трудозатраты либо автоматически корректируются, либо принимаются в неизменном виде.

Уже сегодня в базе данных ЕК АСУТР хранятся значения коэффициентов, учитывающих подготовительно-заключительные действия, обслуживание рабочего места, отдыха и личных надобностей, которые должны предлагаться на выбор. И только при необходимости их изменения проводится подтверждающее фотографирование рабочего дня. Далее в автоматическом расчётном модуле должны формироваться результаты оценки трудозатрат и сравниваться с численностью персонала в функциональном филиале.

На протяжении всего процесса оценки трудозатрат при оказании методологического сопровождения специалисты центра смогут корректировать и принимать решения о переходе на следующий этап. При положительном заключении о результатах оценки трудозатрат данные должны также автоматически передаваться в АСУ БМ и в базу данных ЕК АСУТР. Сопровождение и заключение необходимы в целом для снижения рисков по завышению расчётной численности и сдерживанию роста производительности труда.

При соблюдении двух условий – автоматизации и наличия в функциональном филиале грамотно сформированной процессной модели – мы сможем в намеченные сроки оценить трудозатраты всего административно-управленческого штата компании и в дальнейшем оперативно реагировать на изменения бизнес-процессов, а также быстро оценивать их эффективность.

В целом же автоматизация процесса разработки и формирования норм труда на программном уровне позволит оптимизировать ежедневные рутинные задачи и освободит время специалистов в области организации и нормирования труда для решения сложных задач, требующих профессиональной экспертизы.

Меняется современный мир, меняемся и мы, наше мышление и методы работы. Такая крупная компания, как «РЖД», не может себе позволить останавливаться на достигнутом и обязана стремиться к совершенствованию.

Применение новых эффективных методов, таких как продвинутая аналитика больших данных (Big Data), технологии блокчейн и машинного обучения, внедрение искусственного интеллекта, открывает новые возможности для выполнения основных общекорпоративных задач. И мы надеемся, что предложенные нами проекты также будут способствовать цифровой трансформации компании.

Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru