Рабочее место

Рабочее место

Как меняется рынок труда после пандемии
Пандемия коронавируса привела к кризису на рынке труда по всему миру. Так, по данным Министерства труда США, в июне количество уволенных достигло 10,6 млн человек. В России с начала марта работу потеряли около 3 млн 718 тыс. человек. Между тем на недавнем «правительственном часе» в Совете Федерации министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков подчеркнул, что ситуация на рынке труда в России постепенно начинает выравниваться и в ряде регионов (в частности, в Камчатском крае, Чукотском автономном округе, Республике Саха (Якутия), Тамбовской и Амурской областях) количество принятых на работу уже превышает количество уволенных.

Как подчеркнул в интервью газете «Гудок» от 17.06.2020 генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, важнейшим ресурсом компании были и остаются её сотрудники, поэтому, учитывая ситуацию на рынке труда, ОАО «РЖД» занимается переобучением сотрудников, перераспределением их на предприятия, где есть объём работы (например, строительство), а также на вакантные рабочие места.
«Напомню, что в компании трудятся рабочие и специалисты с уникальными компетенциями, которых на рынке просто нет, а их подготовка занимает длительное время, – отметил Олег Белозёров. – Конечно, независимо от состояния макроэкономики компания занимается повышением операционной эффективности. В первую очередь это развитие и модернизация основных фондов, внедрение малолюдных и безлюдных технологий, цифровая трансформация бизнес-процессов и пересмотр технологии. Это, с одной стороны, приводит к созданию высокопроизводительных рабочих мест, а с другой – к снижению трудоёмкости и потребности в трудовых ресурсах. Это объективная закономерность».

Опрошенные «Пультом управления» эксперты сошлись во мнении: мир оказался в ситуации, которую никто не мог предвидеть, по крайней мере в таких масштабах. По их мнению, фактор пандемии можно считать «чёрным лебедем» – этот термин по отношению к труднопрогнозируемым и редким событиям со значительными последствиями в 2007 году в своей книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости» использовал американский писатель и статистик Нассим Николас Талеб. Осенью 2019 года он выступил с лекцией для слушателей Корпоративного университета РЖД, где подчеркнул: чтобы противостоять «чёрному лебедю», требуется способность обращать себе во благо волатильность, изменчивость, стресс и беспорядок. Действительно, за негативными и отрицательными сторонами кризиса, за всеми рисками и угрозами можно не заметить положительные стороны и плюсы сложившейся ситуации, возможности и перспективы для развития бизнеса.

Представители сферы образования и бизнеса поделились своими вариантами использования кризиса во благо, а также прогнозами относительно дальнейшей ситуации на рынке труда.


Елена Сапожникова,
старший независимый директор ПАО «Интер РАО»:

– У компаний появился шанс сделать апгрейд кадрового состава. Рынок сегодня работает на работодателя, он позволит серьёзно переконфигурировать собственные кадры, произвести необходимые замены. При этом основная конкуренция развернётся за диджитал-состав. Выиграют те, кто уже сейчас начнёт присматриваться к рынку, особенно к специалистам, обладающим серьёзными диджитал-компетенциями. Они будут востребованы, и это хороший ресурс для конкуренции.


Андрей Хрюкин,
генеральный менеджер по стратегическому развитию ООО «Байкал-Сервис ТК»:

– Сейчас рынок труда – это рынок работодателя. С выходом из кризиса, ростом грузооборота и открытием новых филиалов у нас наблюдается рост вакансий, требуются разные специалисты, но главным образом производственный персонал (приёмосдатчики, грузчики, кассиры-операционисты и т.д.).


Екатерина Васильева,
директор по работе с людьми Росгосстрах Банка:

– В условиях кризиса, как правило, предприятия приоритетно занимаются пересмотром своей кадровой политики. На первый план во многих компаниях сейчас выходит оптимизация расходов на персонал: снижение размера заработной платы, частичная или полная отмена дополнительной системы мотивации, сокращение численности штата, рабочего времени, направление сотрудников в ежегодные и неоплачиваемые отпуска. Мы же делали фокус на другом – удержании, мотивации и поддержке наших сотрудников в тяжёлой для всех ситуации (была введена доплата в размере до 100% зарплаты по больничным листам на время пандемии, выплата материальной помощи при отдельных тяжёлых случаях течения заболевания, сохранение всех сотрудников в штате без сокращения численности), поддержании их боевого и командного духа (усиление всех каналов внутренних коммуникаций) и росте профессиональных компетенций (были запущены дополнительные дистанционные программы обучения для сотрудников и руководителей). Всё это сделано, чтобы в момент выхода из пандемии и начала активной работы сохранить максимально эффективную, полную и мотивированную команду, готовую к достижению высоких результатов. Мы также наравне с другими организациями меняем ориентир в корпоративной культуре и во внутренних коммуникациях, делая их «антикризисными», с одной стороны, и более поддерживающими, развлекательными – с другой. Находим и адаптируем под себя новые инструменты нематериальной мотивации для удержания ключевых людей и привлечения новых, поддержания командного духа и эффективной работы. С учётом продолжающегося активного роста всех наших направлений, а также диджитал-трансформации Росгосстрах Банка мы продолжаем вести активный поиск и наём кандидатов как в головной офис и сервисный центр, так и в сеть. Особенно это касается IT-специалистов и профессионалов, имеющих высокий уровень компетенций в области информационных технологий и безопасности. Борьба среди компаний за таких кандидатов только возрастает.


Сергей Дегтярёв,
основатель холдинга Catalyst, управляющей компании по развитию франшиз:

– Что касается кадровой политики, апгрейд кадрового состава необходимо проводить постоянно и вне зависимости от кризиса. Джек Уэлш, лучший СЕО ХХ века по мнению многих рейтингов и изданий, утверждал: «Правильные люди на правильном месте важнее, чем правильная стратегия». Хороший менеджер и собственник будет безостановочно заниматься подбором и апгрейдом команды. Компании, которые это понимают, растут быстрее других и не стоят на месте. Основная конкуренция ведётся за коммерческих специалистов. Количество крутых директоров по продажам, маркетингу, коммерческих директоров на рынке труда не изменилось: эффективных менеджеров сокращают последними, а если и сокращают, то они очень редко выходят на рынок, поскольку сразу получают предложения от других компаний.


Эльза Егорова,
руководитель продуктов «TalentTech.Адаптация» и «TalentTech.Вовлечённость»:

– Что касается HR-специалистов, то будут пользоваться высоким спросом те, кто сможет ускорить и нарастить эффективность компании. Обязательный пункт – владение цифровыми HR-инструментами. Многим придётся изменить профиль деятельности и переучиться на другие профессии, более востребованные в новых цифровых условиях. Мы увидим вытягивание рынка вакансий в сторону растущих отраслей: вакансии в онлайн, логистика, медицина, фарма, ретейл и товары повседневного спроса. Осваивать новые навыки можно начинать уже сейчас с помощью онлайн-курсов.


Алёна Гейдт,
HR-директор АНО «Платформа «Национальная технологическая инициатива» и АНО «Университет 20.35»:

– Будущее наступает быстрее, чем мы предполагали. Я давно уже стала фанатом такого проекта, как «Атлас новых профессий: там в очень понятной форме указаны компетенции будущего и профессии, которые будут востребованы лет через 10–15. В первом издании мы читали о таких профессиях, как, например, комьюнити-менеджер, менеджер по работе с сообществами. Что это такое, никто не понимал. А сегодня они востребованы – их ищут работодатели. Соискателям необходимо развивать надпрофессиональные навыки, например такие, как мультиязычность, мультикультурность, навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность, работа в режиме высокой неопределённости и быстрой сменяемости целей и задач. Есть и совсем неожиданные, но крайне важные навыки, например способность к художественному творчеству. На эту компетенцию уже обращают внимание во многих западных компаниях: важно, чтобы сотрудники развивали себя с точки зрения эмоционального интеллекта, развивали другой взгляд на вещи и за счёт этого становились продуктивными.


Наталья Гаркуша,
заместитель директора Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС:

– Сейчас требует изменений организационная структура органов госуправления, прежде всего из-за новой активно масштабируемой реальности в оказании госуслуг: минимизации участия человека при оказании государственных услуг, оказании услуг в онлайн-режиме с автоматическим осуществлением межведомственных запросов. Гражданин не должен даже задумываться о том, какие необходимы справки, какие подтверждающие документы надо собрать для получения госуслуги. Всё должно происходить автоматически. Данные тенденции требуют перестройки организационных механизмов, грамотного подбора цифровых команд в органах власти для запуска процессов создания и развития цифровых продуктов и услуг – от этапа генерации идей до первых пилотов и дальнейшего тиражирования. При этом цифровизация самих органов власти невозможна без пересмотра существующих процессов и операционной деятельности. Важно, чтобы текущие процессы не воспринимались как канон и не автоматизировались без оптимизации. Иначе цифровизация хаоса приведёт к цифровому хаосу.


Павел Вешаев,
генеральный директор компании FinHelp:

– Рынок труда по большей части становится рынком работодателя в тех сферах, где начинается конкуренция за вакансии. Безусловно, есть отрасли, где спрос на профессионалов превышает предложение (например, IT) и где по-прежнему правят соискатели. Однако и там уже есть некоторые изменения, связанные с кризисом и пандемией. В текущих условиях соискатели будут активнее ходить на собеседования, проявлять большую активность и заинтересованность в вакансиях, запросы по зарплатам будут более адекватными. За те же деньги работодатель теперь сможет найти более квалифицированные кадры, с большей мотивацией к труду. На рынке к осени окажется ещё больше профессионалов, и можно будет забрать лучших, особенно из сильно пострадавших сфер.
Если говорить о сокращении штата и заработных плат, то к осени ситуация ухудшится. Доля затрат на фонд оплаты труда (ФОТ) в большинстве бизнесов очень существенная, и потому его сокращение – это вопрос выживания. Сейчас время, когда можно убрать существовавшую «перегретость» по зарплатам и ФОТу в целом.

Подготовили Юлия Антич и Мария Абдримова
Компания возможностей

Железной дороге нужны профессионалы

Рубрики: Рынок труда
Будущее наступит завтра

Пандемия ускорила приход роботов на рынок труда

Рубрики: Рынок труда
Каждому – по потребностям

Как компании трансформируют системы мотивации и бонусов

Рубрики: Рынок труда
Разговор о себе

Умение правильно презентовать свои навыки – ключ к успеху

Рубрики: Рынок труда
Непрерывное обучение
Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга, начальник международного отделения финансового факультета Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

Без каких качеств и умений придётся трудно в новых условиях труда

Рубрики: Рынок труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru