Всемирный экономический форум (ВЭФ) пересмотрел прогноз по трансформации рынка труда на горизонте до 2025 года, отметив, что пандемия привела к резкому ускорению автоматизации и цифровизации в организациях. Свежее исследование ВЭФ, проведённое среди работодателей, показало, что из-за роботизации в ближайшие пять лет исчезнут 85 млн рабочих мест и одновременно появятся 97 млн новых. Два года назад планировалось сократить 75 млн и создать 133 млн рабочих мест. Как пандемия изменила баланс на рынке труда и являются ли роботы союзниками или конкурентами человека, «Пульт управления» выяснил у работодателей и футурологов.
Уходящая натура
Технический прогресс неизбежно влияет на рынок труда и приводит к тому, что некоторые специальности умирают, а вместо них появляются другие. Ещё 100 лет назад востребованными были такие профессии, о которых сейчас вспоминают исключительно в историческом контексте: например, фонарщики, зажигающие газовые фонари; кучера, управляющие повозками; телефонистки, соединяющие абонентов. Такая же участь уготована и многим современным профессиям.
Футурологи и эксперты уже давно прогнозируют, что беспилотные автомобили в будущем сделают неактульной работу водителей и таксистов, голосовые помощники и чат-боты заменят операторов, онлайн-сервисы и искусственный интеллект возьмут на себя обязанности бухгалтеров и юристов, а развитие технологии «умной фабрики» приведёт к снижению численности рабочего и административного персонала на заводах и промышленных предприятиях.
До недавнего времени считалось, что трансформация рынка труда будет идти плавно и постепенно, однако пандемия заставила сделать рывок в будущее.
Выступая на форуме «Открытые инновации» в Сколково в октябре текущего года, глобальный лидер по робототехнике и автоматизации подразделения абразивных систем компании «3М» Карл Доексен отметил, что нынешний кризис в сфере здравоохранения и экономики существенно ускорил процесс цифровизации и роботизации, сделав последнюю одним из основных трендов технологического развития. По его словам, пандемия показала степень зависимости от человеческого фактора. Необходимость сокращения этой зависимости вынуждает многие компании вкладывать в робототехнику большие средства и искать новые возможности для её использования. По данным Международной организации робототехники, в 2009 году во всём мире едва ли насчитывался 1 млн роботов, в 2017 году эта цифра достигла 2 млн, а в 2020-м – уже 3 млн.
Причём если раньше использовались роботы-трудяги – станки механической обработки деталей, погрузчики, транспортёры, то сейчас появляется всё больше роботов-интеллектуалов. Как поясняет директор по продукту компании «Гравител» Станислав Обидин, такие роботы представляют собой компьютерные алгоритмы, способные слушать, думать, говорить и принимать решения. По его словам, голосовые ассистенты уже могут частично замещать человека, например, принять заявку, проинформировать, провести анкетирование. Они могут составить конкуренцию операторам call-центров, инженерам технической поддержки первого уровня, специалистам по продажам (холодные звонки). При этом стоимость работы голосового ассистента в call-центре как минимум в два раза дешевле, чем человека. Тренд – частичная или полная замена операторов роботами – особенно заметен в логистических компаниях, интернет-магазинах.
«Необходимость живого обслуживания клиентов ещё больше будет ставиться под вопрос с развитием синтезаторов речи, с помощью которых предприятие может в любой момент подготовить необходимое голосовое сообщение – объявление в больнице, школе или в общественном транспорте. Во время пандемии клиенты намного быстрее приняли необходимость использования цифровых каналов, соответственно предприятия ускорили их развитие, внедряя роботизированные решения для улучшения клиентского сервиса», – комментирует директор корпоративного развития компании Tet Виктор Торопов.
Роботы способны освободить человека от опасного, тяжёлого и монотонного труда, прогнозируют эксперты и футурологи. Эксперт в промышленной робототехнике, роботизации и технологиях «Индустрия 4.0» Сергей Шегай уточняет, что роботы уже успешно заменяют людей в таких операциях, как перемещение и укладка палет, сварка, сборка, обработка и дозирование.
На горизонте ближайших пяти лет стоит ожидать роста спроса на роботов в металлургической, строительной, горнодобывающей отраслях, нефтедобывающей промышленности, в ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, индустрии клининга, считает сооснователь и директор по развитию компании «Промобот» Олег Кивокурцев. Также, по его мнению, сервисные роботы могут появиться в банках, торговых центрах, в музеях.
Искусственный интеллект позволяет роботам быстрее обрабатывать большие объёмы информации, исключая человеческий фактор. Поэтому роботизация затронет те профессии, которые обеспечивают рутинные административные процессы (бэк-офис), а также аналитику (обработку больших данных), полагает Виктор Торопов.
Союзники или конкуренты
Роботизация имеет несколько интересных экономических эффектов. Сергей Шегай рассказал «Пульту управления» о некоторых международных исследованиях в этой области. Так, во Франции выяснили, что роботизация 20% производственных операций приводит к сокращению рабочих мест на 3,2% и одновременно увеличивает заработную плату оставшихся сотрудников на 10,9%. Рост зарплаты происходит в большей степени за счёт того, что обслуживание роботов требует более квалифицированных работников. Британские учёные пришли к выводу, что роботизация предприятия вынуждает конкурентов, которые этого не делают, сокращать свой персонал. Этот парадокс объясняется тем, что в конкурентной борьбе роботизированное производство помогает компании увеличить долю рынка за счёт увеличенного выпуска более качественной продукции.
Но самый очевидный эффект роботизации – повышение производительности труда. «В долговременной перспективе робот намного эффективнее человека: он не болеет, не отдыхает, не требует премий. Если бизнес-функция поддаётся роботизации, стоит оценить экономический эффект от использования искусственного интеллекта – посчитать капитальные, операционные затраты, срок возврата инвестиций. И, вероятно, вы не найдёте объективных причин не отдать эту работу машине», – говорит Станислав Обидин.
Вытеснят ли роботы в конечном счёте людей с рынка труда? Эксперты уверены, что этого не случится даже в отдалённом будущем. По мнению Станислава Обидина, искусственный интеллект в ближайшее время сможет заменить человека в тех областях, где нужно действовать в рамках строгого регламента по определённому алгоритму, оперируя шаблонными или заранее подготовленными данными. Но если задача требует неординарного решения, творческого подхода, то здесь робот не сможет конкурировать с живым человеком.
Менеджер проектов группы администрирования и управления проектами компании ICL Services Яков Кротов предлагает вспомнить, как проходила роботизация промышленности на заре ХХ века – тот же запуск конвейера Генри Форда. Тогда это привело к сокращению рабочих мест, но вместе с тем создало потребности в высококвалифицированных инженерных профессиях. «Говоря же о сегодняшнем дне, стоит обратить внимание на промышленных роботов, – говорит Яков Кротов. – Роботизация создаёт новые, адаптированные под нужды текущей реальности профессии, среду для развития персонала – техников, программистов, специалистов по цифровой трансформации».
Будущее рынка труда
Как рассказал «Гудку» Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», международный консультант в области прогнозирования потребности в кадрах, в ближайшем будущем будут пользоваться спросом разработчики разного рода цифровых платформ, специалисты, которые придумывают инновационные решения, и те, кто их обслуживает.
Одно из перспективных направлений на рынке труда – сектор робототехники. Российские вузы выпускают ежегодно более 500 робототехников, отмечает Сергей Шегай, а рынок в большей степени нуждается в роботизаторах. Разница между этими родственными профессиями, как пояснил эксперт, заключается в том, что робототехник конструирует роботов, а роботизатор разрабатывает технические решения на базе промышленных роботов.
Востребованной профессией в мире становится специалист в области искусственного интеллекта и технологий, тесно с ним связанных, добавляет профессор кафедры нелинейных динамических систем и процессов управления факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Ильин. Чтобы быть хорошим специалистом в этой области, по его словам, необходимо иметь не только общепринятую фундаментальную математическую подготовку, но и продвинутые знания и навыки по информатике и IT.
В текущих условиях для работодателей ценны специалисты, ориентирующиеся в цифровизации всех процессов: программисты, IT-специалисты, тестировщики, настройщики. Скорее всего, дефицитными будут профессии, связанные с обработкой, хранением и использованием больших баз данных, с кибербезопасностью, с обслуживанием различных онлайн-процессов, считает руководитель отдела по работе с персоналом QBF Светлана Белодед. «Мы наблюдаем массовое рождение новых специальностей и профессий, многим ещё даже не учат в вузах – виртуальные гиды, сторизмейкеры и др. Таким образом, все тенденции, требования, нужные компетенции и навыки – всё крутится вокруг цифровизации и ухода процессов в онлайн», – подчёркивает она.
Цифровизация не только привела к появлению новых профессий, но и заставила работодателей изменить требования к сотрудникам. Теперь от работников требуются технические навыки, даже самые простейшие, – от использования полностью компьютеризированного рабочего места до освоения нового ПО, замечает менеджер по подбору Orange Business Services в России и СНГ Елена Исаева. Важным качеством сотрудника стала способность быстро реагировать и менять своё поведение в соответствии с изменившимися условиями. «В текущей ситуации работодатели ищут кадры, способные быстро учиться, быть гибкими к изменяющейся ситуации, высокоорганизованными для работы онлайн, – подтверждает Светлана Белодед. – Работодатель желает видеть у новых сотрудников способности к быстрой адаптации в своей профессии, к онлайн-деятельности, навыки пользования техникой на высоком уровне, знание современных компьютерных программ в своей сфере. У сотрудников же в цене тот работодатель, который даст перспективы роста в такой нестабильной ситуации, обеспечит хоть какую-то стабильность, поможет в освоении нового».
В постковидную эпоху конкуренция на рынке труда однозначно возрастёт. Как отмечает старший HR-бизнес-партнёр Orange Business Services в России и СНГ Елена Безъязыкова, теперь компании более тщательно подходят к финансированию рабочих мест. Там, где работодатели смогли автоматизировать рабочие процессы, сократилось и количество вакансий. При этом неизменным остаётся сектор IT-предложений, где спрос на специалистов остаётся выше, чем может предложить рынок.
В 2021 году рынок продолжит осваивать переход на дистанционную работу, или, как вариант, на комбинированный график, подразумевающий частичную работу из офиса.
Выдержать эту возрастающую конкуренцию смогут те, кто не держится за прошлое образование, для кого близким являются понятия о самодисциплине, саморазвитии, постоянном обучении и повышении квалификации, уверена Светлана Белодед.
Мария Абдримова