Разговор о себе

Разговор о себе

Умение правильно презентовать свои навыки – ключ к успеху
Навык самопрезентации, умения грамотно рассказать о своих достоинствах – важная составляющая успешного собеседования, а в дальнейшем – продвижения по карьерной лестнице. Так, согласно глобальному исследованию Kelly Services – Kelly Global Workforce Index, для россиян навык самопрезентации является вторым по значимости после опыта работы индикатором таланта человека для потенциального работодателя. Но эксперты отмечают, что часто людям сложно рассказать о своих преимуществах, не преувеличивая и не приуменьшая свои достижения. «В наш стремительный век у окружающих нет времени, сил и желания присматриваться и внимательно изучать других. Поэтому каждый, кто хочет быть по достоинству оценённым и признанным, обязан прилагать усилия, чтобы окружающие люди заметили самого человека, его поступки и таланты», – отмечает профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова. «Пульт управления» узнал у экспертов, как правильно рассказать о своих достоинствах.


Екатерина Цаюкова,
психолог, коуч, преподаватель Международной школы профессий:

– В своей преподавательской и коучинговой практике я часто слышу запрос: «Хотел бы сделать карьеру, пойти на повышение, поговорить с начальником об изменении договора, увеличении заработной платы, но не могу...» Трудно представить, но часто причиной невозможности об этом говорить и этого достичь является неспособность человека по достоинству оценить свои профессиональные и надпрофессиональные компетенции, достижения, опыт. И, как следствие, невозможность говорить о них другим, то есть презентовать себя.
Отчасти такая проблема исходит из советского мировоззрения и его ценностей: быть как все, вкладываться во благо других, Родины, общества, иметь то же, что и все. Родители тех, кто сейчас пытается сделать карьеру, ещё застали те времена и на собственном опыте помнят прошлый порядок и его требования. За одно поколение не всегда удаётся трансформировать привычки и мировоззрение. Для нынешнего же поколения характерно желание достигать, быть эффективным, творчески реализованным, позволить себе все радости жизни. Иногда это начинает входить в конфликт с подсознательными установками, ценностями и программами, полученными от предков, и человек не может их преодолеть.
Также немалый отпечаток накладывают школа и первые учителя. Приходя в школу, ребёнок ещё многого не знает о мире и впитывает, как губка, всю информацию. Что стыдно отличаться и ходить без формы, стыдно нарушить эти правила, стыдно быть особенным, стыдно быть лучше, эффективнее – будут завидовать. Опыт предков и истории страны, личных травм вносит вклад, и немалый. Поэтому часто навыки самопрезентации приходится «прокачивать».
Удивительно, но, в отличие от других чувств, чувство стыда нам подарила не природа, а именно социум. Стыд – это социальное чувство. Впервые столкнувшись с осуждением и разочарованием в глазах значимых взрослых (как правило, родителей), ребёнок испытывает стыд. Эти самые глаза родителей со своими ожиданиями продолжают смотреть на человека и осуждать за всё инакомыслие и дальше, если это специально не проработать.
Возможность присваивать себе достижения и называть свои сильные качества зависит от степени познания и принятия человеком самого себя, той обратной связи, которую он получает от близких, друзей и работодателя.
Самопрезентация – не хвастовство и приукрашивание, а отражение фактов. Не только собственных знаний о себе, но и того, что видят и ценят другие. Поэтому так важно развивать умение именно отражать реальность.
Есть ряд правил успешной самопрезентации:
– следует говорить мало, но ёмко и чётко. Цифры, факты, графики, результаты: сколько тысяч принесли компании, сколько сотрудников обучили, сколько программ составили, сколькими руководили, чего достигло подразделение и компания в целом;
– говорить нужно спокойно и при этом живо, использовать интонации, речевые акценты. Продавать себя и как личность, и как носителя необходимых профессиональных компетенций. Ответить на вопрос, какие у вас есть hard-skills и soft-skills. Также важно использовать демонстрационный материал. Резюме, портфолио, показатели роста, грамоты и дипломы;
– говорить брендами. В любой профессиональной сфере есть свои бренды, золотые стандарты, эталоны, котирующиеся вузы, степени образования. Говорить на языке собеседника, его ценностей и потребностей. Например, если руководитель ценит пунктуальность, продемонстрируйте, что вам это важно тоже, употребите в речи: «Благодарю, что уделили мне время, постараюсь быть кратким». Если вы знаете корпоративные ценности, говорите о себе и своём опыте сквозь призму этих ценностей, находя точки соприкосновения вас как сотрудника, руководителя и компании в целом. Так вы повысите свои шансы на успех.
При подготовке к успешной презентации необходимо ответить себе на два вопроса.
Во-первых, что вы хотите донести своим сообщением? К примеру, что именно я достоин этого места и принесу пользу компании.
Во-вторых, до кого вы хотите это донести? Кто этот человек, какие у него требования, ценности, особенности, нужды?
Во время рассказа о себе избегайте открытого повторения шаблонных фраз, вместо этого лучше приводите такие примеры из жизни, где это демонстрируется. Вместо «я коммуникабельный» – «я умею управлять конфликтами, продавать, при помощи общения достиг таких-то целей». Вместо «я ответственный» – дайте контакты тех, кто может охарактеризовать вас как человека, готового брать на себя решение проблем и вести за собой, предпринимать активные действия и приносить пользу.
Главное – не перейти границу. Дело в том, что иногда у собеседника могут возникнуть весьма противоречивые чувства в ответ на ваш рассказ о личных достижениях. И переборщить может быть так же пагубно, как и недоговорить что-то. Поэтому информацию необходимо выдавать порциями, постепенно проверяя, как реагирует собеседник. Заметить, где его личная граница, за которой уже начинается переход от расположения и интереса к подозрительности, зависти, стыду, злости и другим личным чувствам.
Вообще в жизни хвалить себя нужно обязательно! И делать независимо от того, насколько велики или малы ваши достижения. Или от того, как эффективно вы провели переговоры или презентацию себя. Самоподдержка – это огромный ресурс личности, помогающий сохранить амбиции, энергию и не выгорать при столкновении со своими ограничениями или неудачей. Но не стоит себя нахваливать и оценивать исключительно высоко при знакомстве с другим человеком или на собеседовании. Выводы, насколько именно для него вы хороши и полезны, он сделает сам, по истечении времени. Скорее, в разговоре стоит обозначить некоторые основные вехи достижений или качества, и если человек заинтересуется, рассказать об этом подробнее.
Умение подавать себя, рассказывать о своих навыках и говорить о себе может открыть двери к самым невероятным свершениям и достижениям в жизни и карьере. Те, кто освоит это искусство, уже никогда не будут иметь проблем с наличием места работы и гонорарами.


Светлана Белодед,
руководитель отдела по работе с персоналом QBF:

– Если на Западе привыкли в первую очередь обращать внимание на положительные стороны явлений и достоинства людей, то у нас на первое место выходят недостатки. С детства нас ругают за проступки, тогда как хорошее поведение считается нормой. На том, что соответствует норме, традиционно не заостряется внимание, поэтому похвала часто не проговаривается вслух. На работе обычно сотрудников тоже чаще ругают за плохое, словно не замечая хорошего. Именно поэтому люди часто не воспринимают свои достижения как тему для разговора, напротив, всеобщее одобрение получает скромность.
Самая частая ситуация, в которой нам нужно говорить о своих достоинствах, – это собеседование при приёме на работу. Чрезмерная сдержанность на интервью способна существенно затруднить процесс поиска работы. HR-специалисты в той или иной форме спрашивают у кандидатов о профессиональных достижениях и лучших качествах. Если в ответ на данные вопросы не звучит структурированных, чётких и уверенных ответов, работодателю может показаться, что перед ним слабо мотивированный сотрудник, который не достигнет высоких результатов.
В самопрезентации я рекомендую представлять факты, желательно с цифрами. Например, менеджеру по продажам важно рассказать, скольких клиентов он привлёк, какова была общая сумма сделок, какую прибыль получила компания благодаря его работе и за какой период. Специалисту, претендующему на руководящую должность, рекомендую остановиться на том, какой командой он управлял прежде, сколько в ней было человек, скольких из них и чему он обучил, каких результатов достиг вместе со своими подчинёнными.
Соискатель должен быть готов анализировать и трудности, которые стояли на его пути, объяснять, что он сделал для их преодоления. Не стоит при этом увлекаться оценочными суждениями и преувеличивать значимость проделанной работы. Если кандидат будет через слово повторять, что он лучший, делает что-либо на высочайшем уровне, владеет навыками, которых нет ни у кого в России или мире, его утверждения вряд ли будут приняты всерьёз. Отрицательно может быть воспринято желание новичка возвысить себя над бывшими коллегами, представить, будто бы все подводили и мешали. Даже если работодатель поверит в подобные утверждения, он может подумать, что перед ним склочный человек, которому будет трудно влиться в коллектив.
Думаю, умение вовремя напомнить о своих достижениях полезно и вне карьеры. В первую очередь оно позволяет самому человеку более раскрепощённо чувствовать себя в коллективе, привлекать к себе внимание. Главное, не переходить грань между самопрезентацией, превращающей человека в интересного собеседника, и бахвальством, не преуменьшать достижения других людей, желая выделиться на их фоне.


Артём Ступак,
преподаватель кафедры управления трудом и персоналом РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, эксперт грантовых конкурсов Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь):

– Карьерный рост и полезные деловые связи – результат здоровой самооценки и навыков самопрезентации. Уверенная объективная оценка самого себя – признак психологической и эмоциональной зрелости личности.
Важно помнить, что человек – существо социальное. Мы живём в обществе и неизбежно сравниваем себя друг с другом. Постоянно рассказывая о бесконечных личных и профессиональных победах, мы можем вызвать у людей скрытую зависть, которая потом перерастёт в критику и сплетни. Поэтому надо понимать, как преподносить свои успехи другим людям, чтобы не вызвать огонь на себя.
Конечно, лучший способ показать, на что вы способны, – продемонстрировать свои навыки в деле. Тогда руководитель и коллеги сами увидят, насколько вы хороши.
Стоит прежде всего говорить языком достигнутых результатов, то есть максимально конкретно, без общих слов. Избегать формулировок «номер один», «лучший из лучших» и подобных, так как это всё – субъективная оценка самого себя. Компания хочет взять к себе в команду профессионала, который умеет достигать измеримых конкретных результатов, поэтому лучшая самопрезентация – это реальные профессиональные успехи, которые можно подтвердить фактами.
Грань между хвастовством и самоуверенностью очень тонка. Нужно периодически объективно оценивать свои профессиональные и личные результаты, знания, навыки и умения. При этом так же трезво надо посмотреть на свои зоны роста для того, чтобы сохранять адекватную самооценку. Знать, в чём вы сильны, а что ещё необходимо в себе развивать, чему научиться, куда расти.
Безусловно, если вам хочется поделиться с другими своими успехами, то ничего предосудительного в этом нет. Например, вы завершили сложный и большой проект, вас переполняют эмоции, и вы делитесь этой новостью с коллегами. В то же время, если вы будете при любом удобном случае в коллективе постоянно заниматься самопрезентацией и самолюбованием, то позитивного результата от этого не будет. Уместно рассказать о себе в красках, когда вас просят это сделать.

Подготовила
Виктория Гаджиева
Компания возможностей

Железной дороге нужны профессионалы

Рубрики: Рынок труда
Будущее наступит завтра

Пандемия ускорила приход роботов на рынок труда

Рубрики: Рынок труда
Каждому – по потребностям

Как компании трансформируют системы мотивации и бонусов

Рубрики: Рынок труда
Непрерывное обучение
Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга, начальник международного отделения финансового факультета Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

Без каких качеств и умений придётся трудно в новых условиях труда

Рубрики: Рынок труда
Время HR-перемен
Евгений Виноградов, заместитель руководителя проекта «Атлас новых профессий»,

Как изменится рынок профессий в постпандемийных реалиях

Рубрики: Рынок труда

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru