Командный дух

Командный дух

Производительность труда зависит от отношений в коллективе
В современном мире выигрывают компании, которые умеют быстро реагировать и меняться, использовать новые технологии и предлагать комплексные решения. Достичь этого в одиночку невозможно, поэтому на рынке труда растёт спрос на руководителей с лидерскими качествами и развитыми навыками командообразования, способными повести за собой людей, развивать их и обеспечить их эффективную слаженную работу. Новая компетенция в обновлённой модели ОАО «РЖД» так и называется: «Развитие и забота о сотрудниках».


Сила коллективного разума

Время профессионалов-одиночек уходит в прошлое, с рынка труда их вытесняют сотрудники и руководители, понимающие правила командной игры. «В условиях постоянно повышающихся требований рынка и жёсткой конкуренции специалистам-одиночкам, даже очень талантливым, трудно достичь высоких результатов. Именно поэтому способность быстро устанавливать контакт с коллегами является очень ценным навыком», – отмечает руководитель по управлению персоналом компании QBF Светлана Белодед.

С точки зрения психологии успешность командной работы объясняется тем, что сотрудники мотивируют и поддерживают друг друга. «Чувствуя поддержку коллег, людям психологически работать комфортнее, а значит, и результаты их будут выше, чем у одиночек», – поясняет доцент Департамента психологии факультета социальных наук Высшей школы экономики Елена Овчинникова.

Однако просто объединить людей в группу не значит сделать их командой. Для этого у них как минимум должны быть общие цели и взгляды. Ещё лучше, если сотрудники связаны не только формальными отношениями, но и эмоциями и совместными воспоминаниями. Это основная цель тимбилдинга и любых командообразующих мероприятий.

Организация становится тем сильнее и эффективнее, чем в большей степени её работа основана на принципах взаимного уважения и сотрудничества. За атмосферу в коллективе отвечает руководитель. От его поведения зависит эффективность всей команды. Он должен выступать в роли лидера: воодушевлять своим примером, вести за собой, выявлять таланты, помогать развиваться, тогда команда будет работать и выходить на новые уровни производительности.
«Команда – больше, чем просто сумма усилий отдельных людей. Это некий новый организм, который обладает новыми свойствами. Для его функционирования недостаточно обеспечить просто комфорт каждого из членов команды. Необходимо, чтобы каждый брал на себя ответственность, а не думал, что кто-то другой за него выполнит задачу. Задача лидера не допускать диффузии (размывания) ответственности и самому показывать положительный пример», – замечает кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Института общественных наук РАНХиГС Кристина Иваненко.

Второе необходимое условие командной работы – это доверие. Если его нет, коэффициент полезного действия снижается, падают показатели удовлетворённости работой, возникает рассогласование в действиях и психологический дискомфорт. Поэтому лидеру необходимо пропагандировать ценность прозрачности в общении как по рабочим, так и по личным вопросам, отмечает Кристина Иваненко.
«Третье правило – сбалансированность команды по ролям. Если команда укомплектована правильно, то роли распределены органично: есть тот, кто принимает решения, – инструментальный лидер; тот, кто поддерживает командный дух, – эмоциональный лидер; кто оценивает решение критически – критик; кто предлагает новые опции – генератор идей; есть тот, кто всё систематизирует, – администратор», – рассказывает эксперт.

Распределение ролей – одна из основных задач руководителя. По словам Елены Овчинниковой, это можно сделать, например, при помощи различных групповых тренингов, где нужно решить общую задачу. «Только после того, как лидер определит, какие позитивные и негативные стороны есть у каждого члена коллектива, он может эффективно распределять задачи. Но я отмечу, что это двусторонняя работа, человек должен сам хотеть стать частью команды», – уточняет Елена Овчинникова.


Эффективная коммуникация

Лидерам важно уметь передавать знания, помогать коллегам развивать необходимые для работы компетенции и адаптироваться в меняющихся условиях. Большое значение имеет коммуникация руководителя и его команды.

Как считает Александра Репина, скрам-мастер ГородРабот.ру, если раз в квартал собирать вместе все отделы и делиться информацией о темпе роста и развития, находить и обсуждать проблемные точки компании, намечать перспективы ближайшего развития, производительность работы заметно повышается. «Появляется ясность, на что обратить внимание, а что может подождать», – говорит она.

Признание заслуг сотрудника даже в виде простой похвалы стимулирует выработку дофамина – гормона радости, который способствует запоминанию информации, активизирует интерес.

Исследование компании Deloitte показало, что в организациях, где на систематической основе поддерживают и поощряют сотрудников, на треть снижается текучесть кадров и повышается вовлечённость сотрудников. Напротив, демонстрация превосходства, использование методов устрашения со стороны руководителя могут отрицательно сказаться на эффективности работы компании, поскольку снижают продуктивность коллективных усилий, направленных на достижение успеха, считает профессор Московской школы управления «Сколково» Пьер Касс.

Мария Абдримова
Виктория Гаджиева
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал
Проверка на входе
Ирина Шестакова, начальник сектора по управлению персоналом ЧУЗ «Клиническая поликлиника «РЖД-Медицина» города Архангельск»,

«РЖД-Медицина» формирует команду единомышленников

Рубрики: Персонал
Зона турбулентности

Бизнес меняет подходы к управлению кадрами

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
«Стратегии тоже нужна стратегия»
Ривз Мартин, Джанмеджая Синха, Кнут Хаанес
««Стратегии тоже нужна стратегия»». Издательство «Эксмо» 2016 год
Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов
Лора Вандеркам
«Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов». Издательство «Бомбора» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100