Побуждение к действию
Дмитрий Берсенёв
Дмитрий Берсенёв
заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» по кадрам и социальным вопросам

Побуждение к действию

Как работали с персоналом в Центральной дирекции инфраструктуры
В 2019 году Центральная дирекция инфраструктуры ОАО «РЖД» (ЦДИ) реализовала несколько значимых проектов в области управления персоналом, в числе которых «Форум поколений» и V юбилейный Слёт молодёжи. Об итогах кадровой работы дирекции «Пульту управления» рассказал заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Берсенёв.

– Расскажите о кадровых проектах ЦДИ, которые были реализованы в уходящем году?
– В этом году с целью выработки проектных идей для решения приоритетных задач компании, а также для развития необходимых управленческих компетенций нами был выбран новый формат обучения руководителей дирекции – стратегические сессии, включающие в себя общение с руководством компании и деловую игру. Они направлены на выявление проблемного поля, выработку плана по решению стоящих перед дерекцией задач.
Первая сессия была проведена в феврале в Сочи. По её итогам участники предложили эффективные решения по ряду проблемных областей (снижению сменяемости и повышению действенности резерва руководителей, улучшению качественного состава персонала, изменению подходов в действующей системе мотивации работников, занятых на текущем содержании железнодорожного пути).
В апреле состоялась стратегическая сессия под председательством заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника ЦДИ Геннадия Верховых с участием руководителей, зачисленных в резерв на позиции номенклатуры генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» на 2019 год. В феврале 2020 года состоится защита проектов, которые разрабатывали участники сессии, будут определены проекты-победители, порядок и условия их внедрения, а также пилотные полигоны. Защита состоится перед комиссией под председательством Геннадия Верховых.
Опыт проведения стратегической сессии был признан успешным, и по поручению руководителя дирекции с целью вовлечения в проектную работу большого количества региональных руководителей аналогичные стратегические сессии были организованы преподавателями Корпоративного университета РЖД во всех региональных дирекциях, а также в Дирекции по эксплуатации путевых машин и в Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры.

– Какие мероприятия проводились для молодёжи ЦДИ?
– Подготовка и развитие высокопрофессиональных молодых кадров – одно из приоритетных направлений кадровой политики ЦДИ. Ежегодно проводятся слёты молодёжи инфраструктурного комплекса, и из года в год количество их участников растёт. Если в первом слёте молодёжи, прошедшем в 2015 году в Ярославле, приняли участие 90 молодых сотрудников ЦДИ, то в этом году в Саратов на пятый слёт приехали 126 работников, а также студенты отраслевых вузов, колледжей и техникумов. Хочется отметить, что отличительной особенностью наших слётов молодёжи является то, что тему каждого слёта и место его проведения выбирают сами участники. Тема юбилейного слёта – «Персонал будущего: перспективы, задачи, решения». На протяжении двух дней участники вели открытые диалоги с руководителями и экспертами ОАО «РЖД», участвовали в тренинговых и обучающих мероприятиях. Важным событием стало обсуждение предложения о создании совета по делам молодёжи инфраструктурного комплекса. Во время слёта были подведены итоги ярмарки инновационных проектов, направленных на повышение эффективности управления кадровым потенциалом. Самыми актуальными и рациональными были признаны инициативы Центральной дирекции по ремонту пути, «Трансэнерго», Центральной дирекции по тепловодоснабжению, органов управления Центральной дирекции инфраструктуры, Приволжской дирекции инфраструктуры.

– Как часто реализуются идеи, представленные молодыми сотрудниками?
– На IV Слёте молодёжи инфраструктурного комплекса, прошедшем в прошлом году в Сочи, молодыми работниками был презентован проект «Поколение Z – наставничество в инфраструктуре-2025». Авторы проекта предложили провести на базе отраслевых вузов «Форумы поколений» с участием целевиков и наставников – работников структурных подразделений ЦДИ. Проект стал лауреатом слёта и был отмечен специальным призом начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергея Саратова. Руководство дирекции поддержало эту инициативу, и уже в этом году в октябре-ноябре «Форумы поколений» прошли во всех железнодорожных вузах. Их участниками стали более 1700 студентов и 650 наставников. В будущем планируется сделать данные мероприятия ежегодными.

– В дирекции уже не первый год реализуется программа «Опора ЦДИ». Каковы её результаты в этом году?
– Реализация этой программы проходит поэтапно. В 2018 году её участниками стали руководители среднего звена, мастера, главные инженеры, заместители начальников и начальники структурных подразделений. В 2019 году полигон расширили, и сегодня программа охватывает руководителей всех уровней управления.
Для участия в программе более 13 тыс. работников прошли оценку в соответствии с системой единых корпоративных требований к персоналу ОАО «РЖД». Более 3 тыс. из них прошли комиссионные собеседования, по результатам которых был сформирован пул кандидатов высшей готовности, в который вошли более 1900 работников. Почти половина пула уже прошла двухмодульное обучение в Корпоративном университете РЖД. Участники разработали проекты улучшений производственных процессов. На сегодняшний день реализовано 319 проектов. Их результаты учитываются при принятии решения о назначении кандидата на вышестоящую должность. За весь период реализации программы на вышестоящую должность переведены почти 300 работников.
В 2019 году при отборе кандидатов для участия в программе учитывался уровень развития профессиональных компетенций руководителей хозяйства пути и сооружений. В 2020 году аналогичная практика будет распространена на работников вагонного хозяйства и хозяйства атоматики и телемеханики.

– Поговорим о заработной плате работников дирекции. Каким образом обеспечивается её конкурентоспособность?
– На сегодняшний день заработная плата работников дирекции выше средней по стране на 12%. С целью привлечения и удержания кадров ведущих профессий активно используется адресная поддержка персонала посредством установления зональных надбавок, получателями которых являются порядка 45% работников от общей численности всех сотрудников.
Для привлечения и сохранения персонала на территории БАМа работникам структурных подразделений выплачивается стимулирующая надбавка в размере 10% должностного оклада (месячной тарифной ставки). С начала 2019 года надбавка выплачена 7990 работникам.
На протяжении последних шести лет также оказывается поддержка Забайкальской дирекции инфраструктуры в части выделения дополнительного плана по труду на укомплектование основных производственных групп с соответствующим фондом заработной платы. В ходе реализации Долгосрочного плана повышения эффективности производственных вертикалей на полигоне Забайкальской дирекции инфраструктуры руководителям структурных подразделений путевого комплекса, расположенных на участке от станции Зилово до станции Магдагачи, выплачивается единовременное вознаграждение в течение 5 лет за выполнение ключевых показателей деятельности по результатам работы за год. В целях повышения материального стимулирования командируемых работников на Забайкальскую дирекцию инфраструктуры осуществляется единовременное поощрение за каждый день нахождения в командировке продолжительностью не менее 30 календарных дней.

– Какие инструменты мотивации работников применяются?
– Для объективной оценки эффективности системы материальной мотивации труда работников используются новые возможности автоматизированных систем. В частности, практическая значимость результатов применения отчёта «Мотивационная модель ОАО «РЖД» уже сегодня позволяет оперативно реагировать на уязвимые места в текущем премировании работников. Данные, полученные в ходе анализа с применением нового инструмента, позволяют оценить степень выполнения ключевых и индивидуальных показателей премирования работников, а также влияния текущего премирования на выполнение ключевых показателей деятельности всего филиала.
В настоящее время в действующей системе премирования не предусмотрена зависимость различного состояния инфраструктуры и установленных показателей премирования. В дистанциях с неудовлетворительным содержанием инфраструктуры сложилась практика, когда на протяжении длительного времени не обеспечивается выполнение планов по балловой оценке пути и отсутствию критичных неисправностей пути, а мотивация к постепенному улучшению содержания инфраструктуры отсутствует. В этой связи для работников дистанций пути готовится внедрение гибкой системы премирования, которая направлена на поэтапное улучшение показателей текущего содержания пути в зависимости от фактического состояния инфраструктуры.
Одним из уникальных мотивационных продуктов является Положение о дополнительном премировании работников за выявленные нарушения в текущем содержании пути, угрожающие безопасности движения поездов. Для развития адресной мотивации в хозяйстве пути утверждено Положение о «Паспорте доверия». В 2018 году с «Паспортом доверия» работали трудовые коллективы почти 400 линейных участков – это более 7% от их общего числа. За истекший период этого года уже более 400 линейных участков имеют «Паспорт доверия».
Обладателями этого документа могут стать как предприятия целиком, так и их отдельные линейные подразделения. Чтобы заслужить такую награду, линейным подразделениям необходимо соблюсти ряд условий: выполнить плановые задания по балловой оценке, снизить повторы неисправностей второй степени, избежать дисциплинарных взысканий у всех работников участка, включая мастера, не иметь просроченных замечаний по содержанию инженерных сооружений. Критерии отбора достаточно жёсткие, но при этом и мотивация серьёзная – ежемесячные надбавки от 4 до 9 тыс. руб.

– Какие передовые инструменты в области организации труда применяются в ЦДИ?
– Применяется вахтовый метод организации работы, и ЦДИ – первый из филиалов ОАО «РЖД», который выступил с инициативой опробовать данный механизм управления производственными процессами в Верхнезейской дистанции пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры.
Внедрение вахтового метода работы позволит привлечь работников из других субъектов страны, а за счёт качественного и своевременного выполнения работ по текущему содержанию пути возможно улучшить техническое состояние железнодорожного пути и выполнить показатели балловой оценки. Как результат – удастся вывести дистанцию пути из зоны риска, тем самым обеспечив безопасность движения поездов.

– Насколько в ЦДИ развито взаимодействие с профсоюзом?
– Службой организации и оплаты труда на постоянной основе проводятся ежеквартальные совместные совещания с представителями Роспрофжела и ежемесячные селекторные совещания с руководителями блока управления трудовыми ресурсами дирекций. Мы проводим школы передового опыта по направлению «Организация и оплата труда». При этом ЦДИ – единственный филиал компании, инициировавший такие мероприятия с участием представителей Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» и Роспрофжела.
Итогом проведения мероприятий подобного формата является реализация проектов, которые потом воплощаются в производственную жизнь. Вот некоторые из них: «Эталонное рабочее место инженера по организации и нормированию труда», «Положение о проведении информационно-разъяснительной работы по вопросам организации и оплаты труда в трудовых коллективах структурных подразделений дирекций инфраструктуры».
В перспективе в 2020 году будут внедрены проекты «Интерактивная система помощи инженеру по организации и нормированию труда», «Новые подходы к системе наставничества и адаптации инженеров по организации и нормированию труда», «Дистанционные проверки как инструмент предупреждения нарушений трудового законодательства РФ и локальных нормативных актов по вопросам организации и оплаты труда».

Беседовала Юлия Антич
Время первых
Елена Пинигина, заместитель начальника Свердловской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам,

На Свердловской железной дороге первая женщина получила свидетельство о праве на управление электровозом

Рубрики: Персонал
Учесть всё
Максим Жендаев, ведущий технолог отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения Центра организации труда и проектирования экономических нормативов – филиала ОАО «РЖД»,

В ЦДПО совершенствуют системы нормирования труда

Рубрики: Персонал
Благо дарить

Как в ОАО «РЖД» реализуется программа well-being

Рубрики: Персонал
Коллектив – основа успеха

От бизнеса ждут системной работы по поддержке работников

Рубрики: Персонал
Трансформер бонусов
Юлия Алексеева, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

Как в компании меняется система предоставления льгот

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100