Сохраняйте спокойствие
Инга Корягина
Инга Корягина
кандидат исторических наук, доцент кафедры маркетинга ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Сохраняйте спокойствие

Стрессоустойчивость сотрудников – залог успешности организации
По данным исследования Superjob, проведённого в августе этого года, в стране стресс на работе испытывают 9 из 10 сотрудников. А Европейское агентство безопасности труда подсчитало, что в среднем 25% рабочих дней было пропущено работниками из-за болезней, вызванных стрессом. О том, как сохранять спокойствие, «Пульт управления» поговорил с кандидатом исторических наук Ингой Корягиной.

– Что подразумевает понятие «стресс»?
– Впервые это состояние было описано канадским физиологом Гансом Селье, в 1936 году он опубликовал первую статью, посвящённую этому явлению. В ней он использует термин общий адаптационный синдром. Позднее он дал ему название «стресс». Согласно его определению, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Другими словами, это реакция организма на что-то новое, которая активирует его адаптационные функции. Ганс Селье выделил три стадии стресса: первая – реакция тревоги, в этот момент мобилизируются все ресурсы организма, затем наступает стадия сопротивляемости, когда организм успешно адаптируется к воздействию, но если факторы, вызывающие стресс, долгое время не удаётся устранить или преодолеть, наступает третья стадия – истощение.

– Какие негативные последствия для человека несёт постоянный стресс?
– Стресс «съедает» внутренние силы организма, что быстро приводит к депрессии, неврозам, другим заболеваниям, нарушается сон, пропадает интерес к жизни, нарастает внутреннее ощущение тревоги, повышается раздражительность, учащаются вспышки гнева и агрессии.

– Что может способствовать развитию стресса?
– Факторов, вызывающих стресс, довольно много. Так, чаще всего причинами стресса являются конфликт с другим человеком; любое затяжное недовольство: своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни; нехватка денег, долги; длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта: рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен; резкая смена окружающей обстановки – переезд на другое место жительства, смена работы.

– В Международной классификации болезней профессиональному стрессу посвящена целая рубрика. В чём особенность профессионального стресса?
– Профессиональный стресс – это физиологические и психологические реакции организма на сложную рабочую ситуацию. И это распространённое явление. Так, около 40% россиян испытывают стресс на работе, в Западной Европе – 36%. Среди факторов, которые приводят к профессиональному стрессу, – перегрузка человека работой или же, наоборот, недостаточная загруженность, неадекватное поведение коллег и начальства. Причиной может стать долгая и выматывающая дорога на работу, некомфортные условия труда, недостаточная оплата, однообразная деятельность и отсутствие карьерного роста. На работе стресс приводит к ошибкам, постоянной усталости и желанию спать, исчезает аппетит, нарастают головные и глазные боли, исчезают сосредоточенность и желание ходить на работу.

– Работники каких профессии наиболее подвержены стрессу?
– Американское издание Business Insider провело исследование и составило список из 29 специальностей, представители которых больше остальных подвержены стрессу на рабочем месте. На первом месте оказалась профессия уролога, затем идут сотрудники полиции, скорой помощи и пожарные, на третьем месте – анестезиологи, затем – медсёстры анестезиологов, на пятом – операторы колл-центра. Замыкают список профессии командир корабля и специалист по надзору за условно осуждёнными.
В России портал SuperJob.ru провёл аналогичное исследование, опросив 7400 представителей различных профессий. Российский список самых стрессовых профессий состоит из 24 пунктов. Возглавили его журналисты – 44% из них признались, что постоянно находятся в состоянии нервного перенапряжения. У работников СМИ прослеживается связь эмоциональных потрясений с их профессиональной деятельностью.
На втором месте оказались работники кадровых служб и маркетологи. Кадровики утверждали, что работа с людьми требует значительной психологической выносливости, а маркетологи связывают своё стрессовое состояние с повышенной ответственностью за рост прибыли их компаний. Третье место среди самых нервных профессий поделили руководители предприятий и бухгалтеры. Наименее нервными оказались профессии водителя, охранника, системного администратора, программиста и инженера.

– Как сказывается стресс на эффективности работы? Есть ли плюсы в таком состоянии во время работы?
– Считается, что трудная задача, которая вызывает лёгкий стресс, может оказать положительное влияние на работника. Такой стресс ещё называют эустрессом: заостряется внимание на конкретной задаче, повышается уровень энергии, работник чувствует лёгкое возбуждение и горит желанием преодолеть все трудности. В итоге улучшается общая работоспособность. Но плохая новость заключается в том, что положительное действие стресса длится только около 30 минут. После этого стресс начинает вредить нашим внутренним органам, иммунной и нервной системам.
В результате отрицательного стресса, или дистресса, возникают напряжение мышц, бессонница, проблемы с пищеварением, потеря аппетита. Он может стать причиной снижения иммунитета, повышения кровяного давления, инсульта, сердечного приступа и даже онкологического заболевания.
В любой организации с высоким уровнем стресса у сотрудников будут следующие проблемы: невысокий творческий потенциал работников, слабая посвящённость работе и низкая трудоспособность; высокий уровень больничных дней; большая текучесть кадров; повышенный риск несчастных случаев на работе; проблемы с качеством, которые, в свою очередь, могут привести к вытекающим из неудовлетворённости клиентов расходам.

– Как связаны стресс на работе и профессиональное выгорание?
– Синдром выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Характерными чертами профессионального выгорания являются быстрая утомляемость и изматывающая организм усталость, которая не проходит даже после отпуска. Синдром профессионального выгорания распространяется с удивительной скоростью, это напрямую связано с резким ускорением ритма жизни и увеличением умственной и психологической нагрузки на человека. Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой из организаций. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них.

– Какие есть способы разрядки?
– Для снижения стресса работников работодателю необходимо обратить внимание на регламентацию взаимоотношений между отделами и руководителями, повышению компетенций руководителей в управлении, просветительской работе среди сотрудников о причинах стресса, способах управления стрессом и снижения его симптомов.
К примеру, в США организуют офисные школы танцев различных направлений и приглашают квалифицированных преподавателей. Сотрудники Google могут ночевать на работе, где имеются душ и спальное место. В офисах работают массажисты, чьи услуги сотрудники оплачивают самостоятельно, еженедельно проходят занятия йогой.
Китайцы пользуются услугами телефона доверия, по которому могут пожаловаться на все проблемы по работе. Удивительную особенность Китая составляет возможность для персонала предприятий разных сфер деятельности поспать на рабочем месте в течение 15 минут, что воспринимается как норма. Это позволяет повысить работоспособность.
Японцы, прозвавшие XXI век веком стресса, накопили большой опыт в сфере устранения и профилактики стресса. При этом упор делается на «выговориться» и «проораться». Для снижения напряжения между руководством и сотрудниками могут устраиваться бои поролоновыми дубинками. Некоторые менеджеры советуют иметь дома или в офисе манекен начальника, на котором можно вымещать обиды. Также в офисах есть специальные сосуды или вазы со звуконепроницаемыми стенками, которые не только украшают помещение, но и позволяют выразить гнев: в любой момент каждый человек может подойти и высказать в вазу все обиды при удобной ему громкости голоса. Кроме того, в стране существует специальная сеть кафе, где можно колотить посуду, чтобы снять сильный стресс. Отдельно стоит сказать о практике выращивания овощей на рабочем месте. Специалисты считают, что в процессе заботы о растениях и при наблюдении результатов труда сотрудники становятся менее уязвимыми к стрессам. Также японцы покупают специальные искусственные растения, которым можно рассказать о неприятностях. Эффект сопереживания и участия при этом достигается за счёт того, что конструкция реагирует на тембр голоса, в зависимости от которого наклоняется в разные стороны.

– Одной из причин стресса является перегруженность работой. Недавно стало известно, что по поручению правительства Минтруд РФ до конца сентября должен рассмотреть и оценить предложение о переходе на 4-дневную рабочую неделю. На ваш взгляд, может ли это поспособствовать снижению стресса у работников?
– На мой взгляд, 4-дневная рабочая неделя только добавит стресса в личной жизни. Ведь суть этого метода в том, что пятидневный рабочий график сжимается в четырёхдневный модуль путём добавления дополнительных двух часов компенсации в каждый рабочий день. Это просто означает, что вместо работы 8–9 часов каждый день сотрудник должен работать 10–11 часов в день. Для кого-то такая система может иметь положительный эффект. Так, некоторых сотрудников может мотивировать идея трёх выходных. Другим поможет подняться по карьерной лестнице – некоторые компании до сих пор предпочитают трудоголиков, а работая по 10–11 часов в день, можно «засветиться» перед начальством. Также работники не будут отвлекаться от работы и выполнят её в тот же день, не откладывая на завтра и с полной концентрацией. К тому же не все хотят начинать неделю с понедельника. Четырёхдневная рабочая неделя может позволить работать со вторника по пятницу, а кто-то любит спокойные субботы и отсутствие людей в офисе. Также дополнительный выходной – это возможность развивать себя и свои увлечения.
Но всё же минусов у такого графика больше. Во-первых, работать продуктивно по 10 часов в день – тяжёлая задача. Нужна привычка. Иначе усталость с непривычки снизит продуктивность и будет воспринята сотрудниками как переработка, а это не так. Позднее возвращение домой нарушает ход личной жизни: усталость приводит к нежеланию встречаться с друзьями и отдыхать за пределами квартиры. Семейным сотрудникам нужно будет искать няню на вечерние часы и перестраивать график ухода за детьми или престарелыми родителями. И это один из главных недостатков 4-дневной рабочей недели. Если работник приходит 4 дня в неделю домой очень поздно, то все свои домашние дела он вынужден перенести на выходные. И три дня вместо отдыха он будет разгребать свои домашние завалы.
Более того, такой продолжительный рабочий день приводит к моральному выгоранию и физическому истощению. Организм человека легко переносит 8-часовой режим рабочего времени. Если его менять, внутри организма начнут происходить нарушения: усталость, стресс, психическое утомление. Также может возникнуть стресс от необходимости завершить задачу к вечеру или к концу четырёх дней вместо пяти, что снижает эффективность работы.
Сотрудники будут делать больше перерывов, так как у них будет иллюзорное ощущение, что у них много времени. Частые перерывы могут вызвать задержку в работе и значительно снизить производительность. Таким образом, четырёхдневная рабочая неделя может замедлить весь процесс работы организации.

Беседовала Виктория Гаджиева

Одно на всех
Сергей Чаплинский, генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс»),

Отраслевое соглашение – цивилизованный способ решать вопросы в трудовых коллективах

Рубрики: Персонал
Компетенции для эффективности
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

С 2020 года работа с персоналом РЖД будет выстраиваться в обновлённой системе координат

Рубрики: Персонал
Знать своё место

Удалённая работа не мешает эффективности сотрудников

Рубрики: Персонал
Эффективный труд
Андрей Тихомиров, первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»,

Рост производительности труда в РЖД в первом полугодии составил 4,1%

Рубрики: Персонал
Мозг в помощь
Михаил Кривоносов, бизнес-консультант, руководитель Business Check Up,

Открытия нейрофизиологии можно эффективно применять в HR-сфере

Рубрики: Персонал

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Поток. Психология оптимального переживания
Михай Чиксентмихайи
«Поток. Психология оптимального переживания». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2018 год
Вообразить будущее. Креативный подход к изменениям в бизнесе
Бет Комсток
«Вообразить будущее. Креативный подход к изменениям в бизнесе». издательство «Альпина паблишер» 2019 год
Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)
Салим Исмаил, Майкл Мэлоун, Юри ван Геест, Питер Диамандис
«Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)». Издательство «Альпина» 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100