Одно на всех
Сергей Чаплинский
Сергей Чаплинский
генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс»)

Одно на всех

Отраслевое соглашение – цивилизованный способ решать вопросы в трудовых коллективах
В правовом регулировании социально-трудовых отношений в РФ Отраслевое соглашение является нормативным актом и занимает важное место в системе взаимоотношений работника и работодателя вместе с Трудовым кодексом и трудовым договором.

Соглашения, как и Коллективные договоры, заключаются в инициативном порядке, что не освобождает работодателя и работника от соблюдения достигнутых сторонами договорённостей.

Что же представляет собой Отраслевое соглашение? Это документ, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений (статья 45 ТК РФ). Сторонами соглашения выступают представители работников и работодателей на различном уровне социального партнёрства. Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта заключается на федеральном уровне, а его сторонами являются работники в лице их представителя – Российского профсоюза работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства – и работодателя в лице представителя – Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс»).

Учитывая разный экономический потенциал предприятий и организаций, Отраслевым соглашением устанавливается единый минимальный пакет социальных гарантий для работников и неработающих пенсионеров отрасли. В этот перечень, к примеру, традиционно входят бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, негосударственное пенсионное обеспечение, единовременное вознаграждение при выходе на пенсию и ещё ряд льгот. Независимо от того, в какой организации работает человек, этот минимальный соцпакет должен ему предоставляться. В этом суть соглашения, обеспечивающего баланс интересов работников и работодателей железнодорожного транспорта.

Заключение Отраслевого соглашения не должно ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, то есть оно в любом случае устанавливает обязательства и гарантии сверх тех, что предусмотрены ТК РФ. В свою очередь, коллективные договоры не должны ухудшать положение работников по сравнению с соглашением. На основе Отраслевого соглашения в течение срока его действия в организациях железнодорожного транспорта заключается порядка 450 коллективных договоров. Исходя из своих бизнес-задач и потребностей работников, работодатель в Колдоговоре может детализировать или расширить соцпакет. К примеру, в ОАО «РЖД» в этом году было принято решение о дополнительных мерах социальной защиты работников предпенсионного возраста. В частности, предусмотрена возможность получать корпоративную пенсию по достижении прежнего возраста выхода на пенсию. Другие работодатели пока не готовы это сделать, но в любом случае в отношении их работников действуют нормы Отраслевого соглашения.

Собственно, и коллективные договоры заключаются не везде, и тогда социальным гарантом работника выступает Отраслевое соглашение. У нас был прецедент, когда бывший работник предприятия железнодорожного транспорта, а именно Мичуринского локомотиворемонтного завода «Милорем», через суд добился значительных компенсаций, апеллируя к Отраслевому соглашению, по которому предусмотрена одна из принципиальных железнодорожных льгот – выплата единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении работников в связи с уходом на пенсию впервые. Именно Отраслевым соглашением определяется порядок этой выплаты – какая сумма вознаграждения причитается работнику в зависимости от стажа, как при этом учитывается стаж работы в отрасли. Работая в организации, которая, к слову, не является членом «Желдортранса», человек не подозревал о том, что при уходе на заслуженный отдых ему положена эта выплата, узнал об этом, уже будучи на пенсии, но воспользовался своим правом и обратился в суд, который встал на его сторону. А если таких грамотных работников несколько тысяч, речь может идти о десятках миллионов рублей компенсаций.

В соответствии со статьёй 48 ТК РФ соглашение с момента его подписания действует в отношении всех работодателей независимо от того, является организация членом объединения работодателей, заключившего соглашение, или нет.

В большинстве своём работодатели отрасли, как вступившие в объединение «Желдотранс», так и не являющиеся его членами, осознают необходимость выработки и проведения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Они понимают, что действие Отраслевого соглашения создаёт дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда, условия для высокой производительности и повышения качества работы, сохраняет социальную стабильность в коллективах, укрепляет трудовую и производственную дисциплину. Но случиться может всякое – кризис, отсутствие заказов, реорганизация и, как следствие, сложная экономическая ситуация, которая исключает возможность индексации заработной платы или предоставления каких-либо льгот.

Поэтому в Отраслевом соглашении есть норма (пункт 2.9), позволяющая сторонам социального партнёрства при необходимости приостанавливать действие льгот и гарантии сверх законодательства или ограничивать их сферу действия в организации. В случае отсутствия финансово-экономических возможностей выполнения отдельных социально-трудовых обязательств или гарантий, установленных Отраслевым соглашением (в том числе по индексации заработной платы в полном объёме), юрлицо вправе направить в Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений «Желдортранса» обоснованное предложение о временном приостановлении действий конкретных обязательств или гарантий либо об ограничении сферы их действия.

Отраслевая комиссия обязана рассмотреть такое предложение. В случае положительного решения организация временно освобождается от выполнения отдельных обязательств по Отраслевому соглашению, однако обязана возобновить выполнение не позднее I квартала года, следующего за годом завершения срока действия соглашения.

В случае принятия Отраслевой комиссией решения об ограничении сферы действия обязательства или гарантии (в том числе о реализации в меньшем размере) обязанность по их восполнению в последующие периоды на работодателя не возлагается.

В кризисные годы многие предприятия обращались к нам с подобными предложениями, в основном по поводу невозможности индексировать заработную плату в соответствии с инфляцией. Мы вместе с профсоюзом анализировали каждую ситуацию: в одних случаях принимали положительное решение, в других – нет. И это позволило предприятиям железнодорожного транспорта пережить сложные времена и сохранить самое ценное, что есть в отрасли, – кадры. В прошлом году экономические трудности испытывала Железнодорожная торговая компания. С согласия профсоюза там было приостановлено действие целого ряда положений Отраслевого соглашения, чтобы избежать сокращений и банкротства организации. Эти примеры показывают гибкость соглашения. Благодаря этому механизму мы практически не обращаемся к процедуре внесения изменений в действующий документ.

В любом случае все вопросы социально-трудовых отношений должны решаться цивилизованно. Если есть проблема, организация может обратиться в Отраслевую комиссию, даже просто за консультацией – ведь всё можно решить по закону. Но есть в нашей отрасли предприятия, которые игнорируют и объединение работодателей, и положения Отраслевого соглашения. Они экономят на обязательных затратах на персонал, снижая себестоимость своих услуг, пытаясь таким образом обойти конкурентов. В итоге к ним уходит часть заказов от социально ответственных работодателей, которые являются членами объединения.

Сейчас за нарушение пунктов Отраслевого соглашения, согласно статье 5.31 КоАП РФ, работодателю грозит предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб. Сумма невелика, да и нарушение нужно ещё доказать. Проблема в том, что на законодательном уровне недостаточно урегулирован процесс надзора за соблюдением трудовых прав.

Если нет обращений от работников – нет оснований для проверки органами государственного надзора. В результате возникает ситуация, которая сложилась в секторе ремонта грузовых вагонов. Три организации – ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3 – входят в наше объединение и выполняют все требования Отраслевого соглашения. Но есть частные компании, которые не соблюдают их. Например, вместо 40-процентной надбавки за работу в ночное время, предусмотренной Отраслевым соглашением, выплачивают 20% – минимум, установленный ТК.

Грубо игнорируются и другие социальные нормы. Так, в некоторых частных вагоноремонтных компаниях людей лишили права на корпоративную пенсию. По Отраслевому соглашению работодатель обязан дать работнику, если тот захочет, возможность формировать корпоративную пенсию на условиях софинансирования, заключив для этого договор с НПФ «Благосостояние». У частных вагоноремонтных компаний такого договора нет, то есть работники лишены этого права вообще. Работодатель не желает софинансировать корпоративную пенсию и тем самым нарушает права работников. Работники не обращаются ни в прокуратуру, ни в трудинспекцию, ни в суд – боятся потерять работу.

В Объединение работодателей не входят и некоторые сервисные компании по ремонту локомотивов – к примеру, «ТМХ-Сервис», а нарушения Отраслевого соглашения там есть. Мы это знаем, но не можем доказать, это всё-таки прерогатива профсоюза. Но у некоторых даже первичных профсоюзных организаций не осталось.

Не все положения Отраслевого соглашения выполняются и в «Желдорреммаше», в частности, существует большая задолженность по индексации заработной платы. Можно было бы решить проблему цивилизованно, если бы работодатель обратился в Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которая работает в соответствие с Трудовым кодексом и имеет право принимать решения. Но они обращаться не хотят, предпочитают экономить на людях, рискуя попасть на судебные иски и выплату огромных компенсаций. Право обратиться в суд у работников или бывших работников никто не отнимал, и суды, как правило, встают на их сторону.

Мы, со своей стороны, не имеем полномочий проводить проверки, но мониторинг выполнения Отраслевого соглашения, конечно же, ведём. Итоги подводим традиционно раз в полгода. Информацию об этом в обязательном порядке предоставляют все 55 членов «Желдотранса» и добровольно 5–10 организаций, которые не входят в Объединение работодателей. Таких прецедентов, чтобы кто-то прислал недостоверную информацию, у нас не было. За соблюдением положений Отраслевого соглашения внимательно следит профсоюз. Мы сравниваем свои данные и данные профсоюза. Публичный отчёт о выполнении положений Отраслевого соглашения размещается на официальном сайте объединения.

Должен сказать, что Отраслевое соглашение практически всегда выполняется полностью, за исключением тех случаев, по которым мы принимаем специальные решения, о них говорилось выше.

По нашему мнению, развитие партнёрских отношений в сфере труда сдерживается несовершенством федеральной законодательной базы. Чтобы мотивировать работодателей присоединяться к Отраслевому соглашению, необходимо, во-первых, создать работающий механизм обязательности распространения Отраслевого соглашения на все организации отрасли в соответствии с частями 7–9 статьи 48 Трудового кодекса РФ; установить чёткую процедуру контроля за выполнением Отраслевого соглашения и реальную ответственность за нарушение.

Во-вторых, следует поощрять социально ответственные организации. Хотелось бы, чтобы работодатели, чётко выполняющие все договорённости Отраслевого соглашения, получали бы налоговые или иные преференции, преимущества перед другими организациями при проведении конкурсных процедур для заключения контрактов. Недавно такая инициатива обсуждалась на заседании рабочей группы Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Пока однозначного решения нет, но представители Минфина полагают, что такой механизм возможен, хотя его действие нужно чётко прописать. Мы продолжаем работу в этом направлении вместе с РСПП, другими объединениями работодателей. В этом вопросе нас поддерживают и профсоюзы.
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru