Досье локомотивов
Олег Харин
Олег Харин
директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТа

Досье локомотивов

Цифровые технологические платформы как основной инструмент цифровизации РЖД
Акционерное общество «ВНИИЖТ» ведёт разработку цифровой технологической платформы «Доверенная среда локомотивного комплекса». Директор Центра технологических информационных систем института Олег Харин рассказал «Пульту управления» о назначении и функционале платформы, а также о философии создания цифровых технологических платформ как основы цифровизации холдинга «РЖД».

– О работах по созданию «Доверенной среды для локомотивного комплекса» было объявлено этим летом. В чём суть этого проекта?
– Основное назначение этой платформы – обеспечить сбор, хранение и анализ данных о функционировании локомотивного комплекса и бортовых систем диагностики локомотивов, эксплуатирующихся на сети РЖД, и предоставить всем участникам локомотивного комплекса – сервисным компаниям, локомотиворемонтным заводам, заводам-изготовителям и поставщикам оборудования для локомотивов – равный доступ к этим данным о работе локомотивов.
Второе – на основе собираемых данных о локомотивах в течение всего их жизненного цикла будут сформированы «цифровые двойники локомотивов», на основе машинного обучения – построены интеллектуальные модели, позволяющие осуществлять эксплуатацию, обслуживание и ремонт тягового подвижного состава по показателям предиктивной диагностики.

– Каким образом устроена платформа и каких ресурсов требует её внедрение?
– Если вкратце, то «Доверенная среда» состоит из двух основных элементов – платформы для обработки и анализа больших данных и блокчейн-платформы для создания распределённого реестра записей. Предусмотрена кластерная распределённая архитектура, которая не требует серьёзных аппаратных ресурсов, система может быть размещена на уже имеющихся мощностях в дата-центрах РЖД и масштабирована по мере необходимости.

– Почему у платформы такое название?
– Технология блокчейн создаёт неизменяемый реестр записей данных обо всех событиях в жизненном цикле объектов локомотивного комплекса – все показания бортовых систем диагностики, данные об отказах, обслуживании, ремонтах, потреблении топлива или электроэнергии, замене запчастей и так далее. Это и есть залог доверия – все участники платформы могут доверять объективным данным, записанным в систему с учётом механизмов контроля и достижения консенсуса.

– На каком этапе разработки сейчас находится платформа?
– До конца текущего года будет завершена разработка первого этапа системы, включающего базовые функции платформы по формированию единого информационного пространства. На следующем этапе, в 2019 году, предполагается подключение всех источников для наполнения системы данными и построение на их основе «цифровых двойников» и интеллектуальных прогнозных моделей.

– Складывается впечатление, что платформа способна в корне изменить механику работы локомотивного комплекса.
– Да, безусловно. Во-первых, эксплуатирующая организация, то есть РЖД, сможет получать сведения о состоянии локомотивов в реальном времени, что позволит холдингу эффективно планировать использование локомотивного парка, заранее строить график обслуживания парка. Сервисная компания получит возможность заранее планировать объёмы работ и закупки необходимых запчастей.
Производитель, в свою очередь, сможет получать объективные данные о состоянии тех или иных узлов локомотива относительно нормативных значений и повысить качество и надёжность узлов как собственного производства, так и закупаемых у поставщиков.
Кроме того, потенциально сравнительный анализ данных об эксплуатации локомотивов одной и той же модели в различных условиях, например на юге и на севере, даст возможность оперативно вносить изменения в конструкцию, а это позволит повысить надёжность. Всё это в совокупности даст существенный рост надёжности и снизит стоимость жизненного цикла локомотива.

– Давайте вернёмся к локомотивному комплексу. На сети эксплуатируется достаточно много моделей локомотивов нескольких производителей и различные комплексы датчиков. Как платформа сможет работать с ними?
– Программное обеспечение платформы разработано таким образом, что в состоянии принимать и обрабатывать данные всех форматов во всех имеющихся протоколах. В перспективе, по мере обновления парка, планируется подключить к платформе все локомотивы на сети.

– Разработанный вами продукт вы называете «цифровой технологической платформой», не могли бы вы разъяснить значение этого термина?
– Традиционно выделяют три вида цифровых платформ – инструментальная, инфраструктурная и прикладная. В качестве примера можно привести приложение «YandexТакси». «YandexТакси» – это прикладная платформа, а карты «Яндекс», обеспечивающие работу «YandexТакси», – инфраструктурная платформа, графическая среда WebGL, обеспечивающая работу карт, – инструментальная платформа.
Применительно же к цифровизации РЖД целесообразно рассматривать понятие цифровых технологических платформ, создаваемых на пересечении традиционных цифровых технологий и технологий работы железнодорожного транспорта.
Сеть РЖД достаточно высоко автоматизирована. У нас имеется множество данных от различных автоматических систем управления. Инфраструктура, подвижной состав, управление движением, перевозочный процесс – во всех этих процессах уже используются автоматизированные системы управления, содержащие множество данных. Применение цифровых технологических платформ позволит интегрировать эти системы и использовать содержащиеся в них данные для построения интеллектуальных моделей, обработки этих данных с помощью алгоритмов искусственного интеллекта и перехода на цифровую модель бизнес-процессов.

– В каких именно секторах такие платформы могут быть построены, кроме тягового подвижного состава?
– Цифровые технологические платформы должны создаваться для каждого сервисного блока: пассажирские перевозки, грузовые перевозки, управление движением, управление инфраструктурой.
Применение цифровых моделей для формирования и анализа профилей пассажиров позволит формировать персональные тарифы и увеличить доходность пассажирских перевозок.
Сбор и обработка данных с оснащённых датчиками элементов инфраструктуры с целью прогнозирования состояния позволит значительно повысить надёжность инфраструктуры.
Управление движением с применением искусственного интеллекта может дать существенную оптимизацию процесса перевозок.
Цифровые технологические платформы должны строиться с помощью программных решений, обеспечивающих применение ключевых цифровых технологий, таких как большие данные, блокчейн, искусственный интеллект, Интернет вещей, на основе данных уже эксплуатируемых в холдинге «РЖД» автоматизированных систем. Совокупность этих платформ образует интегрированную цифровую платформу РЖД, являющуюся основой интеллектуальной системы управления. Подобные платформы активно создаются на зарубежных железных дорогах.

– Есть вопросы по безопасности таких систем. Какова защита от возможного проникновения?
– В основе нашей реализации системы лежат программные продукты с открытым исходным кодом, внесённые в Единый реестр российских программ. Все они содержат встроенные системы обеспечения безопасности. Кроме того, платформа будет развёрнута внутри Системы передачи данных ОАО «РЖД», которая также защищена от внешних воздействий.

– По данным компании McKinsey, озвученным недавно на научно-практическом семинаре РЖД, успешная цифровизация бизнес-процессов способна дать прирост прибыли до 10–20%. Каким образом можно оценить экономический эффект от внедрения цифровых технологических платформ?
– Главное, для чего предназначены все цифровые решения в производстве, – оптимизация бизнес-процессов и снижение транзакционных издержек на всех этапах производственного цикла. Цифровые технологические платформы способны серьёзно снизить издержки холдинга практически во всех областях применения, и наша предварительная оценка экономического эффекта в целом совпадает с оценкой компании McKinsey.

– Выступая на панельной дискуссии «Транспорт России. Единая цифровая платформа» в рамках прошедшего в Москве XII Международного форума «Транспорт России», генеральный директор РЖД Олег Белозёров сообщил, что на развитие цифровизации до 2025 года холдинг направит порядка 150 млрд руб. Это много или мало?
– Такой объём инвестиций позволит эффективно провести цифровую трансформацию отрасли в соответствии с концепцией цифровой железной дороги, создать и внедрить технологические платформы, направленные на повышение эффективности бизнес-процессов компании, развивать цифровые сервисы для клиентов и в целом способствовать реализации утверждённой правительством программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Беседовал Лев Кадик
Развязать узел
Александр Борейко, генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии»,
Сергей Кокин, генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел»,
Марина Крекова, заведующая кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (Политех),

Цифровой подход: актуальные проблемы и современные технологии для их решения

Рубрики: IT-технологии
Обеспечили транспортом

В программу «Цифровая экономика» включат новое направление

Рубрики: IT-технологии
Революция № 4

Блокчейн обеспечивает доверие участников процесса друг к другу

Рубрики: IT-технологии
Цифровая революция

Беспилотные поезда сэкономят человеческие и материальные ресурсы

Рубрики: IT-технологии
«Умная» дорога

Путеводитель начальника цифровой инфраструктуры

Рубрики: IT-технологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru