Цифровая революция

Цифровая революция

Беспилотные поезда сэкономят человеческие и материальные ресурсы
Цифровая железная дорога, цифровая экономика предполагают высокотехнологичные рабочие места, перенос ресурсов людских в сферу услуг, а техника будет переходить на автоматизированные комплексы.
«Внедрение digital-форматов в операционную деятельность компании – один из важнейших приоритетов программы инновационного развития перевозчика до 2020 года на пути к созданию «умной» железной дороги, – говорил ранее старший советник президента ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. – Других вариантов развития не будет».

Одним из направлений инновационного развития железнодорожных технологий в рамках проекта «Цифровая железная дорога» является реализация концепции «Умный» локомотив и «умный» поезд». Подвижной состав будущего рассматривается как объект в системе управления перевозочным процессом. Что же требуется от «умного» подвижного состава? Наличие микропроцессорной системы управления тяговым подвижным составом и диагностики с интегрированным комплексным локомотивным устройством безопасности; единая система автоматизированного управления движением и информационного обеспечения эксплуатации тягового подвижного состава, позволяющая автоматизировать часть функций машиниста при обеспечении безопасности движения поездов; асинхронный тяговый привод с поосным регулированием момента; эффективная система рекуперации электроэнергии в контактную сеть; применение в конструкции тягового подвижного состава накопителей электроэнергии для повышения эффективности работы в режиме тяги, в выбеге и на стоянке; адаптивная система управления дизель-генераторной установкой с электронной системой подачи топлива, позволяющая уменьшить удельный расход горючего в зависимости от режимов загрузки; управление мощностью двигателя за счёт уменьшения количества работающих цилиндров.

Пассажирский подвижной состав должен не только стать экономически высокоэффективным, но и обладать техническими возможностями реализации передовых IT-решений, которые обеспечат передачу пассажирам необходимой ему информации в поездках на железнодорожном транспорте в режиме реального времени.

Важнейшим пунктом программы «Цифровая железная дорога» является создание интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ) – по сути, это Интернет вещей в масштабах всей железной дороги.

По словам генерального директора ОАО «НИИАС» Игоря Розенберга, «до 2020 года надо сконцентрировать свои усилия на таких направлениях, как развитие единой интеллектуальной системы управления на железнодорожном транспорте – ИСУЖТ, комплексная автоматизация производственных процессов, в том числе содержание инфраструктуры по методологии УРРАН, устройств безопасности и других».


БЕЗЛЮДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В рамках проекта «Цифровая железная дорога» уделяется большое внимание опции автоматического управления, обеспечивающей ведение поезда без участия машиниста.

Первый шаг на пути к поездам-беспилотникам был сделан в 2015 году. Так называемая безлюдная технология реализована в сортировке станции Лужская (порт Усть-Луга, Ленинградская область): там внедрена система роспуска вагонов с автоматическим управлением горочным локомотивом. Отрабатывается схема управления маневровым тепловозом по радиоканалу с удалённого рабочего места оператора-машиниста, что позволит одному человеку управлять сразу несколькими локомотивами.
«Мы не убрали, как в Европе, машиниста, мы его сохранили и назвали машинистом-оператором. Их будет меньше, но они будут», – отметил Валентин Гапанович.

В апреле этого года ОАО «Российские железные дороги» разместило на сайте госзакупок предложение о привлечении разработчиков технологии движения поездов без машинистов на Московской и Октябрьской железных дорогах. Начальная (максимальная) цена контрактов суммарно составила 318 млн руб. (с НДС). До конца 2019 года подрядчику – им стало ОАО «НИИАС» – предстоит выполнить работы по разработке системы управления движением поездов без машиниста на Московском центральном кольце (МЦК), Московской железной дороге, а также по разработке и внедрению технологии управления локомотивом без машиниста для маневровой работы на станции Лужская Октябрьской железной дороги.

О том, что РЖД активно ведут работы по созданию беспилотных поездов, президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров рассказал на сочинском железнодорожном форуме «Стратегическое партнёрство 1520» в июне. По его словам, МЦК уже в принципе готово к применению беспилотников. «Но очень большой пассажиропоток, и встаёт вопрос надёжности, который мы сейчас тестируем... Может быть, несколько лет нам потребуется для того, чтобы чётко сказать, что такая технология позволяет нам работать без человека и при этом обеспечить полную надёжность», – сказал глава компании.


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПО ЗАПУСКУ БЕСПИЛОТНИКОВ

Развитие беспилотных технологий на железнодорожном транспорте берёт своё начало с конца 40-х годов прошлого века. В настоящее время пассажирские беспилотники курсируют в двадцати странах мира. Самые длинные беспилотные железнодорожные маршруты в Дубае, Ванкувере и Сингапуре (более 60 км).

События, прошедшие в отрасли за минувшее лето, показывают, что на железной дороге накопилось немало наработок, позволяющих осуществлять автоматическое управление перевозками, обеспечивая максимальный уровень безопасности для пассажиров и грузов.

Как сообщает газета China Daily, 14 августа китайская компания CRRC подписала соглашение с Министерством транспорта Малайзии о поставке 42 беспилотных поездов для строящейся линии городской электрички в Куала-Лумпуре. 40 единиц подвижного состава будет построено на малайзийском заводе CRRC в городе Бату-Гара с использованием китайских технологий. В проекте также примут участие Siemens China и местная фирма Tegap Dinamik. Общая стоимость заказа составляет $360 млн.
«Впервые в истории Китай экспортирует высокотехнологичную продукцию, – утверждает Ли Джин, старший научный сотрудник Китайского института исследований в области предпринимательской деятельности. – В каждом поезде будет по шесть вагонов вместимостью до 210 человек».

Первые поезда городской электрички без машинистов в малайзийской столице пойдут уже в 2020 году, когда будет достроена 37-километровая линия с 26 станциями, способная перевозить до 75 тыс. человек в сутки.

Не только Китай готов представить новые проекты для рельсового транспорта. Эмир Катара шейх Тамим бен Хамад бин Халифа аль-Тани рассказал во время встречи с делегацией компании Lusail Tram, осуществляющей строительство метро в Дохе, о намерении специалистов Катарской железной дороги построить беспилотные составы для будущей линии метрополитена. 75 трёхвагонных поездов смогут развивать скорость до 100 км/ч, что сделает Дохийское метро одним из самых быстрых в мире. Открытие подземной железной дороги с 37 станциями намечается на 2020 год, пишет издание Arabian Supply Chain.

Внедрение беспилотных составов на существующих железных дорогах – одна из главных задач индийской транспортной отрасли. Национальная газета The Asian Age сообщает, что столичный оператор Delhi Metro Rail Corporation намерен помочь коллегам из Мумбая полностью перевести на автономное движение две линии метрополитена к 2019 году. 63 шестивагонных беспилотных поезда стоимостью 39 млрд рупий поступят в Мумбай в рамках национального проекта «Делай в Индии», призванного поддержать отечественного производителя.

Дополнительный импульс развитию беспилотных технологий на железной дороге придаёт одновременная автономизация автомобильного транспорта, полагает обозреватель The Atlanta Magazine Скотт Генри. Формирование беспилотной среды на транспорте резко изменит жизнь города и психологию людей: будущие поколения всё меньше будут стремиться обзавестись личным автомобилем, а водительские права станут анахронизмом. Беспилотными машинами смогут управлять даже подростки и пенсионеры. В этой связи возникает угроза наземному общественному транспорту – автобусы и трамваи вскоре окажутся невостребованными.

Беспилотные поезда совсем скоро смогут перевозить не только пассажиров, но и грузы. Об этом всерьёз задумались в австралийской горнопромышленной компании Rio Tinto. Как пишет Perth Sunday Times, 20% железной дороги между Пильбарским горно-обогатительным комбинатом и Порт-Хедлендом работает в автоматическом режиме. А к концу 2018 года беспилотные локомотивы будут перевозить грузы по всему участку 330-километровой магистрали. Система AutoHaul разработана сотрудниками цеха железнодорожного транспорта Пильбарского ГОКа в 2012 году, однако техническая возможность для её внедрения появилась только в прошлом году.

Новые технологии открывают безграничные возможности для железнодорожного транспорта. Беспилотные автомобили постепенно вытеснят все виды личного и городского общественного транспорта на ближних расстояниях. Городские улицы станут свободными и малолюдными. Однако на пригородном и дальнем сообщении беспилотные поезда станут безальтернативным способом передвижения с позиций времени и стоимости поездки.

Янош Станкович

«Умная» дорога

Путеводитель начальника цифровой инфраструктуры

Рубрики: IT-технологии
Железная дорога 4.0

Правительственная программа цифровой экономики формулирует задачи до 2025 года

Рубрики: IT-технологии
Будущее – за цифровизацией
Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям ОАО «РЖД»,

Организация электронного обмена документами – это всего лишь первый шаг

Рубрики: IT-технологии
Не тормози – КИРни

Благодаря интернет-порталу КИР пользователь без лишних усилий может приобрести различные железнодорожные услуги

Рубрики: IT-технологии
Цифровые технологии – драйвер развития
Михаил Акулов, вице-президент ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам – генеральный директор АО «ФПК»,

РЖД чувствуют себя уверенно в роли интегратора транспортной отрасли

Рубрики: IT-технологии

Библиотека Руководителя

Мои путешествия
Фёдор Конюхов
«Мои путешествия». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2017
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016
Думай как дизайнер
Жанна Лидтка, Тим Огилви
«Думай как дизайнер». Издательство «Манн, Иванов, Фербер», 2014
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100