«Умная» дорога

«Умная» дорога

Путеводитель начальника цифровой инфраструктуры
Вашингтонский Фонд информационных технологий и инноваций, исследующий вопросы технологического и организационного совершенствования транспортной инфраструктуры, в мае прошлого года представил общественности аналитический доклад. «Настольная книга начальника по цифровой инфраструктуре» за авторством группы исследователей во главе с Робертом Аткинсоном. Авторы предложили посмотреть на проблемы внедрения новых методов работы транспортной отрасли в стратегическом измерении. Специалисты продолжают обсуждать тезисы, изложенные в докладе сторонников цифровой дороги.


ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

Инфраструктура всегда являлась важным фактором экономического роста и процветания государств. Однако для нынешних темпов развития глобального хозяйства транспорту необходимо работать на опережение при вовлечении информации и коммуникационных технологий в отрасль.

Перспективная модель развития транспортной инфраструктуры будет осуществляться на гибридной основе, интегрируя как физические, так и цифровые аспекты новых технологий. Без подобного синтеза следующая волна развития транспорта не сможет отвечать повседневным запросам потребителя.

Немало экспертов отмечают, что в последние десятилетия технологический прогресс замедлил свои темпы: тепловозы, автомобили и реактивные самолёты остаются доминантой отрасли уже на протяжении почти 50 лет. Тем не менее последовательная модернизация транспортных комплексов продолжается.

Понятие «цифровая инфраструктура» (ЦИ) охватывает технологии, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию в электронной форме. Существует два условных типа таких систем: гибридная ЦИ, когда в традиционную физическую инфраструктуру добавляют электронные компоненты (например, датчики на водяных мельницах), и специализированная, имеющая исключительно искусственную природу (оптоволоконный кабель).

Авторы отмечают, что успешное внедрение цифровой инфраструктуры на нынешнем этапе развития транспорта позволит разрешить сразу несколько задач:
● расширение эксплуатационного потенциала существующей инфраструктуры и подвижного состава;
● экономия времени и ускорение процессов доставки пассажиров и грузов: рассредоточение транспортных потоков, упрощение операций и возможность большей информированности начальства при принятии решений;
● уменьшение себестоимости перевозок: повышение производительности труда, минимизация негативного экологического воздействия и формирование более гибких условий при оказании услуг;
● повышение доверия к операторам сети: снижение непредсказуемости и задержек при формировании и осуществлении заказов;
● создание более безопасного пространства на полигонах посредством уменьшения возможности внешнего вмешательства со стороны природных и искусственных факторов.

На пути к триумфальному шествию цифровизации на транспорте существует немало барьеров социального, экономического и административного характера. В частности, устаревшая и дорогостоящая регуляторная политика исполнительных органов власти, дефицит бюджетных средств на инвестирование, а также весьма ограниченный круг специалистов, способных обеспечить техническую сторону процесса, уменьшают энтузиазм операторов сети.

Немалое значение имеет и предубеждённость со стороны ряда лиц, принимающих решения, в опасности неконтролируемого использования больших массивов данных (big data).

Авторы доклада «Настольная книга начальника по цифровой инфраструктуре» считают: учитывая наличие многочисленных препятствий, правительство, представители отрасли и частные инвесторы должны работать сообща, чтобы добиться формирования всеобъемлющей государственной стратегии интенсивного развития транспорта через внедрение цифровой инфраструктуры. В расширенном виде она должна включать меры по привлечению инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства и реформированию регуляторной и инспекционной политики для обеспечения стабильного делового климата.

Основную часть своей работы группа исследователей посвящает отдельным случаям развития цифровых технологий на различных видах коммуникационной инфраструктуры: автомобильном, железнодорожном, водном и авиационном транспорте, при дорожном строительстве и эксплуатации нефте-, газо- и водопроводов и линий электропередачи, а также в навигационных системах.


ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В «ЦИФРЕ»

Говоря о железнодорожном транспорте, авторы доклада отмечают лидерство отрасли во внедрении гибридной и специализированной цифровой инфраструктуры в различных областях деятельности – от сигнализации и блокировки до онлайн-заказов обедов в пассажирских поездах.

«Умная» железная дорога уже показала положительные результаты в обеспечении высокого уровня безопасности, рациональной и эффективной эксплуатации подвижного состава, сокращении расходов и создании максимально комфортных условий для пассажиров и грузоотправителей.

Использование автоматизированных (machine-to-machine) коммуникационных систем при диспетчеризации подвижного состава и обмене информацией между транспортными хабами позволяет не только централизованно осуществлять перевозки, но и прогнозировать изменение пассажиро- и грузопотоков. Общее управление в таких мощных комплексах осуществляется посредством облачных технологий, навигационного оборудования, автоматической сигнализации, камер наблюдения и других средств, позволяющих операторам и контролирующим центрам формировать маршруты движения с большей эффективностью.

На сегодняшний день особое значение для железнодорожной отрасли имеет вопрос безопасности. Например, в США всё ещё отсутствуют системы сигнализации и блокировки на полигоне более 200 тыс. км. Подобные «серые» зоны крайне опасны для любого движения поездов. Трагедия в Пенсильвании в мае 2015 года, когда пассажирский поезд Amtrak сошёл с рельсов из-за несоблюдения скоростного режима и отсутствия какой-либо диспетчеризации на данном участке, заставила Министерство транспорта страны всерьёз заняться модернизацией сети.

Оснащение дороги различными датчиками может помочь не только обеспечить безопасность, но и регулировать маршруты, исходя из ситуации спроса и предложения на рынке пассажирских и грузовых перевозок.

Системы реального времени также позволяют вовремя определить неисправность деталей локомотива или элементов пути, что обеспечивает стабильность расписания, оперативных и плановых видов работ.

Другое измерение систем реального времени касается эксплуатации мостов и путепроводов. Своевременное обнаружение деформаций посредством специальных приборов предотвращает возможность несчастных случаев и аварий, а если катастрофа всё же неизбежна, то онлайн-мониторинг минимизирует любое проникновение посторонних на опасные участки.

Оптимизация процесса сбора и обработки массивов данных в рамках ЦИ открывает широкие возможности для операторов в вопросах долгосрочного планирования деятельности. Даже в аналоговых технологиях внедрение ЦИ даёт ощутимые результаты благодаря концепции «Интернет вещей» и облачного хранения данных. Например, в пассажирском комплексе сенсоры и датчики движения на подвижном составе и на контрольно-пропускных пунктах вокзальных комплексов позволяют фиксировать реальный пассажиропоток и бороться с нарушителями.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Многочисленные примеры цифровых технологий на транспорте показывают реальность экономической отдачи от подобных проектов. Неудивительно, что трансформация традиционного транспорта в цифровой приносит такие плоды. Возможность вовлечения самого рынка транспортных услуг в процессы цифровизации, улучшение качества предоставляемых услуг, повышение эффективности при снижении затрат и обеспечение контроля сети в режиме реального времени – четыре фактора развития отрасли, которым мы обязаны цифровой инфраструктуре.

Тем не менее остаётся дискуссионным вопрос о формах участия бизнеса и государства в этих процессах. Большинство реализованных проектов осуществлено по модели государственно-частного партнёрства при равном участии всех заинтересованных сторон. Опыт прошлого показывает, что для компромиссного решения возникающих вопросов необходимо уменьшение барьеров в конкурентной борьбе за тендеры. Конкуренция должна быть многоуровневой: в том числе и потребители услуг должны иметь право голоса при планировании и реализации проектов. Прозрачность – важный залог успеха цифровой технологии.

Естественно, проблема фрагментации рынка оказывает влияние на стратегов в области транспортной политики при разработке решений об инвестициях в фундаментальные исследования и прикладные разработки, а также при запуске новых продуктов и услуг. Упреждающая (proactive) позиция государства может нивелировать эти вызовы, предлагая бизнесу уже проработанные заготовки для дальнейшего изучения и внедрения.


ГОРИЗОНТЫ БУДУЩЕГО И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Несмотря на продемонстрированные результаты и заманчивые перспективы цифровой инфраструктуры, темпы внедрения новых технологий крайне медленны. Связано это с шестью моментами.

Во-первых, всё ещё существуют ощутимые финансовые (venture) риски для правительства и операторов транспортной инфраструктуры при реализации проектов.

Во-вторых, операторы сети не обладают достаточным количеством квалифицированных кадров для расширения цифрового пространства.

В-третьих, окупаемость проектов в несколько раз превышает среднесрочные циклы (3–5 лет), несмотря на их преимущества.

В-четвертых, всё ещё крайне слаба межведомственная кооперация между правительством и отдельными предприятиями, слишком много бюрократии в коммуникации.

В-пятых, очень многие ЛПР (лица, принимающие решения) в правительстве и крупных транспортных предприятиях имеют стойкое предубеждение о том, что разговоры о цифровой инфраструктуре лишь прикрывают сложившиеся проблемы в отрасли. Наконец, почти каждая технологическая новация требует системного изменения нормативно-правовой базы – стандартов, отраслевых приказов и др.
Как можно побороть эти вызовы? Для начала необходимо провести либерализацию регуляторной политики. Принципы, утверждённые в XX веке и показавшие свою эффективность, сегодня не отвечают требованиям времени. Более того, неповоротливая инвестиционная система резко тормозит привлечение средств в цифровые проекты.

Помимо этого, государственные отраслевые органы, как прямые и косвенные субъекты инфраструктурной политики, должны осуществлять параллельное стратегическое планирование мегапроектов, работать на опережение в сфере своей компетенции.

Информационные технологии формируют «умный» мир, охватывающий все сферы жизни. Наступило время, когда обществу следует аккумулировать все ресурсы на создание «умной» инфраструктуры, в особенности транспорта как главного драйвера экономики. Однако без продуманных целей и задач трансформация традиционной транспортной инфраструктуры в цифровую на определённом этапе застопорится и будет приносить только убытки.

Янош Станкович

Досье локомотивов
Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТа,

Цифровые технологические платформы как основной инструмент цифровизации РЖД

Рубрики: IT-технологии
Развязать узел
Александр Борейко, генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии»,
Сергей Кокин, генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел»,
Марина Крекова, заведующая кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (Политех),

Цифровой подход: актуальные проблемы и современные технологии для их решения

Рубрики: IT-технологии
Обеспечили транспортом

В программу «Цифровая экономика» включат новое направление

Рубрики: IT-технологии
Революция № 4

Блокчейн обеспечивает доверие участников процесса друг к другу

Рубрики: IT-технологии
Цифровая революция

Беспилотные поезда сэкономят человеческие и материальные ресурсы

Рубрики: IT-технологии

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100