Будущее – за цифровизацией
Евгений Чаркин
Евгений Чаркин
директор по информационным технологиям ОАО «РЖД»

Будущее – за цифровизацией

Организация электронного обмена документами – это всего лишь первый шаг
Сегодня IT-сектор компании «РЖД» занимается внедрением технологий, которые в перспективе могут перевести традиционный железнодорожный транспорт нашей страны фактически на новую ступень развития.

Традиционная железнодорожная инфраструктура ныне претерпевает существенные изменения, во-первых, в связи с появлением ВСМ и, соответственно, внедрением технологий перевозки грузов и пассажиров на высоких скоростях – от 300 и более километров в час. А это, в свою очередь, требует новых подходов к проектированию и строительству верхнего строения пути, контактной сети и других объектов инфраструктуры. Традиционные подходы здесь уже не срабатывают, требуется внедрение принципиально новых технологий, в том числе информационных, на всех этапах жизненного цикла, от проектирования до эксплуатации, включая организацию управления движением.

Инфраструктура для традиционных перевозок более консервативна, однако за счёт применения новых IT-технологий можно совершенно по-иному организовать сам процесс её проектирования, строительства и последующей эксплуатации. Речь идёт о технологиях цифрового моделирования, или BIM-технологиях, которые позволяют более эффективно и прогнозируемо осуществлять как строительство, так и реконструкцию инфраструктурных объектов сети, а главное – создают основу для более экономичной их эксплуатации в дальнейшем.

Технологии Интернета вещей и обработки «больших данных» позволяют перейти к оптимальному управлению содержанием объектов инфраструктуры. В этом случае обслуживание и ремонт будут выполняться не в соответствии с регламентом, как это делается сейчас, а в зависимости от фактического состояния объекта. То есть когда те или иные параметры начинают только приближаться к критическим значениям (например, потреблять больше тока, перегреваться), это и будет сигналом к тому, чтобы приступить к обслуживанию и профилактике данного объекта. Это возможно реализовать лишь при использовании «умных» компьютерных систем и новейших цифровых технологий.

То же самое касается и подвижного состава, обслуживание и эксплуатация которого в будущем будет производиться не по регламенту, а опираясь на системы предсказательной диагностики. А это принципиально новый уровень в эксплуатационной работе, который позволит достичь более высоких результатов при минимальных затратах ресурсов.

Современные информационные системы позволяют совершенно на новом уровне организовать работу и с клиентами РЖД: без лишних бумаг, посредством электронного документооборота. И использовать при этом дополнительные сервисы – такие, как, например, электронная торговая площадка грузовых вагонов или специальные мобильные приложения для персональных гаджетов пассажиров.

С помощью современных цифровых технологий можно также добиться гораздо большей эффективности в организации работы РЖД, в том числе перевозочного процесса. Для этого необходим постепенный переход от информационных систем к управляющим. Последние осуществляют полную обработку информации и на основе этого формируют определённые рекомендации, которые целесообразно использовать в той или иной ситуации. Принятие решения по-прежнему остаётся за человеком, но уровень проработанности возможных решений будет значительно выше, а вероятность ошибки при этом сведена к минимуму. Работа над созданием таких систем уже идёт, и они в ближайшем будущем появятся на сети. Одно из направлений реализации этой идеи – внедрение системы ИСУЖТ. Сейчас ведётся работа по созданию информационно-управляющей системы Центральной дирекции инфраструктуры, в неё как раз и закладываются новые идеи по управлению инфраструктурой, о которых идёт речь.

Цифровые технологии создают возможности совершенно по-новому решать традиционные задачи и предлагать принципиально новые подходы для решения имеющихся проблем. Например, появление нового мобильного приложения ОАО «РЖД» дало возможность пассажирам получать справочную информацию, покупать билет или высказывать своё мнение о работе РЖД, используя смартфон или другой гаджет. А создание специализированных приложений для мобильных рабочих мест линейного персонала, занятого в обслуживании инфраструктуры, позволяет ускорить сбор данных, повысить качество и оперативность информации о состоянии объектов инфраструктуры и выполнении плановых заданий. Мы уже сегодня задумываемся над тем, как можно, используя современные разработки, снизить присутствие персонала в наиболее опасных для человека точках. В качестве примера приведу систему управления маневровой работой на станции Лужская, а также разрабатываемые ныне технологии автоматического обмена данными между поездными информационно-управляющими системами, которые предлагают решения, влияющие на процесс движение поездов без участия человека.

Глобальная цифровизация уже охватила железные дороги многих стран, и нам нельзя отставать, иначе мы можем в будущем получить серьёзные проблемы на стыках. На международном уровне количество барьеров со временем должно сокращаться как раз благодаря использованию цифровых технологий. Уже сейчас в процесс взаимодействия с таможенными органами и железнодорожными администрациями соседних стран активно внедряется электронный документооборот. Далее нам нужно будет переходить от простого информирования к совместному планированию работы. И в этом процессе также не обойтись без использования современных цифровых технологий, общих стандартов их применения, совместимости форматов и технологических решений. Это касается и взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего с морским. Организация электронного обмена документами – это всего лишь первый шаг, основа для создания эффективной системы управления взаимодействием. А в перспективе цифровые технологии в управляющих системах будут распространяться по всем сегментам железнодорожного транспорта. За ними будущее.
Не тормози – КИРни

Благодаря интернет-порталу КИР пользователь без лишних усилий может приобрести различные железнодорожные услуги

Рубрики: IT-технологии
Цифровые технологии – драйвер развития
Михаил Акулов, вице-президент ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам – генеральный директор АО «ФПК»,

РЖД чувствуют себя уверенно в роли интегратора транспортной отрасли

Рубрики: IT-технологии
Оптимально интегрировать
Андрей Павловский, начальник департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД»,

Управлять перевозками поможет единый универсальный информационный сервис

Рубрики: IT-технологии
Разделяй, учи, следи

Залогом своевременного выявления злоумышленников является не только эффективная система безопасности, но и здоровая корпоративная культура

Рубрики: IT-технологии
«Как защитить информацию?»

«Как защитить информацию?» – в современном мире этот вопрос с каждым днём становится всё более актуальным. Журнал «Пульт управления» обратился к различным транспортным компаниям с просьбой поделиться своим опытом

Рубрики: IT-технологии

Библиотека Руководителя

Думай как дизайнер
Жанна Лидтка, Тим Огилви
«Думай как дизайнер». Издательство «Манн, Иванов, Фербер», 2014
Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное
Майк Байстер, Кристин Лоберг
«Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное». Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015
Стили менеджмента – эффективные и неэффективные
И. Адизес
«Стили менеджмента – эффективные и неэффективные». М.: Альпина Паблишер, 2013
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100