Цифровые технологии – драйвер развития
Михаил Акулов
Михаил Акулов
вице-президент ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам – генеральный директор АО «ФПК»

Цифровые технологии – драйвер развития

РЖД чувствуют себя уверенно в роли интегратора транспортной отрасли
Цифровые технологии и роботизация типовых человеческих действий уверенно вошли не только в нашу работу, но и в наш быт.

Роботизация переключается на все грани сервиса, в том числе транспортные услуги. Сегодня, по данным исследования BCG в Китае, 28% потребителей планируют свои поездки с помощью мобильного приложения и только 33% заходят на сайты туристических компаний с помощью компьютера.

Компания Flurry (аналитический сервис сетевого ресурса Yahoo!), занимающаяся мобильной аналитикой, опубликовала ежегодный отчёт. В 2014 году частота использования одного и того же приложения в среднем возросла на 76%. Если в прошлом году самыми активно растущими были мессенджеры и социальные сети, то в текущем году это приложения, связанные с образом жизни и покупками (прирост 174%).

Широкое распространение и безграничные функциональные возможности мобильных устройств качественно меняют отношение пассажиров к системам транспорта. Мобильные телефоны уже широко используются для планирования поездок, получения справочной информации, оплаты билетов и многого другого.

Внедрение цифровых технологий в транспортную индустрию мы рассматриваем не только как источник дополнительной маржинальности, но и как драйвер нашего дальнейшего поступательного развития. Движение по пути «диджитализации» жизненно необходимо для масштабной инфраструктурной и перевозочной компании в условиях волатильности экономических параметров внешней среды.

Цифровые технологии – это приток инвестиций и формирование новой логистической инфраструктуры посредством расширения партнёрских связей. Их стремительное распространение помогает человечеству преодолевать не только пространственные или временные рамки своего существования, но и стирает языковые и кросс-культурные барьеры. Все мы – разные люди, живущие в разных местах, говорящие на разных языках. Однако информацию в цифровом виде мы воспринимаем одинаково вне зависимости от авторства, обстоятельств, географии и сроков её появления. В системе координат взаимодействия «человек – человек» и «человек – техника» появляется важное звено «человек – знаковая система – человек/техника». Это звено унифицирует, а значит, значительно упрощает и ускоряет процесс коммуникации между её субъектами.

Важнейшее значение приобретает то, что в процессах универсализации и стандартизации средств технического общения, ставших для нас уже привычными, мы переходим к принципиально новой системе коммуникации между людьми. Это определяет качественно новую культуру общения.

Сегодняшний потребитель принимает решения о параметрах своего путешествия в следующей системе координат: время, деньги и набор персональных потребительских предпочтений. Время контролируется во взаимодействии с его мобильным девайсом в системе on-line.

Используемые технологии перевода денег позволяют свободно из любой точки мира и также в режиме реального времени активно управлять этим ресурсом. А совокупность заданных персональных настроек, история клиентских отношений и база реализованных маршрутов предлагают клиенту привычные для него скорость, комфорт и иные индивидуальные условия путешествия.

В России сегодня через Интернет оформляют свой проезд 33% наших пассажиров. В их числе 74% пассажиров скоростных и высокоскоростных поездов, 89% из которых являются активными участниками программы лояльности «РЖД Бонус», 80% предпочитают электронную регистрацию без распечатки проездного документа. Эти цифры красноречиво показывают нам наиболее востребованные виды оказываемого сервиса.

Наиболее короткий и прямой путь к предпочтениям и лояльности потребителя – это активное использование цифровых технологий и мобильных устройств, которое решает и ещё одну важную для успеха любого бизнеса задачу: получение от клиента обратной связи.

Большинство пассажиров имеют мобильные устройства, их использование предоставляет нам единый канал обратной on-line-связи. В любое время дня и ночи мы имеем возможность знать, что ощущает наш клиент в процессе потребления того или иного сервиса, продукта. При этом, интерактивно взаимодействуя с ним, мы стремимся оперативно реагировать на любые отклонения предоставляемого качества относительно заявленного или ожидаемого уровней.

По сути, мы уже передаём функцию управления логистикой интермодальной перевозки самому пассажиру, использующему мобильный девайс, интегрирующую IT-платформу и собственные навыки работы с мобильными приложениями.

Современные цифровые технологии и возможности связи через системы VRM (Vendor Relationship Management – система взаимоотношений с поставщиками) уже сегодня позволяют пассажиру оперативно, без критических затрат времени выбрать оптимального оператора – поставщика транспортных услуг.

Транспортная компания будущего – это компания, которая управляется клиентом.

Именно цифровые технологии сегодня могут в полной мере обеспечить «бесшовность» стыковки отдельных этапов пути пассажира между собой. На всём протяжении единой транспортной цепочки наш сервис должен стать в прямом смысле этого слова непрерывным от того момента, когда у человека возникает потребность в осуществлении поездки, и до момента, когда он завершает пользование нашими услугами. Высший пилотаж – когда фазы завершения просто не существует.

Какова же сегодня практическая роль цифровых технологий в сфере развития мультимодальности пассажирских перевозок? Формирование крупных пересадочных узлов, объединяющих потоки пассажиров с различных видов транспорта, в условиях использования средств бесконтактного контроля пересадок и оплаты проезда требует новых методик пространственно-временного моделирования пассажиропотока. Современное программное обеспечение, совместимое с концепцией BIM (Building Information Model – информационная модель здания), предлагает возможность трёхмерного моделирования.

Сегодня на сезонные и иные закономерные колебания пассажиропотоков по объёмам и направлениям накладываются поведенческие изменения их динамического распределения по вокзальным площадям. Тактика информирования, маркетинговое интерактивное воздействие, визуальная навигация и иные проявления мобильности формируют сценарии поведения пассажиров на территории транспортных объектов.

Разрабатываемые интеллектуальные системы управления вокзалами должны быть восприимчивы к этой информации и гибко реагировать на динамические изменения объёмов, структуры, характера и направленности пассажиропотоков.

При этом совершенные информационные системы и оформление единого билета позволят пассажиру гибко и быстро компоновать маршрут, используя различные виды транспорта, осуществлять оплату поездки простым прикосновением к экрану устройства.

Для нас опытом такой работы стало взаимодействие с ведущим российским оператором сотовой связи АО «МегаФон». Отслеживание траекторий перемещения абонентов сотовой связи между зонами позволяет нам агрегировать эти данные не только по географическим, но и по социально-демографическим признакам. В итоге совместными усилиями мы формируем динамический профиль геоподвижности населения, что предоставляет нам, по сути, уникальную базу данных для логистического и маркетингового анализа пассажиропотоков.

Полученные данные мы используем при планировании и оптимизации маршрутной сети. Периодичность курсирования поездов, география и продолжительность остановок – всё это разрабатывается нами на основе подтверждённых данных о миграции населения и социальном профиле основной массы клиентов.

Основная задача сегодня – увязать наши отдельные «малые достижения» в единый сервисный узел, предоставляющий клиенту комплексную мультимодальную услугу. Интермодальные автобусные перевозки, предоставление собственного сервиса такси, перевозка личных автомобилей поездом, продажа туров в Европу со специальным предложением, включающим паромное сообщение, и многое другое. Всё это требует интеграции в единый мобильный сервис, реализующий on-line всё многообразие функционала планирования, оплаты и управления комплексной мультимодальной услугой.

И первые шаги в этом направлении мы уже делаем. В этом году мы выпускаем новое мобильное приложение ОАО «РЖД» «Еду поездом».

Сегодня уже не только у нас, но и у наших партнёров, ведущих масштабный бизнес по всему миру, не вызывает сомнений целесообразность и обоснованность самовыдвижения ОАО «РЖД» в роли системного интегратора и владельца технологической платформы инновационной мобильности пассажиров в России.

И дело даже не в нашей клиентской базе, накопленной истории клиентского пути, репутации проверенного временем партнёра, поддерживаемого и контролируемого государством, или масштабности перевозочной сети «пространства 1520». Дело в том, что, взаимодействуя с другими видами транспорта, перевозчиками и всеми транспортными стейкхолдерами регионального уровня, мы способны совместно с нашими партнёрами сформировать качественно новую бизнес-среду для ведения принципиально нового вида бизнеса по принципу стратегии win-win.

Вместе с тем мы объективно понимаем, что ключ к успеху – разработка бизнес-модели взаимоотношений стейкхолдеров в рамках формируемой экосистемы. Необходимо отметить, что первый интеграционный опыт, пусть и внутрихолдинговый, у нас уже есть.

Ещё два года назад мы выступили в роли системного интегратора при разработке интерактивной визуализационной системы моделирования клиентского пути «пассажирского пространства холдинга». Данная работа ведётся в рамках реализации единых сервисных стандартов и обеспечения сквозного уровня качества по всей транспортной цепочке.

До появления визуализационного программного обеспечения мы приступили к совместной проработке каждого этапа клиентского пути для выявления разрывов между ожидаемым и предоставляемым уровнем качества оказываемых нами услуг. А результаты этой работы послужат релевантной базой исходных данных для нашего дальнейшего взаимодействия с партнёрами в области инновационной мобильности пассажира.

Успех проекта всецело зависит от того, какую финансовую модель мы подберём для построения сетевых отношений с нашими партнёрами по пассажирскому сервису. Прежде всего это клиентская база для наших партнёров, зачастую сразу же с «портретом пассажира», и возможность прямой коммуникации с потребителем, включая обратную связь.

А для населения это повышение транспортной доступности и существенное улучшение качества предоставляемого сервиса с безусловным доведением его до уровня самых высоких мировых стандартов.

Мы приступили к разработке целевой модели проекта «Инновационная мобильность». Вся работа концентрируется в специально созданном Центре инновационной мобильности с полной локализацией данного проекта относительно традиционной рутины.

Задачей-максимум в части обособления данного направления мы видим выделение этого вида деятельности в самостоятельный бизнес. Его правовая самостоятельность и коммерческая ответственность обеспечат, по нашему замыслу, беспрепятственный старт и динамичное развитие проекта.

Интенсивная работа позволит нам уже через год предложить пассажиру лучший на российском рынке продукт инновационной мобильности. Мобильный сервис позволит осуществлять перемещение из точки «А» в точку «Б» по оптимальному для пассажира маршруту с учётом его индивидуальных предпочтений с оплатой «в один клик».

Финиш проекта явится новым стартом для развития комплексной мультимодальной услуги. Потому что вместе с ней мы создаём открытую технологическую и бизнес-платформу, которая по принципу открытых инноваций позволит всем желающим принять участие в данном проекте. Убеждён, что наши совместные усилия позволят осуществиться этому уже в ближайшей перспективе.

Досье локомотивов
Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТа,

Цифровые технологические платформы как основной инструмент цифровизации РЖД

Рубрики: IT-технологии
Развязать узел
Александр Борейко, генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии»,
Сергей Кокин, генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел»,
Марина Крекова, заведующая кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (Политех),

Цифровой подход: актуальные проблемы и современные технологии для их решения

Рубрики: IT-технологии
Обеспечили транспортом

В программу «Цифровая экономика» включат новое направление

Рубрики: IT-технологии
Революция № 4

Блокчейн обеспечивает доверие участников процесса друг к другу

Рубрики: IT-технологии
Цифровая революция

Беспилотные поезда сэкономят человеческие и материальные ресурсы

Рубрики: IT-технологии

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100