Оптимально интегрировать
Андрей Павловский
Андрей Павловский
начальник департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД»

Оптимально интегрировать

Управлять перевозками поможет единый универсальный информационный сервис
Важнейшей задачей для ОАО «РЖД» является планирование и управление эксплуатационной работой, в оптимальном взаимодействии между всеми участникам перевозочного процесса на всех его этапах при постоянном контроле над выполнением плановых показателей по всей сети дорог ОАО «РЖД». Полноценно эта задача пока до конца не решена, прежде всего из-за ее многоуровневой сложности: взаимосвязи и взаимовлияния всех производственных процессов связанных с эксплуатационной работой, а так же большого количества факторов и ограничений. Однако решение такой задачи в скором времени станет возможным благодаря двум крупнейшим разработкам, которые в настоящее время завершаются в ОАО «РЖД».

Автоматизированной системе управления перевозками нового поколения (АСОУП-3) и Интеллектуальной системе управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ).


История вопроса

Предварительная организационная работа по созданию АСОУП-3 началась еще в прошлом году.

В этом году мы приступили к разработке и внедрению ядра АСОУП-3 и его компонентов.

Совместно с Центральной дирекцией управления движением и Департаментом развития системы управления ведется работа по формированию процессной модели перевозочной деятельности.

В 2014 году разработано «хранилище данных» - Сетевая база АСОУП-3, которое в оперативном режиме обеспечивает формирование единой сетевой объектно-событийной модели перевозочного процесса. В настоящее время завершается опытная эксплуатация системы, ведется импорт исторических данных глубиной до 5-ти лет хранения. И уже с середины 2015 года система позволит предоставлять сведения из единого источника об эксплуатационной работе заинтересованным потребителям (в том числе и исторические).

Для решения задачи общесетевого масштаба был необходим достоверный и непротиворечивый источник данных об эксплуатационной работе и в этой связи актуальным являлось создание единого источника данных об объектах и событиях перевозочного процесса, который бы обеспечивал достаточную глубину хранения информации, при высокой производительности их обработки в объеме всей сети.

Системы, которые сегодня входят в комплекс управления перевозками, разрабатывались в разное время для решения локальных задач. В них применялись разнообразные программно-технические решения, актуальные на тот или иной момент времени. И в нынешнем состоянии они нередко включают различные источники информации об одних и тех же событиях, зачастую дублируя функции с аналогичными аналитическими показателями. Некоторые системы морально и архитектурно устарели и требуют переработки.

В этих условиях ОАО «РЖД» необходима оптимизация всего информационного ландшафта.


Ближайшая перспектива

На базе автоматизированной системы управления перевозками (АСОУП) планируется сформировать единый универсальный информационный сервис, который бы консолидировал различные источники информации, обеспечивал данными о перевозочном процессе все уровни управления эксплуатационной работой. В частности, АСОУП будет предоставлять данные в ИСУЖТ для решения задач планирования и управления.

Необходимо отметить, что система АСОУП разрабатывалась и развивалась на протяжении последних 30-ти лет. По сути она представляет собой ядро всего комплекса АСУ перевозками, который стал единой базой достоверной информации об объектах и событиях перевозочного процесса. Вместе с тем, этот программно-технический комплекс имеет ряд ограничений, которые сегодня являются сдерживающем фактором при решении актуальных для ОАО «РЖД» задач.

Прежде всего, это связано с реформированием системы управления компанией. В настоящий момент завершен переход от территориально-отраслевого принципа управления к управлению по функциональным направлениям и бизнес-блокам с одновременным формированием вертикально-интегрированных структур, специализированных на конкретных видах деятельности, в виде филиалов и дирекций ОАО «РЖД». В то же время исторически сложившаяся архитектура АСОУП включает в себя системы дорожного уровня, логически жестко разделенные по дорогам – территориям. Поэтому сегодня необходимо приведение системы в соответствие с современной бизнес-архитектурой ОАО «РЖД».

В существующем состоянии информационная база данных АСОУП основана на объектно-событийных моделях, что позволяет решать задачи транзакционной (как единого целого) обработки данных, формирования оперативной, статистической и аналитической отчетности. Однако для поддержки процессного управления, которое сегодня последовательно внедряется в ОАО «РЖД», необходимо выстроить гибкую и адаптивную к изменениям процессную модель перевозок.

Нужно учитывать и тот факт, что повышение эффективности и рентабельности в деятельности компании возможно лишь при тесной кооперации всех участников единого сетевого технологического процесса. При этом взаимодействие между ними должно быть основано на сервисно-ориентированных принципах с четко разделенными зонами ответственности и установленными измерителями результатов работ.


Технологические решения

Предлагаемый новый комплекс АСОУП-3 построен на основе современных программно-аппаратных платформ высокой производительности. Применяемые в памяти технологии вычислений обеспечивают требуемый масштаб, резервирование и устойчивость к отказам. В обозримом будущем планируется переход на единую централизованную архитектуру АСОУП. Глубина хранения информации не менее 5 лет позволит решать новые классы задач, решение которых сейчас или невозможно или крайне затруднено.

Помимо решения актуальных бизнес-задач планируется также обеспечить ряд технических, организационных и экономических эффектов за счет повышения производительности работы системы, упрощения архитектуры комплекса и технологии его сопровождения, сокращения затрат на вычислительные комплексы и т.п.

Важным для нас является вопрос «импортонезависимости» применяемых при разработке программного обеспечения технологий, что сегодня особенно актуально. В этих условиях разработку компонентов нового комплекса АСОУП-3 необходимых для производственной деятельности ОАО «РЖД» планируется осуществлять на базе open source технологий. (ПО с открытым исходным кодом). Это требование относится к компонентам, бесперебойная работа которых является критичным для деятельности компании - прежде всего к ядру системы, обеспечивающему обработку информации о перевозочном процессе и формирование базы достоверных данных для оперативных потребителей.

Кроме того, новый комплекс АСОУП-3 включает ряд других важных компонентов:
Хранилище данных (Сетевая база АСОУП-3), куда полностью включены оперативные сведения, поступающие из ядра системы в режиме «on-line», а также исторические данные глубиной до 5 лет хранения; Интеграционная сервисная шина (Enterprise service bus) - призвана обеспечить взаимодействие между компонентами внутри периметра АСОУП-3, а также с внешними системами, маршрутизировать потоки данных и сообщений;
Аналитическая платформа (Business intelligence, BI) предоставляет конечным пользователям данные в виде фиксированных форм отчетности, а так же дает возможность конструирования собственных запросов и форм вывода этих данных;
Подсистема ведения нормативно-справочной информации (НСИ) ? предназначена для ведения нормативно-справочной информации, необходимой для перевозочного процесса;
Подсистема мониторинга и управления бизнес-процессами (Business process management, BPM) обеспечивает описания бизнес-процессов и правил их выполнения.


Ожидаемый итог

За счет систематизации и упорядочивания ведения нормативно-справочной информации перевозочного процесса, сокращения сроков формирования отчетности повысится и качество управления. Немаловажными преимуществами системы можно считать перевод критически важных для эксплуатационной работы компонент на импортонезависимое программное обеспечение, повышение производительности работы системы, возможность хранения больших объемов данных в постоянном оперативном доступе, сокращение затрат на оборудование и т.п.

С созданием единой базы достоверных данных о событиях перевозочного процесса, универсального информационного сервиса мы планируем выйти на новый уровень информационного обеспечения перевозочного процесса. Это поможет ИСУЖТ в решении задачи интегрированного планирования эксплуатационной работы и его моделирование на всех этапах перевозочного процесса.
Досье локомотивов
Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТа,

Цифровые технологические платформы как основной инструмент цифровизации РЖД

Рубрики: IT-технологии
Развязать узел
Александр Борейко, генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии»,
Сергей Кокин, генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел»,
Марина Крекова, заведующая кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (Политех),

Цифровой подход: актуальные проблемы и современные технологии для их решения

Рубрики: IT-технологии
Обеспечили транспортом

В программу «Цифровая экономика» включат новое направление

Рубрики: IT-технологии
Революция № 4

Блокчейн обеспечивает доверие участников процесса друг к другу

Рубрики: IT-технологии
Цифровая революция

Беспилотные поезда сэкономят человеческие и материальные ресурсы

Рубрики: IT-технологии

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100