Наши ценности
Николай Захаров
Николай Захаров
уполномоченный по вопросам, деловой этики, первый заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»

Наши ценности

В ОАО «РЖД» активно проводится работа по внедрению Кодекса деловой этики
Новая редакция Кодекса деловой этики ОАО «РЖД» была утверждена в ноябре 2012 года, и с тех пор мы ведём планомерную работу по внедрению его норм и правил в повседневную практику, информируя сотрудников о произошедших изменениях. Кроме того, в рамках реализации системного подхода и с целью повышения знаний и навыков работников компании в области деловой этики в 2014 году будет запущена программа обучения по корпоративной культуре, деловой этике и этикету. Наша задача сформировать чёткое понимание работников компании о происходящих изменениях.

Одним из приоритетов кадровой и социальной политики на современном этапе развития компании является внедрение этических принципов в повседневную практику. И это не просто дань моде, история развития мирового бизнеса показывает, что выстраивание профессиональных отношений с сотрудниками, коллегами, партнёрами и клиентами на основе принципов деловой этики повышает эффективность работы как каждого отдельно взятого сотрудника, так и всего холдинга.

Корпоративные этические нормы и правила, установленные Кодексом деловой этики в компании, действуют около года. С момента утверждения проведена значительная работа по их внедрению. Однако многое предстоит сделать, так как это процесс требует системности и регулярного контроля.

Ознакомление, информирование и разъяснение
Для формирования у сотрудников понимания необходимости следовать в своей повседневной трудовой деятельности нормам и правилам деловой этики, с персоналом на постоянной основе ведётся разъяснительная работа. Мы используем весь спектр внутрикорпоративных каналов коммуникаций: корпоративные СМИ, брошюры и буклеты, видеоролики и телепередачи на РЖД ТВ, коммуникационные площадки, в том числе сетевые совещания и Дни информирования. Так, в июне текущего года были разработаны и распространены среди ответственных и специалистов по кадровым вопросам информационно-разъяснительные материалы о внедрении Кодекса деловой этики, а также методические пособия по деловому этикету. Это поможет донести информацию о происходящих изменениях и новых принятых документах на местах.

На корпоративном телеканале РЖД ТВ и на коммуникационных мероприятиях демонстрируется фильм о Кодексе деловой этики ОАО «РЖД». В нём наглядно раскрываются десять этических принципов, даётся их разъяснение. В нем показано, как от соблюдения работниками корпоративных этических норм и правил зависит весь производственный цикл компании, её имидж и деловая репутация.

Наряду с этим ещё в начале текущего года с кодексом были ознакомлены все работники РЖД. В трудовые договоры всех топ-менеджеров, руководителей филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» внесены изменения, предусматривающие ответственность за ненадлежащее исполнение норм и правил служебного поведения, установленных документом. Принципиально важно, чтобы руководители всех уровней являлись примером, следуя нормам и правилам кодекса: демонстрировали лидерское поведение, эффективно организовывали свою работу и подчинённых, выстраивали уважительные отношения с людьми, вели за собой, не боялись перемен.

Контроль и соблюдение
На центральном уровне образована комиссия по вопросам деловой этики, в её состав вошли представители аппарата управления ОАО «РЖД» и профсоюзной организации. Во всех филиалах назначены ответственные по вопросам деловой этики. Комиссия – это коллегиальный орган, который образован для рассмотрения ситуаций, которые невозможно решить на местах. В задачи комиссии в этом случае входит детальное и доскональное рассмотрение ситуаций, произошедших с работниками компании, в части несоблюдения установленных этических принципов со стороны руководителей, коллег или собственно самих работников. Кроме того, комиссия вправе привлечь к ответственности лиц, нарушивших этические правила, установленные в компании.

При рассмотрении обращений и предложений работников, в том числе в электронном виде, комиссия в пределах своей компетенции имеет право запрашивать всю необходимую информацию и материалы, приглашать на заседания руководителей ­филиалов, структурных подразделений, а также дочерних обществ компании.

Ответственные по вопросам деловой этики в филиалах обеспечивают соблюдение норм и правил, установленных кодексом, среди работников своих подразделений. В их задачи, так же как и комиссии, входит рассмотрение поступивших обращений и предложений. К ним можно и нужно обращаться, если сотрудник выявил очевидные нарушения этических норм и правил, что может нанести ущерб имиджу и деловой репутации компании. В тех случаях, когда с ним поступили несправедливо, нарушив корпоративные этические нормы, и, конечно же, если у него имеются какие-либо предложения по организации работы в данном направлении.

Алгоритм действий работника в подобных случаях может быть разным в зависимости от ситуации. Если сотрудник не является объектом критики своего руководителя, первое, что он должен сделать, это поставить в известность непосредственно его. Можно обратиться к ответственному по вопросам деловой этики своего филиала или направить обращение, предложение напрямую уполномоченному по вопросам деловой этики ОАО «РЖД», то есть мне.

Все поступившие обращения и предложения тщательно изучаются. Информация проверяется, затем при необходимости вопрос может быть вынесен на рассмотрение комиссии. Если злоупотребления и нарушения подтвердятся, будут приняты соответствующие решения в отношении нарушителя, который может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда статус должностного лица, нарушившего правила и нормы кодекса, высок, информация может быть направлена напрямую президенту ОАО «РЖД» для решения о мере наказания. При выяснении обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ, информация будет передана в соответствующие государственные органы.

Таким образом, институт уполномоченного и ответственных по вопросам деловой этики помогает выстраивать новую корпоративную культуру, а также защищает работников компании.

Обратная связь

Информация, получаемая по каналам обратной связи, созданным в компании, свидетельствует, что вопросы деловой этики очень волнуют сотрудников. В частности, при проведении общекорпоративного Дня информирования в марте и апреле текущего года каждый третий заданный сотрудниками вопрос в части кадрового блока касался внедрения Кодекса деловой этики и его соблюдения как руководителями, так и сотрудниками.

В первом полугодии единым информационно-справочным ресурсом «Горячая линия» для работников ОАО «РЖД» было зарегистрировано уже более 50 обращений на этические темы. Каждое обращение было рассмотрено, по некоторым из них приняты довольно жёсткие меры.

Проанализировав все полученные сигналы, мы скорректировали информационную кампанию, включив в неё дополнительную информацию, интересующую работников.
На Дне информирования, который пройдёт уже в первом квартале 2014 года, планируется включить целый блок вопросов, посвящённых теме деловой этики. В частности, какие изменения произошли в компании с момента принятия кодекса, на что следует обратить внимание и над чем нам ещё нужно поработать.

Развитие и обучение
В настоящий момент сотрудники компании, которые взаимодействуют с партнёрами из других стран или проходят стажировку в зарубежных компаниях, обучаются по программам в области деловой этики и этикета. Активно в эти процессы включилась молодёжь. Так, в рамках VII Слёта молодёжи ОАО «РЖД» прошли лекции и тренинги с ведущими консультантами по деловой этике, этикету и протоколу. На другой молодёжной площадке во время отбора участников международной программы обмена «Молодые таланты» проводились тренинги и мастер-классы европейских экспертов, в том числе и по деловому протоколу.
Стоит отметить, что принципы деловой этики, этикета и протокола являются универсальным языком делового общения, незнание которого зачастую может привести к негативным последствиям.

В рамках проведённой работы накоплен необходимый опыт, который лёг в основу разработанной программы корпоративного обучения сотрудников ОАО «РЖД» по вопросам деловой этики. Уже в начале 2014 года она будет запущена на базе Корпоративного университета ОАО «РЖД». У её слушателей будет возможность сформировать общекорпоративную систему координат, прежде всего единое понимание целей и задач, стоящих сегодня перед холдингом, и как принципы деловой этики влияют на их достижение.

Первыми слушателями программы станут члены комиссии по вопросам деловой этики в аппарате управления ОАО «РЖД», ответственные в филиалах и структурных подразделениях, специалисты по управлению персоналом, руководители и специалисты, взаимодействующие с клиентами и партнёрами от лица компании.

Немаловажно подчеркнуть, что сотрудники компании и сами проявляют инициативу по формированию единой этической системы холдинга. Железные дороги самостоятельно проводят мероприятия по разъяснению принципов корпоративной этики. Например, на Забайкальской и Восточно-Сибирской магистралях проходят регулярные тренинги по корпоративной этике, а на Дальневосточной дороге нормы и принципы кодекса осваивают в рамках технической учёбы. Это говорит о том, что руководство и большинство работников воспринимают этическое поведение, как важный шаг в построении успешной компании.

Подводя итог, хотел бы поблагодарить всех сотрудников холдинга за участие в процессе развития корпоративной культуры. На корпоративные электронные адреса ethics@rzd.ru и ethics@center.rzd мы регулярно получаем их обращения и предложения. Они используются при разработке новых подходов для эффективного формирования корпоративной этической системы. Хочу ещё раз подчеркнуть, что каждое поступившее обращение или предложение от работников нашей компании всегда рассматривается и учитывается в работе.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100