Новый взгляд
Николай Верховский
Николай Верховский
исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково»

Новый взгляд

В чём принципы архитектуры цифровой компании
Главная задача цифровой трансформации – это выход на новую эффективность бизнеса. В этой связи можно выделить две ключевые рамки.

1. Рамка трансформации рыночного предложения и взаимодействия с пользователем.
Что здесь важно – в контексте цифровой трансформации впервые идея строить бизнес на обслуживании всего жизненного цикла продукта, на поставке производительности и сервиса становится реальной не только для собственно сервисных компаний (ретейл, банкинг, телеком и т.д.), но и для тяжёлых индустрий (машиностроение, нефть и газ, горнодобывающая промышленность, металлургия, строительство). Что это означает? Теперь продажа сложного технического изделия (и связанных с этим экономических показателей) больше не является конечной целью бизнеса, не этот процесс создаёт основной денежный поток.
Теперь конечная цель – продажа производительности системы, поддержание рабочей готовности и непрерывное совершенствование пользовательских характеристик в соответствии с условиями пользования и новыми технологическими решениями.
В этом смысле сложная инженерная система (автомобиль, самолёт, нефтяная платформа, атомная станция) – это сервисная платформа, денежный поток создаётся через поставку услуг на всём жизненном цикле. Иначе говоря, вы теперь не покупаете автомобиль, а подключаетесь к нему и платите только за его пользование.

2. Рамка операционной эффективности или производительности труда.
Здесь ключевой тезис состоит в том, что не стоит ждать повышения производительности труда в операционной модели, построенной под производство большого количества изделий.
Безусловно, цифровые технологии позволят достичь некоторого повышения эффективности (по разным оценкам, от 5 до 7%) и в текущих процессах. При этом до цифровой оснастки здесь должна быть проведена работа по «аналоговому» наведению порядка, например, на базе методологии бережливого производства. Но главное всё же не в этом.
Цель – обеспечить экономически эффективное производство узлов и агрегатов, технических решений, повышающих эффективность пользователя на всём жизненном цикле сложной технической системы.
Здесь главной задачей становится массовое производство индивидуализированных решений (как бы это ни казалось парадоксально).
В этом контексте вопросы гибкости мощностей, скорости производства (time to user), непрерывного совершенствования, скорости внедрения новых технических решений, возможность версионных обновлений (1.0; 2.0; 3.0 и т.д.) становятся ключевыми конкурентными параметрами любой производственной системы.
Для текущей архитектуры производства это означает практически полную непригодность, поскольку в хорошей версии она собрана для производства большого количества типовых изделий и вовсе не пригодна для сервисной модели.
Для новой модели бизнеса необходимо распределённое производство с возможностью гибко перераспределять задачи в соответствии с меняющейся ситуацией пользователя.
Тут мы приходим ещё к одному важному выводу: фактически речь должна идти о производственной платформе, которая работает на всех этапах жизненного цикла и обеспечивает гибкость и скорость за счёт сети производителей, проектировщиков обслуживающих организаций, подключённых к этой платформе. В итоге производственная платформа сама является бизнесом и перестаёт быть центром затрат.
Как видно из первой и второй рамки, главным активом любой индустриальной компании становятся не производственные мощности, а способность формировать и поддерживать платформу (как в коммерческой, так и в операционной части).
Эта способность включает в себя компетенции по сбору, хранению, обработке и оперированию данными на всех этапах жизненного цикла продукта, а точнее – процесса использования этого продукта. А сами производственные мощности становятся приложениями и сервисами на платформе, которые настраиваются в зависимости от ситуации пользователей.


Архитектура цифровой компании

Собственно, в предыдущей части я уже фактически сказал, что цифровая компания имеет в своём каркасе архитектуру платформы. Разберём подробно элементы этой архитектуры:

1. Бизнес-архитектура. Как уже упоминалось, в центре бизнес-архитектуры лежит жизненный цикл продукта (в случае с авиастроением это авиационная программа) – от проектирования до сервиса в процессе эксплуатации и последующего вывода из эксплуатации.
Почему так? Всё очень просто – вся цифровая трансформация должна переводить к эффективности бизнеса, увидеть эту эффективность можно только в ситуации работы с ключевыми продуктовыми направлениями.
Важно, что по каждому продуктовому направлению необходимо вести работу (снижение издержек и формирование новых сервисов) по всем этапам: проектирование, производство, работа с поставщиками, дистрибуция, сервис в процессе эксплуатации.

2. Логика платформы, которую я обсуждал ранее, составляет основу каркаса бизнеса.
На этапе проектирования – это платформа, позволяющая осуществлять параллельное проектирование и управление стоимостью на всём жизненном цикле.
На этапе производства – это платформа распределённых мощностей и гибкого производства, сопровождающего эксплуатацию. Здесь же прослеживаемость и прозрачность, исключение лишних транзакций, безлюдные технологии и технологии снижения трудоёмкости ключевых процессов.
На этапе работы с поставщиками – это гибкая сеть поставщиков, выращивание поставщиков и цепочек поставок, единое пространство взаимодействия, исключающее лишние транзакции при заключении контракта с поставщиками.
На этапе эксплуатации – это платформа сервисов, обеспечивающих ключевые параметры эксплуатации объекта (в случае авиационной программы – это поддержание лётной годности, снижение стоимости лётного часа и т.п.).
Для того чтобы описать логику платформы, нужен отдельный текст. Пока рекомендую всем почитать «Революцию платформ», для начала размышления в этой книге достаточно материала. Хотя само по себе понятие пока не построено, что создаёт повод для большого числа спекуляций и интерпретаций.

3. Теперь перейдём к средствам, которыми достигаются указанные эффекты.
Их условно можно разделить на четыре большие категории:
а) Инфраструктура подключения: здесь имеются в виду прежде всего все технологии, связанные со снятием данных (датчики, носимые устройства и т.д.), точки обмена данными (беспроводной и проводной Интернет). В конечном счёте это технологии, позволяющие всем физическим объектам и людям, участвующим в работе на всём жизненном цикле, подключаться к сети, выдавать и забирать из неё данные – с технологической точки зрения этот блок описывается платформой IIoT на этапе производства, подключённым и распределённым КБ на этапе проектирования и подключённой сложной инженерной системой на этапе эксплуатации;
в) Инфраструктура хранения и структурирования данных: здесь имеются в виду решения типа общей шины данных, серверов, облачных хранилищ, которые описываются понятием Data Lake, в которое поступают данные со всех источников на всех этапах жизненного цикла, там обрабатываются и становятся доступными для последующего анализа;
с) Системы обработки данных: здесь имеются в виду системы и алгоритмы, которые строят на основе данных цифровые модели и в пределе цифровые двойники. Технологически это всё, что касается Big data и построения на основе их предиктивной аналитики, виртуальных испытаний и multi D-моделей объектов разных этапов жизненного цикла: Digital Mockup – на этапе проектирования, Digital Twin – на этапе производства, Digital Twin – на этапе эксплуатируемого объекта (решения в этой области не исчерпываются термином Digital Twin, например, здесь же работает всё, что связано с искусственным интеллектом);
d) Четвёртый блок – блок оперирования с данными. Это прежде всего интерфейсы работы с данными, позволяющими принимать решения. Здесь управленческие и инженерные dashboards, носимые устройства (браслеты, очки), операционные системы предприятий, личные кабинеты пользователя, цифровые помощники (типа Alexa, Siri, Алиса или ассистент системы Predix)

4. Стоит отдельно остановиться на эффектах и возможностях, которые возникают от применения технологического пакета на всех этапах жизненного цикла продукта.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Указанный технологический пакет ускоряет процесс разработки с использованием шаблонов и готовых решений, система проектируется из цифровых двойников, то есть сразу с учётом возможности комплектации, и одновременно отсутствующие готовые решения становятся техническим заданием для сети поставщиков, существенно сокращается время на натурные испытания. Сертифицированные цифровые модели позволяют проводить натурное испытание для установления сходимости результатов и далее проводить испытание только на цифровом объекте, об этом во всех деталях пишет Алексей Боровков (основатель группы компаний CompMechLab – высокотехнологичных инжиниринговых компаний, которые он развивает совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом (СПбПУ. – Ред.).
Одновременно с разработкой системы формируется задание на производственные мощности, то есть в пределе исчезает позиция технолога. Как результат существенное/кратное сокращение сроков вывода продукта на рынок (по существующим примерам в автопроме с 10 до 3 лет).
ПРОИЗВОДСТВО. Гибкая и постоянная загрузка мощностей, возможности производить единичную продукцию по цене серийной, исключаются лишние транзакции и перемещения, увеличивается коэффициент готовности оборудования, снижаются затраты на обслуживание и ремонты, сокращается время и увеличивается точность контроля качества, появляется возможность сокращения участия человека в производственном процессе (и все затраты, с этим связанные). Ещё один эффект, связанный с людьми, – это снижение требований к компетенциям по простым технологическим операциям, за счёт использования технологий AR, всё это в разы увеличивает производительность труда (равномерная и постоянная загрузка), сокращает сроки выхода продукта и комплектующих к пользователю.
ОБСЛУЖИВАНИЕ. Появляется возможность глубокой кастомизации под требования клиента. Предиктивный анализ состояния системы даёт возможность поддерживать непрерывную производительность без аварийных сбоев, а также снижает стоимость владения, возможность в реальном времени получать массив данных об использовании системы. Даёт возможность быстро разрабатывать и вводить пакет обновлений, повышающий производительность и, следовательно, ценность системы для пользователя.
УПРАВЛЕНИЕ ПОСТАВКАМИ. Позволяет расширить сеть поставщиков, а поставщикам – регулировать свою загрузку и специализироваться, выстраивать цепочки и точнее соответствовать требованиям производителя. Наличие электронного каталога, цифровых двойников узлов и агрегатов предоставляет возможность работать в одной базе данных и быстрого подключения к сети, позволяет ускорить проектирование, обеспечить бесперебойность производственного процесса, поддерживать эксплуатационные характеристики и быстро настраиваться на новые требования пользователя и производителя, увеличивая скорость внедрения изменений и освоения новой продукции.
Сложность со всей упомянутой архитектурой состоит в том, что пока ещё большинство технологий находится в стадии тестирования и нет рабочих примеров их массового применения.
Всё это усугубляется необходимостью синхронизации большого количества изменений, да ещё так, чтобы они не развалили базовый процесс. Недавно Илон Маск (сооснователь компании PayPal, основатель, совладелец, гендиректор и главный инженер компании SpaceX, основатель Tesla. – Ред.) жаловался на то, что заложил слишком высокую степень роботизации производства и в итоге оно не справляется с необходимым количеством заказов. И это очень понятная ситуация управления развитием, когда становится необходимым управлять настройкой системы, состоящей целиком из инноваций, большинство из которых надо успевать доводить в боевом процессе.
В этой связи на первый план выходят вопросы организационного дизайна системы управления цифровой трансформацией.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление
Раскрыть секрет

В Европе нефинансовые отчёты начали составлять 40 лет назад

Рубрики: Корпоративное управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru