Транспорт встанет на «зелёные колёса»
Сергей Донской,
Сергей Донской,
министр природных ресурсов и экологии РФ

Транспорт встанет на «зелёные колёса»

Но помочь в этом должно государство
В конце прошлого года был утверждён План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития России. По нему к 2030 году должен быть решён ряд наиболее важных задач. Среди них переход на повсеместное использование экологически безопасных материалов, внедрение ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем в транспортный комплекс и его инфраструктуру. Поэтапная реализация этого плана в конечном итоге приведёт к существенному повышению уровня экологической безопасности транспорта.

Чтобы актуальные проблемы эффективно решались, в первую очередь нужно правильно организовать сотрудничество всех участников процесса: и государственных ведомств федерального и регионального уровней, и бизнеса. Комплексный подход подразумевает не только широкий взгляд на проблему, но и привлечение внимания к ней всех заинтересованных сторон. Возьмём, к примеру, современные покрытия для автодорог. Широкое использование в их производстве различных полезных ископаемых стимулирует добывающую отрасль, позитивно влияет на её развитие. Следовательно, в интенсификации внедрения современных технологий в дорожное строительство оказываются заинтересованы сразу несколько профильных ведомств, в том числе, разумеется, Минприроды. Варианты постепенного перехода на более экологичное газомоторное топливо активно обсуждаются не только экологами и транспортниками, но и крупным бизнесом, а также коллегами из Минэнерго. Для них эта тема не менее актуальна.

Хочу отметить, что мы полностью поддерживаем, когда сами транспортные компании выступают с экологическими инициативами. К примеру, в Стратегии инновационного развития ОАО «РЖД», или, как ещё называют этот документ, в «Белой книге», в числе ключевых приоритетов обозначены повышение энергоэффективности и охрана окружающей среды. Эффект от ответственного подхода к проблемам экологии очевиден. По сравнению с 2007 годом на железных дорогах более чем на треть сократились выбросы вредных веществ, уменьшилось образование отходов.

Между тем если говорить о внедрении на транспорте в целом «зелёных» технологий, то, очевидно, сейчас существуют определённые проблемы. В том числе и потому, что применение подобных технологий – это в первую очередь затраты. Соответственно, нужно создать такие условия, чтобы, кроме расходов, «зелёные» технологии приносили бы ещё и доходы. Их использование должно стать выгодным для участников рынка, и первый шаг в этом направлении должно сделать государство. Мы опять возвращаемся к необходимости рассматривать проблему в комплексе, так как точечное воздействие будет неэффективным.

Развитие «зелёных» технологий – это не только создание экологичных видов транспорта и топлива, но и строительство соответствующей инфраструктуры. Например, чтобы использовать биодизель, нужно вырастить сырьё и построить заводы для его переработки в топливо. Необходимо подготовить кадры, которые смогут эксплуатировать оборудование, ремонтировать транспортные средства, работающие на биодизеле. Поэтому внедрение новинок должно обязательно сопровождаться как экономическими стимулирующими мерами, так и поддержкой государства.

Можно в некоторой степени снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха так называемыми передвижными источниками. Это одна из целей политики, проводимой Минприроды. Так, рельсовый электротранспорт, конечно, экологически более чистый, чем автомобильный. Вместе с тем при определении целесообразности использования того или иного вида транспорта в конкретном городе или регионе должен быть проведён полный анализ текущей ситуации. Поэтому однозначно говорить о каких-либо преимуществах можно только после финансово-экономической и экологической оценки разных вариантов с привязкой к конкретной территории.

Сегодня повышенное внимание уделяется городам с наиболее интенсивным автомобильным движением – тем, где «вклад» выхлопов в загрязнение воздуха составляет 90–95%. В их число входят Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Полученный положительный опыт будет, безусловно, распространён и на другие города.

И можно отдельно остановиться на опыте курортной столицы России – Сочи. Уже почти завершено предолимпийское строительство. Ряд «зелёных» стандартов, решающих проблемы загрязнения воздуха, удалось внедрить уже на этапе планирования олимпийских объектов и транспортной инфраструктуры. Кроме того, в 2011 году Минприроды были разработаны рекомендации по комплексу природоохранных мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в Сочи.

Основное внимание уделено автотранспорту как главному загрязнителю атмосферного воздуха. Минимизация негативного воздействия на атмосферу рассматривалась как с точки зрения замены традиционного топлива на экологически чистое, так и за счёт ограничения использования автомобилей низкого экологического класса, внедрения эффективной парковочной политики, экодрайвинга. Кроме того, в своих рекомендациях Минприроды уделило внимание организации дорожного движения в Сочи. Чтобы снизить вредное воздействие на окружающую среду, было предложено ввести бессветофорное движение на съездах с нескольких оживлённых развязок.

Говоря об экологических видах транспорта, нельзя забывать и о проведённой в Сочи модернизации железных дорог, закупке нового подвижного состава. По этому направлению проделана большая работа. Безусловно, частичная замена автомобилей на скоростной железнодорожный транспорт также приведёт к снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Единство мира
Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap,

Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды

Рубрики: Гость номера
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),

Специалисты будущего должны быть универсалами

Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Стратегия управления талантами

Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,

От новых локомотивов к беспилотным поездам

Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,

Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего

Рубрики: Гость номера

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100