Молодым – дорога
Анатолий Фиронов
Анатолий Фиронов
заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа

Молодым – дорога

Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего
Отраслевые вузы ведут подготовку железнодорожников будущего – специалистов в области высокоскоростных магистралей (ВСМ). В Русско-немецком институте МИИТа состоялась защита выпускных квалификационных работ второго набора специалистов ОАО «РЖД» и студентов авторского класса, прошедших подготовку по образовательной TEMPUS-программе «Подготовка в области инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного движения в России». Смогут ли молодые специалисты справиться с вызовами времени, рассуждает Анатолий Фиронов.

– Какой квалификацией должен обладать железнодорожник, чья работа будет связана с ВСМ?
– Менеджеры, управленцы, чья работа связана непосредственно с принятием решений в области реализации проектов высокоскоростных магистралей, должны обладать широким, универсальным спектром знаний, охватывающим все аспекты ВСМ. Если говорить о специалистах, то они, конечно, должны быть узкопрофильными, со специализацией в той или иной области: инфраструктура, подвижной состав, автоматика и телемеханика, электроснабжение и так далее. Двухлетняя магистерская программа, реализуемая в Русско-немецком институте МИИТа, направлена на подготовку руководящего состава, поэтому учебный план составлен таким образом, чтобы дать слушателям универсальный комплекс знаний в области ВСМ. Например, если приходит уже работающий экономист, ему преподают не только экономику и финансы, но и путевое хозяйство, подвижной состав. Такого комплекса дисциплин он не получит нигде.
Конечно, специалистам будущего важно знать новые методы проектирования с использованием, например, спутниковых технологий, а также усовершенствованные системы управления движением. Машинист поезда, движущегося со скоростью 350 км/ч, не увидит сигнала светофора. Это уже фактически полёт. Поэтому здесь необходимо применять современные технологии организации управления и контроля движения, использовать спутниковые технологии. Появилось новое понятие «цифровая железная дорога», означающее переход к автоматизированным способам управления. И сегодня наша цель – дать слушателям такие знания, чтобы в дальнейшем они стали проводниками новых технологий.

– Когда Русско-немецкий институт МИИТа начал готовить специалистов для ВСМ?
– В 2012 году «Французские национальные железные дороги» (SNCF) и Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II инициировали участие в конкурсе Европейского союза на разработку и реализацию образовательного TEMPUS-проекта на основе единых подходов к подготовке специалистов высокоскоростного железнодорожного движения. Для его осуществления был создан консорциум, в который вошли представители европейских университетов и администраций железных дорог Латвии, Польши, России, Украины и Франции. В ходе реализации проекта были образованы триномы, в каждый из которых вошли по три преподавателя или специалиста из разных стран. Для них при поддержке ОАО «РЖД» были организованы технические визиты во Францию и Россию на предприятия железнодорожного транспорта, обслуживающие высокоскоростное движение, – депо, вокзалы, диспетчерские и учебные центры.
В результате комитетом руководителей пяти стран была разработана образовательная программа «Подготовка в области инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного движения в России», включающая 23 дисциплины по разным видам деятельности на русском и английском языках. Девять из них общие, семь по инфраструктуре и семь по эксплуатации. В настоящее время общая подготовка со специализацией на инфраструктуру реализуется в ПГУПСе, а со специализацией на эксплуатацию – в МИИТе.
В 2016 году в МИИТе осуществлён первый выпуск программы: 13 студентов авторского класса и 15 специалистов компании. Студенты провели двухнедельную стажировку в Германии, где ознакомились с немецким железнодорожным производством, инфраструктурой и строительством ВСМ. Впервые среди железнодорожных вузов каждому выпускнику вручены два диплома – МИИТа о дополнительном профессиональном образовании в области высокоскоростного железнодорожного движения и CNAM (Парижской консерватории искусств и ремёсел – Политехнического университета Франции) – менеджера в области высокоскоростного железнодорожного движения.
В апреле этого года состоялась защита выпускных квалификационных работ слушателями второго набора TEMPUS-программы. Государственная аттестационная комиссия под председательством главного инженера ОАО «Скоростные магистрали» Владимира Евгеньевича Андреева по достоинству оценила высокий уровень выпускных работ, рекомендовав лучшие из них к публикации в сборнике трудов университета.
В МИИТе TEMPUS-программа получила существенное развитие. В соответствии с действующим в России Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в Русско-немецком институте МИИТа разработана и утверждена ОАО «Скоростные магистрали» и Дирекцией скоростного сообщения ОАО «РЖД» двухлетняя магистерская программа подготовки по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы» и специализацией «Инфраструктура и эксплуатация высокоскоростных линий». Она значительно расширена и адаптирована к требованиям ФГОС, включает 33 дисциплины, большое количество часов отведено на практику. С 2015/16 учебного года организован приём и уже ведётся подготовка магистров на бюджетных и внебюджетных местах. В 2017 году планируется первый выпуск магистров инфраструктуры и эксплуатации ВСМ.

– Кто читает лекции?
– Со слушателями вели занятия профессора и доценты МИИТа из состава Экспертного совета по ВСМ, принимающие участие в экспертизе проектной документации проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань, ведущие специалисты Центра организации скоростного движения компании, ОАО «Скоростные магистрали», а также сотрудники компании «Сименс», НИАС. Для чтения лекций мы привлекаем специалистов, работающих непосредственно над проектом ВСМ Москва – Казань. При прохождении практики к каждому магистранту прикрепляется консультант от компании, помогающий будущим специалистам в подготовке магистерской диссертации.

– Как учащиеся получали практические навыки?
– В проекте предусмотрено техническое оснащение процесса обучения. С этой целью в Русско-немецком институте МИИТа была приобретена и смонтирована межкафедральная учебная лаборатория ВСМ. В ней установлен виртуальный симулятор машиниста, позволяющий имитировать управление поездом на реальных участках высокоскоростного движения. Выездные практики были организованы с помощью Дирекции скоростных сообщений ОАО «РЖД». Слушатели ознакомились с конструкцией подвижного состава, работой депо Металлострой, Центра управления движением Октябрьской дороги, Центра подготовки машинистов высокоскоростных поездов, депо Подмосковное, где студенты сами опробовали тренажёры и действия машиниста в специально создаваемых нештатных ситуациях.

– Насколько сейчас востребованы специалисты, прошедшие обучение по этим программам?
– Реализуемые в МИИТе программы получили положительную оценку со стороны ОАО «РЖД», они целиком соответствуют потребностям компании и прежде всего востребованы в связи с реализацией проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
Выпускники первого набора TEMPUS-программы сегодня работают на предприятиях ОАО «РЖД» на Московской, Октябрьской, Горьковской дорогах, в Московском и Горьковском отделениях Дирекции скоростного сообщения компании, а также в ОАО «Скоростные магистрали». В будущем они примут непосредственное участие в реализации проектов ВСМ.
Только на участок ВСМ Москва – Нижний Новгород потребуется шесть тысяч специалистов разных профилей, из них примерно 600 – это специалисты инженерно-технического состава с высшим образованием. Мы не опережаем развитие событий, а даже опаздываем с подготовкой таких специалистов. Планируется, что стройка первой ВСМ начнётся в следующем году. Она займёт четыре года, а на подготовку специалистов уходит пять и более лет, ведь изначально работникам нужно набраться опыта на существующих предприятиях и только затем перейти на новую технику.

– Будут ли квалификационные работы, защищённые участниками программы, востребованы на производстве?
– Работы получились действительно качественными. Например, интересный доклад, связанный с зимней эксплуатацией поездов «Сапсан» и «Аллегро». Нельзя слепо использовать европейский опыт, потому что у нас совершенно другие природные условия, которые требуют иных подходов к разработке ВСМ. Возникает целый комплекс технических проблем, которые предстоит ещё решить, например аэродинамическое взаимодействие встречных поездов при скорости движения 350 км/ч и выше, динамическое взаимодействие мостовых конструкций и высокоскоростного подвижного состава и ряд других. Также стоит отметить работу, связанную с движением сдвоенных «Сапсанов», там есть свои нюансы, связанные, с одной стороны, с ограничением по току контактной сети напряжением 3 кВ, а с другой – необходимостью обеспечить требуемый график движения. Были доклады, посвящённые проектированию и эксплуатации ВСМ Москва – Казань, а также обслуживанию пассажиров высокоскоростных поездов. В трёх выпускных работах были рассмотрены вопросы проектирования региональных ВСМ, например Самара – Тольятти, Екатеринбург – Челябинск, Москва – Адлер.
По решению аттестационной комиссии статьи на основе лучших докладов мы опубликуем в сборнике трудов МИИТа.

Беседовала Юлия Соловьёва
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Стратегия управления талантами

Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,

От новых локомотивов к беспилотным поездам

Рубрики: Гость номера
Магистраль надежд
Александр Мишарин, первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали»,

В первые 10 лет эксплуатации ВСМ дополнительный прирост внутреннего регионального продукта составит 27–76%

Рубрики: Гость номера
Искусство управления
Ефим Розенберг, первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС», доктор технических наук,

Эксперты об особенностях высокоскоростного движения на железной дороге

Рубрики: Гость номера
Железнодорожная дипломатия
Вячеслав Павловский, вице-президент ОАО «РЖД» по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности компании ,

«Российские железные дороги» на международной арене

Рубрики: Гость номера

Библиотека Руководителя

Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Думай медленно… Решай быстро
Даниэль Канеман
«Думай медленно… Решай быстро». Издательство «АСТ», 2016 год
Майндсайт. Новая наука личной трансформации
Дэниел Сигел
«Майндсайт. Новая наука личной трансформации». Издательство «Манн, Иванов, Фербер», 2015 г.
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100