Единство мира
Параг Ханна
Параг Ханна
консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap

Единство мира

Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды
Первый международный транспортно-логистический форум «PRO//Движение.1520» прошёл в Сочи с 1 по 3 октября. В нём приняли участие представители 340 компаний из 16 стран мира. Одна из основных тем для обсуждения – «Будущее мировой транспортной системы». Тон дискуссии задал Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap.

– Я аплодирую амбициозным планам «Российских железных дорог». Потому что то, что вы делаете, – это огромная историческая миссия. В чём она заключается? Она заключается в том, что Россия действительно связана со всем миром. Это государство, которое само по себе является связующим звеном между двумя самыми главными регионами – Европой и Азией, и этот вопрос становится частью глобальной повестки дня. Действительно, это исторически обусловлено.

Но я хочу показать вам, как в наш XXI век Россия принимает эту миссию на себя. Потому что просто упоминать об этой огромной задаче недостаточно. Давайте начнём с небольшого исторического ракурса.

Каждая железная дорога, автострада, линия электропередачи, трубопровод, электрический кабель и кабель связи – это то, что нас соединяет. Но сегодня мы знаем, что в мире 7,6 млрд человек (по данным на октябрь 2018 года) зависят от взаимодействия, потребность в котором никогда не прекратится. Это в природе человека – быть соединённым с другими людьми, чувствовать единение.

А для России, крупнейшей страны в мире, эта миссия действительно свойственна на протяжении всей истории.

Мы, конечно, полагаемся на наши знания физической географии, которая является географией ресурсов. Но мы и вы в школе изучали политические карты, а они показывают разделение народов между странами. Это никак не способствует миссии ОАО «РЖД» и России – миссии соединения народов.

В настоящее время нужны функциональная география и география коммуникаций. Сегодня, в XXI веке, вопрос стоит так – ты либо соединён и соединяешь, либо тебя нет. Потому что если ты не соединён, то тебя захватят или будут игнорировать.

Миссия и сила России – это не просто владение большой территорией, это сила соединённости со всем миром и соединение всего мира. Стратегически мудро смотреть впёред в будущее и видеть те вещи, которые будут способствовать этой миссии. Транспорт и дороги – именно они соединяют различные индустрии.

С точки зрения технологий сегодня мы создаём то, что создаётся на века. Приведу цитату Сантьяго Калатравы (испанско-швейцарский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. – Ред.): «То, что мы строим сегодня, останется на века». Здесь говорится о той инфраструктуре, которую мы создаём сейчас. То, что сегодня вы создаёте, уже закладывает основу совершенно другого будущего. Это будущее, где люди будут свободно, быстро и удобно перемещаться через границы. Можно сказать, что это всемирная урбанизация.

Сегодня человечество в большинстве своём стремится селиться в мегаполисах.

На карте мира можно обозначить 48 главнейших густонаселённых регионов. Если мы наложим их на политическую карту мира, то увидим, что на ней уже нанесены такие крупнейшие города, как Москва. Города не существуют отдельно друг от друга. Они образуют архипелаги, в которых живут, работают, путешествуют 50–60 млн человек. И там концентрируются инфраструктура, инвестиции и всё, что касается урбанизации. Потому что, селясь в городах, люди требуют, чтобы им там было удобно жить. И через 10–15 лет крупные мегаполисы займут главенствующее положение в мире. Но недостаточно понимать, что есть такая тенденция. Когда мы соединяем карты коммуникаций и взаимосвязи с другими картами, то понимаем те тренды, которые подсказывают нам, где наш потенциал роста.

Сегодня центром притяжения является Азия. В этом регионе действительно живёт большинство людей всей планеты. Но скажу одну важную вещь, которая останется верной в течение моей жизни и жизни наших детей и внуков: вскоре на нашей планете будет 9–9,5 млрд человек, и большинство будет проживать в регионе Азии.

Это очень важно понимать и принимать к сведению, потому что этот регион находится не только рядом с Россией, но и в её пределах. Тем самым Россия оказывается на пересечении двух больших регионов – Европы и Азии, и её миссия, повторюсь, быть связующим звеном между ними.

С экономической точки зрения Европа сегодня представляет собой регион, отвечающий за самый большой объём торговых оборотов в мире. Не только потому, что она так удобно расположена, а потому что торговля Европы с Азией растёт в геометрической прогрессии. И хотя мы помним, что в послевоенный период существовали трансатлантические отношения, которые были основными векторами развития мировой экономики, сегодня Европа поворачивается на восток – сегодня Европа торгует больше с Азией, чем с Америкой, и больше, чем Америка с Азией.

Внутри Азии Евразия становится более важной. Совместное движение экономики Европы и Азии образует эффект синергии: $1,6 трлн – это оборот торговли между Европой и Азией.

Вторая очень важная тенденция – это восток Азии. На сегодняшний день Китай ещё не приобрёл статус основной рыночной экономики для Европы. Но существует Южная Корея, и это нужно учитывать. Потому что сегодня ведутся переговоры с Индией, Ираном и Юго-Восточной Азией. В ближайшие десятилетия всё будет расширяться.

Железные дороги, которые изначально развивались в сетевом плане, даже несколько лет назад характеризовали движение грузовых потоков на Запад. Но сегодня мы видим, что появляется вектор движения грузов на Восток, и этот тренд увеличивается. Немецкие и французские компании заинтересованы посылать товары народного потребления, оборудование, фасованную продукцию на Восток. И через 10 лет мы увидим, как оборот достигнет $2,5 трлн, это будет оборот торговых перевозок с запада на восток.

Инициатива, которую начал Китай под названием «Один пояс – один путь», иллюстрирует, почему Европа заинтересована работать вместе с Китайским банком развития: потому что уже нет альтернативы – только Европа или Азия, все рассматривают будущее на пересечении отношений Европы и Азии. Европа распознала огромные перспективы, связанные с этим банком, которые сопутствуют основным трендам в мире.

Каким образом сейчас выглядит развитие проекта «Один пояс – один путь»? Мы видим здесь несколько «шёлковых путей»: в виде трубопровода, железнодорожных сообщений, автотрасс, интернет-цифровых технологий, энергоснабжения. И все эти линии, соединяющие экономику, будут не просто построены, а увеличены в объёмах. Почему? Потому что существует динамика увеличения населения.
Мы видим, что после колониальной эпохи в Юго-Восточной, Восточной Азии население увеличилось в три раза. И все люди хотят улучшить свою жизнь и соединиться более тесно с остальным миром.
Поэтому им необходимы развитие инфраструктуры и движение с востока на запад. Это тот вектор, который существовал до сих пор и сейчас сопровождается встречными векторами, такими как север – юг или юг – север. Каждая страна на этой карте всё крепче связана с другими странами региона.

Несколько лет назад было амбициозное предложение соединить Сахалин переходом к Японии и, может быть, даже к Корее. Почему нет? Политическая и физическая география говорит нам, что Япония – это отдельный от всего мира остров, но почему мы упорствуем, что так должно оставаться навсегда? Мы можем сделать так, что Япония практически перестанет быть островом. Посмотрите, скоро отстроится большой мост, который будет соединять Гонконг – Чжухай – Макао.

Можно использовать все наши мощности, интеллектуальные ресурсы, финансы для того, чтобы преодолеть разобщённость, увеличить товарооборот и поделиться ресурсами. Всё это можно сделать благодаря развитию инфраструктуры, потому что инфраструктура является основой для процветания огромного количества сервиса и услуг.

Китай начал эту инициативу, потому что хотел сохранить свою независимость и очень узко рассматривал коридор Сингапур – Индонезия. Но этот коридор может быть расширен.

Каждая из стран может выйти на рынки Ирана, Европы, России, Центральной Азии и даже Турции, но только имея большие амбиции по созданию широкого коридора. И чем больше будет взаимосвязь, тем больше будет поставок и закупок. В это очень мудро вкладывать деньги. Существует спрос, и, когда мы говорим о мощной инфраструктуре, сразу вспоминаем инфраструктуру железных дорог, автомобильных дорог, образования и здравоохранения.

Конкуренция между различными видами транспорта всё ещё продолжается. Мы все знаем, что морские перевозки традиционно считаются основными. Сегодня мы видим, что карта грузоперевозок мира сконцентрирована в основном в Индийском океане и большинство товаров на сегодняшний день перевозится морскими судами. Но каждый проект – в Иране, в Греции или в индийском порту – требует, чтобы те места, куда поступают грузы, были хорошо связаны с дальнейшими маршрутами. Конечно же, налаживание интермодальных транспортных маршрутов и хабов – это условие будущего развития.

Важно понимать, что развитие железных дорог, морских перевозок и создание портов делает Азию ближе к другим регионам мира.

Эта история касается не только Китая и его роли в мире. Азия – это не только Китай. Если мы посмотрим через Пакистан на юго-восток – в Таиланд, Индонезию и Филиппины, – то увидим, что на этих векторах проживают 2,5 млрд человек. Эти страны моложе Китая, но сегодня это страны с быстрорастущей экономикой. И если 2,5 млрд человек будут развиваться ещё быстрее, то через десять лет они выйдут на уровень ВВП, который сегодня имеется в Китае. Вся Азия – это 5 млрд человек, и рассматривать её нужно как единую экономическую систему, а не как набор отдельных экономик. Эта экономическая система должна и будет связана с другими регионами мира.

Налаживание взаимосвязей между Европой и Азией может способствовать сращению их экономических систем. Например, восток Азии развивается гораздо динамичнее, чем другие регионы Азии. Поэтому Россия, Германия и арабские страны развивают не только торговлю, но и дипломатические отношения со странами Востока. Это способствует усилению баланса сил и помогает устранить перекос в сторону Запада в плане инвестиций.

В России очень серьёзно используются фонды развития, предоставляемые в Персидском заливе.

Возвращаемся к главному – к теме железных дорог.

Высокоскоростные трассы и транспортные средства в перспективе станут реальностью по всему миру. Если говорить серьёзно, то хотелось бы снова вернуться к истории и сказать, что тысячи лет мы выстраивали связи друг с другом и инфраструктуру для них. Мы все устремлены в то будущее, в тот мир, где каждый город будет соединён прочными связями с другими городами. Потому что все стремятся к связям, и не только дипломатическим. Это экономические связи, коммуникации, обмен навыками, кадрами и так далее.

Данный процесс подталкивает движение развития железных дорог, авиасообщений и коммуникаций. Всё это входит в моё понимание будущего мироустройства, основанного на взаимосвязанности.

Мы все, к сожалению, живём в парадигме геополитики, опираясь на сегодняшние проблемы. Но давайте думать о взаимосвязях и особой миссии и о том особом месте, которое занимает Россия в мире.

Её миссия – помогать другим регионам и городам связываться друг с другом ради большего процветания. И чем больше они связаны, тем лучше они развивают свои отношения, ведь все выигрывают от этого. Взаимосвязь способствует жизни и миру, ради этого мы и живём. Чем больше мы строим, налаживаем связи, тем больше поставок и закупок нефти, газа, товаров, тем больше будут путешествовать люди. И самое главное, будет труднее загнать кого-то в рамки. У нас много вариантов и способов предотвратить конфликты. Если мы будем стабильно продолжать наращивать инфраструктуру взаимосвязи, мы будем способствовать укреплению мира.

Подготовила Дарья Чикиркина



Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),

Специалисты будущего должны быть универсалами

Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Стратегия управления талантами

Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,

От новых локомотивов к беспилотным поездам

Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,

Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего

Рубрики: Гость номера
Магистраль надежд
Александр Мишарин, первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали»,

В первые 10 лет эксплуатации ВСМ дополнительный прирост внутреннего регионального продукта составит 27–76%

Рубрики: Гость номера

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100